Вышел в свет № 11–12 (405–406) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

Вышел в свет № 11–12 (405–406) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

В номере:

«Самое важное, самое фантастическое и самое эйфорическое» для Софии Губайдулиной — «сочинение музыки»: выдающийся композитор нашего времени отметила 85-летие;
«Пиковая дама» как предчувствие катастрофы: опера П.И. Чайковского — первая премьера МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко в 98-м сезоне;
«Золотая Маска» объявила номинантов, членов жюри и первых лауреатов 23-го конкурса-фестиваля. Победителей узнаем в апреле 2017-го;
«Полюс магии»: в Москве открыли памятник великой балерине ХХ столетия Майе Плисецкой;
Театр имени Наталии Сац: как живет единственный в мире детский музыкальный театр, вступив в свои вторые полвека?

«Плисецкая — полюс магии»

Так написал о Майе Плисецкой Андрей Вознесенский, соорудив стихотворный памятник великой балерине. Теперь в Москве есть и скульптурный памятник Плисецкой. Он открыт 20 ноября 2016, в 91-й день ее рождения, в сквере на Большой Дмитровке, который носит имя Плисецкой. Памятник соорудил челябинский скульптор Виктор Митрошин, друживший с Плисецкой с начала 1990-х годов. Эскиз памятника успела одобрить сама Майя Михайловна, а установлен он по инициативе супруга Плисецкой Родиона Щедрина.

На церемонии открытия выступили Ольга Голодец, Владимир Мединский, Родион Щедрин, Валерий Гергиев. Присутствовали Владимир Урин, Махар Вазиев, солисты Большого театра, друзья балерины.

Памятник представляет собой композицию выстой 9 метров: на 5-метровом постаменте запечатлена Плисецкая в образе Кармен.

Мнения по поводу памятника разделились. Например, Р.К. Щедрин, восхищенный работой, мечтает о том, чтобы в сквере, у памятника, посадили сирень, встречалась молодежь. А известный скульптор Г. Франгулян (автор памятников И. Бродскому на Садовом кольце, Б. Окуджаве на Арбате, Д. Шостаковичу у Дома музыки) настроен скептически. Он полагает, что памятник Плисецкой, как и подавляющее большинство возводимых сегодня монументов — «полнейшее вырождение скульптуры, ма-ну-фак-ту-ра, ничего общего не имеющая с настоящим искусством, с принципами профессиональной скульптуры. Это фальсификация. Попса в бронзе. Это не просто компромат на те образы, которые они стараются выразить, это вообще не скульптура».

«Излишняя монументальность, преувеличенность деталей демонстрируют определенное несовершенство вкуса скульптора, — пишет «МО». — Майя Плисецкая была великим Художником своей эпохи, и сама стала Эпохой в балете и в истории. Она создавала беспримерные произведения искусства, и те произведения, которые ей посвящены, должны быть достойны ее. Памятник, установленный в Москве, думается, не соответствует величию Майи. В нем не хватает, прежде всего, Искусства, достойного ее творчества и ее памяти.

Таких памятников много.

Майя была одна».

«Простая молитва»

Исполнилось 85 лет Софии Асгатовне Губайдулиной — выдающемуся композитору современности. Ей посвящен материал в рубрике «Персона».

В материалах рубрики «Персона», посвященных этому событию — хроника юбилейных событий и исполнений произведений Губайдулиной в 2016–2017 гг. в России и за рубежом, презентация юбилейного альбома «С любовью к Софии», выпущенного правительством Татарстана и Мэрией Казани, подробная информация о последних премьерах ее сочинений: оратории «О любви и ненависти» и сочинения «Простая молитва».

Отдельная глава — рассказ о добрых взаимоотношениях, сложившихся у Губайдулиной с газетой «Музыкальное обозрение» на протяжении последней четверти века.

Губайдулина часто дает интервью. Она всегда пользуется возможностью высказать свои взгляды на творчество, на мир, на религию, на будущее и прошлое, на день сегодняшний.

При этом генеральная линия ее размышлений остается неизменной. Можно говорить об эволюции, но никак не о революции базовых принципов ее мышления. Ее мысли вслух — всегда углубление, расширение, развитие тех жизненных и творческих постулатов, тех ценностей, на которые она опирается всю жизнь.

В номере опубликованы фрагменты интервью, которое композитор дала главному редактору «МО» А. Устинову в октябре 2016 г., накануне юбилея:

«То, что происходит сейчас — это культурный спад. Все большее значение имеет популярная музыка, все меньшее значение имеет высокое искусство, чистое искусство, классика. Финансирование все меньше и меньше, а ведь искусство не может жить без того, чтобы не был оплачен труд исполнителей, менеджеров. И выжить может только то направление, которое имеет дело с развлечением, а это очень мало для культуры, она может уже совсем погибнуть, если это будет продолжаться. Поэтому я говорю о том, что сейчас мы не имеем права на пессимизм, мы должны сопротивляться. И положение может быть поправлено только с помощью громадной энергии со стороны тех, кто понимает значение высокого искусства, а не развлекательного <…>

Я думаю, что постсоветская Россия — это младенец, который родился от двух персон — довольно пожилого мужчины, который называется «западноевропейская цивилизация», и довольно молодой женщины, которая называется «Советский Союз». Мамочка умерла при родах. Младенец оказался довольно невзрачным, очень слабым, почти нежизнеспособным, и многие даже хотели его придушить. Но в нем оказались живыми какие-то силы, которые приходили от бабушки, от дедушки, это значит от варягов, от скифов, от половцев. И младенец выжил и стал превращаться в юношу. Этот юноша делает много ошибок, у него много недостатков, но у него имеется громадное преимущество — он находится в стадии роста, а не увядания. России принадлежит будущее, несмотря на все недостатки подросткового возраста. Подросток — хорошее время для человека, неплохое».

Предчувствие катастрофы

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показал первую премьеру 98-го сезона: «Пиковую даму» П.И. Чайковского.

Действие оперы перенесено в начало ХХ века — в военный предреволюционный Петроград 1916-го. Не случайно и рецензенты, и постановщики обращают внимание на аналогии, параллели с нашим временем, на «рифму в 100 лет».

«Это история о страшных противоречиях в судьбах людей, живущих в городе трагического величия — Петербурге. <…> Музыка, написанная Чайковским в 1890-м году, безумно далека от пушкинского времени по своей сути. Она гораздо ближе к веку двадцатому. Она существует уже позже героев Достоевского. После «Белых ночей», «Преступления и наказания», даже «Бесов». Смятение умов, утрата идеалов, предчувствие неотвратимой катастрофы: погибнет город, погибнет Империя… Что будет с Россией?» (Александр Титель)

«Нельзя два раза войти в одну и ту же воду. Но в истории — можно. И спектакль об этом. Но он не про историю, а про то, что происходит в сознании, в культуре, в поведении, в душах темнеющего общества.

Страшно…

Могила…

«Мне страшно» — рефрен всей оперы.

И Демон Врубеля над ними.

Будущего не видно, жизнь день за днем.

Как матрица, вскрывающая то одиночество, в котором мы оказались перед вызовами настоящего. Каким станет человек, как может измениться его сознание под давлением мира, как мир деформирует любовь, преданность, власть, армию, личность.

Как все далеки друг от друга.

Искусство пошло и обслуживает домашние посиделки и гуттаперчевые игры.

Гуттаперчивая фейковая жизнь, оторванная от реальной, и предчувствие как предсказание.

И это Чайковский предсказал уже тогда.

Предсказание и предчувствие Чайковского в 1890 — сбылось в 1917.

То, что мы не могли знать, но могли предчувствовать в 1989 — сбылось в 2016? Или сбудется в 2017?» (главный редактор «МО» Андрей Устинов).

Газета представляет нового генерального директора МАМТа Антона Гетьмана и основные события 98-го сезона: премьеры, концерты, фестивали, гастроли.

«Борьба амбиций и страстей»

Национальная театральная премия «Золотая Маска» объявила номинантов, членов жюри и первых лауреатов 23-го конкурса-фестиваля.

В шорт-листе представлены 10 театров оперы и балета: Большой (6 спектаклей — три оперы и три балета), Мариинский (2 — одна опера и один балет), МАМТ (2 — одна опера и один балет), «Новая опера» (1), «Геликон-опера» (1), театры Екатеринбурга (2 — одна опера и один балет), Перми (1 опера), Уфы (2 оперы), Астрахани (1 опера), Самары (1 опера);

7 балетных компаний из Москвы (две, в т.ч. «Балет Москва»), Санкт-Петербурга, Омска, Челябинска, Вологды, Костромы;

Театр мюзикла (Москва), Театр музыкальной комедии (Санкт-Петербург);

Театр драмы (Н. Новгород), два Театра юного зрителя (Казань, Красноярск);

Театр «Старый дом» (Новосибирск).

Лидер среди театров — Большой театр: шесть спектаклей, 31 номинация.

В опере также лидирует спектакль ГАБТ «Роделинда» (совместная постановка с Английской национальной оперой) — 8 номинаций.

По 7 номинаций получили «Осуждение Фауста» (ГАБТ), «Травиата» (Пермский театр), «Манон» (МАМТ), «Саломея» (Новая опера), по 6 — «Доктор Гааз» («Геликон»), «Осуждение Фауста» (Астрахань), по 5 — «Катерина Измайлова» (ГАБТ), «Кармен» (Екатеринбург), «Леди Макбет Мценского уезда» (Самара), по 3 — «Симон Бокканегра» (Мариинский театр), «Геракл» (Уфа), 2 — «Орлеанская дева» (Уфа).

В балете лидеры — «Ромео и Джульетта» (Екатеринбург, 8 номинаций), «Ундина» (ГАБТ, 6 номинаций),

по 4 — «Вариации на тему Франка Бриджа» (ГАБТ), «Скрипичный концерт № 2» (Мариинский театр), «Из глубины…» (Художник Винсент Ван Гог) (ТЮЗ, Казань),

3 — «Кровь» (Компания «ПО.В.С.Танцы», Москва),

по 2 — «Совсем недолго вместе» (ГАБТ), «Чай или кофе» (МАМТ), 3Т (Проект Таи Савиной, Санкт-Петербург), «Five» (Театр танца «нОга», Омск), THE_MARUSYA (Компания «Диалог Данс», Кострома и Александр Андрияшкин, Москва), «На кончиках пальцев» (Компания «O’She TheARTe», Вологда), «Теоретическая модель абсолютной свободы» (Театр современного танца, Челябинск),

1 — «Все пути ведут на север» (Театр «Балет Москва»).

В индивидуальных номинациях трижды выдвинут дирижер Павел Клиничев. В трех номинациях — Роберт Уилсон: как режиссер, художник и художник по свету спектакля «Травиата». За две работы выдвинуты балетмейстер Вячеслав Самодуров и солистка оперы Ксения Дудникова.

Среди композиторов — претендентов на «Маску»: Э. Артемьев, А. Маноцков, молодые А. Сергунин и Э. Низамов. В список включена последняя работа петербургского композитора Г. Фиртича, скончавшегося в январе 2016.

В то же время, как отмечает «МО», в шорт-лист не вошли многие спектакли, достойные по крайней мере номинаций на премию: «Любовь к трем апельсинам» (МАМТ), «Жанна Д’Арк» (Ростовский музыкальный театр), «Лисичка. Любовь» (Театр им. Сац), «Лиса-плутовка» (Камерный театр им. Покровского), спектакли театра «Геликон-опера»…

12 декабря объявлено жюри (в категории «Музыкальный театр» его возглавил Сергей Стадлер) и первые лауреаты «Маски»-2017 — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Среди них солистка Мариинского театра Ирина Богачева и главный режиссер Театра им. Ойунского (Республика Саха (Якутия) Андрей Борисов, а также Олег Табаков, Владимир Этуш, Резо Габриадзе.

Остальных победителей узнаем в апреле 2017-го.

Единственный и неповторимый

Московский академический детский музыкальный театр им. Наталии Сац проводит свой 51-й сезон. «Вдогонку» юбилею, который театр отмечал в сезоне 2015–2016 (день рождения театра — 21 ноября 1965), газета предлагает материал об истории дне сегодняшнем единственного в мире Музыкального театра для детей и юношества.

Театра, который стал воплощением мечты выдающейся женщины ХХ века — Наталии Ильиничны Сац. После ее ухода их жизни театр почти 20 лет переживал непростой период. Новый этап в развитии Детского музыкального начался с приходом в 2010 году на должность художественного руководителя Григория Исаакяна.

«Мы — просветители, — говорит Исаакян. — Нам больше всех нужно, но мне нравится такая жизненная позиция. У нас огромные планы, мы придумали грандиозные проекты, и мы очень хотим, чтобы они встретили поддержку и понимание внутри театра и вне его стен. Когда вокруг столько пошлости, только театр — и наш театр в том числе — становится местом, где можно прикоснуться к прекрасному».

О новых веяниях в деятельности театра, наиболее значимых событиях и премьерах последних пяти лет, о юбилейном сезоне и торжествах, о важнейщих этапах сезона 2016/2017 — в материале «МО».

«Русский отец» американской музыки

В рубрике «Книги» газета рецензирует издание НИЦ Московской консерватории «Две жизни Иосифа Шиллингера. Жизнь первая: Россия. Жизнь вторая Америка» (2015).

Сборник статей (сост. А. Бретаницкая) впервые открывает для отечественной культуры имя и наследие забытого на долгие годы композитора, теоретика, музыковеда, пианиста и педагога выпускника Петроградской консерватории Иосифа Шиллингера (1895–1943), эмигрировавшего в 1928 из СССР в США и ставшего там известным благодаря созданию новаторской системы музыкальной композиции.

«Как доказывают современные исследования, — пишет автор рецензии Е. Ключникова, — именно И. Шиллингер являлся учителем Дж. Гершвина. Разработанный им сложный математический метод композиции лег в основу оперы “Порги и Бесс”, вошедшую в историю как первая национальная американская опера.

Сам Шиллингер указывал: “Гершвин учился у меня в течение четырех с половиной лет, беря по три урока в неделю все это время. “Порги и Бесс” была написана полностью под моим руководством; это заняло полтора года, по три встречи еженедельно (что забирало в то время четыре с половиной часа в неделю)”».

Назначения

Газета представляет новых руководителей в музыкальных театрах России:

Екатерина ВАСИЛЕВА

Екатерина Василёва назначена главным режиссером Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки;

Неэме Кунингас — главный режиссер Красноярского театра оперы и балета. В этом же театре назначены руководители оперной и балетной трупп: Лариса Марзоева и Наталья Матус-Марчук.

В двух регионах сменились министры культуры: в Свердловской области — Светлана Учайкина, в Республике Коми — Сергей Емельянов, самый молодой министр в стране (ему недавно исполнилось 23 года).

«Если не работает — не распространять это»

Практически одновременно покинули посты «аксакалы» российского филармонического движения, работавшие директорами в течение 20 лет: Галина Иванова в Пскове и Михаил Бирман в Тюмени. Место Ивановой занял Артем Татаренко, а бывший директор перешла на должность художественного руководителя филармонии.

В Тюмени новым директором филармонии стал Андрей Чувашов — в течение многих лет зам. директора филармонии, исполнительный директор Союза концертных организаций России, а в последние два года — директор Омской филармонии.

Михаил БИРМАН

И Тюменская, и Псковская филармонии входят в областные Концертно-театральные объединения, наряду с другими региональными организациями культуры.

Тема КТО была некоторое время назад весьма актуальна. Информация дошла до В. Путина, который затронул эту тему на заседании Президиума Совета по культуре и искусству при президенте РФ 3 февраля 2014. Любопытно, что в качестве примера фигурировало Тюменское КТО, а проходило заседание в Пскове.

В. Путин, выслушав заинтересованных лиц, задал вопрос: «Есть проблемы в связи с этим чисто хозяйственным и финансовым объединением? Творческому процессу нанесен какой-то ущерб или нет? Надо посмотреть, какой результат с точки зрения творческой составляющей. <…> Вы знаете, у нас и в здравоохранении, и в образовании, и в культуре есть что оптимизировать. Но, конечно, при этом нужно делать все с умом, с тем чтобы не наносить ущерба, а сделать что-то лучше. <…> Надо посмотреть, как это работает. Если не работает, то тогда не распространять это».

Это было сказано почти три года назад. Как отмечает «МО», «за это время жизнь показала неэффективность подобных объединений. Деятели культуры относятся к ним скептически. А новый министр науки и образования О. Васильева заявила о приостановлении процесса объединения вузов, который в последние годы шел достаточно интенсивно. Но кому-то все же неймется. И это явно люди, мало смыслящие в культурной ситуации».

Главные тренды сезона

Газета подробно рассказывает о 81-м сезоне Пермской краевой филармонии.
Его важные вехи:

Гастроли ведущих коллективов — квартета «Каравай» в Англии и Белоруссии; вокального «Хорус-квартета» — в Казахстане. Оба коллектива участвовали также в «Днях Пермского края в Крыму». Уральский камерный хор под управлением В. Новика выступал в Челябинске, иллюзионисты Валерий и Илья Бастраковы — в Китае.

В свою очередь, в Перми побывали ГАСК России под управлением В. Полянского, пианистка З. Чочиева, виолончелисты М. Дробинский и А. Жилин, певец М. Гужов, известные исполнители из Франции, Германии, Латвии, Италии, Испании и других стран.

Во 2-й половине сезона гостями филармонии станут После Нового года в филармонии выступят пианисты Б. Березовский, Е. Михайлов, П. Осетинская, Ф. Копачевский, скрипач П. Милюков, «Вивальди-оркестр», органисты Т. Эскеш (Франция), Х.М. Педреро (Испания), Ш. Кисслинг (Германия), Х. Бурема (Голландия).

В «Виртуальном концертом зале» пермские зрители в течение сезона могут побывать на выступлениях Н. Луганского и РНО под управлением М. Плетнева, юбилейном вечере А. Чайковского, концертах АСО Московской филармонии, ГСО «Новая Россия», Биг-бэнда Олега Лундстрема, Д. Алиевой и НФОР, НАОНИР им. Осипова, Д. Хворостовского.

«Под знаком Чайковского»

Уральская консерватория им. М.П. Мусоргского сообщает об итогах 2015/2016 учебного года.

Как отмечается в творческом отчете вуза, вектор учебной и творческой работы Уральской консерватории определили два события: 175-летие П.И. Чайковского и гастроли концертного симфонического оркестра студентов УГК в Германии.

Важнейшими событиями стали премьера спектаклей «“Евгений Онегин” — игры в классику» (режиссер П. Коблик и дирижер А. Шабуров), комических опер Г. Доницетти «Пиратский треугольник» и «Колокольчик» (режиссер Л. Якушев, дирижер В. Лягас); проведение научных конференций «Екатеринбургские ассамблеи-2015: Чайковскому посвящается» и «Музыкальная культура ХХ – начала ХХI века: диалог традиций и новаций».

Свыше 80 студентов и более 20 педагогов стали лауреатами и дипломантами Международных и Всероссийских конкурсов.

Сто лет назад

«МО» продолжает публиковать материалы из «Русской музыкальной газеты» 1916 года.

В этом номере:

«Кончина и погребение Э.Ф. Направника»: подробное описание болезни, ухода из жизни, отпевания и похорон композитора и дирижера, 50 лет возглавлявшего Мариинский театр;

«Сибелиус в Петрограде»: рецензия на концерт из произведений Яна Сибелиуса и финских композиторов;

«Современные композиторы и издатели»: о непростых взаимоотношениях петроградских издателей с творцами;

А. Кастальский. «Братское поминовение»: об одном из знаковых сочинений русской музыки, написанных в годы Первой мировой войны и посвященных ее жертвам. «Автор «Поминовения» создает ряд вокально-инструментальных картин, которые не только трогают, подчас потрясают, — но и заставляют глубоко задумываться над той страшной кровавой бурей, которая охватила теперь Европу. Море, потоки слез и крови претворяет Кастальский в трепещущие, скорбные образы, вызывающие слезы отчаяния, гнева и, в заключение, неизбежной примиренности и покорности пред Неведомым. Надо глубоко прочувствовать и пережить ужас той трагедии, последние акты которой развертываются пред нами для того, чтобы воплотить их так сильно, убедительно, искренно. А.Д. Кастальскому в полной мере удалось это выполнить и создать весьма крупное и значительное произведение, которое надолго останется не только для нас, современников, но и для тех, кому придется жить после нас», — пишет автор «РМГ».

In memoriam

28 ноября 2016 года ушел из жизни Марк Тайманов. Он принадлежал двум мирам — музыки и шахмат. Выдающийся шахматист, он был чемпионом СССР и Ленинграда, претендентом на звание чемпиона мира. Его заслуги как музыканта известны, может быть, более узкому кругу, но достижения — не менее значительны.

Марк ТАЙМАНОВ

Вместе с супругой Любовью Брук Тайманов составил один из первых знаменитых фортепианных дуэтов в нашей стране. Музыканты выступали по всему СССР с обширным репертуаром — от Моцарта

до Бриттена и Шостаковича, записывались на радио и студиях грамзаписи, инициировали создание новых сочинений для фортепианного ансамбля.

Материалы рубрики посвящены памяти основателя и бессменного на протяжении полувека руководителя Камчатской хоровой капеллы Евгения Морозова, скончавшегося 1 декабря, и профессора РАМ им. Гнесиных, известного музыковеда Людмилы Дьячковой (умерла 3 декабря 2016).

Конкурсы

Газета информирует о новых успехах молодых российских музыкантов на престижных международных конкурсах за рубежом:

Сергей Догадин
Сергей Догадин

скрипач Сергей Догадин завоевал II премию ($50 000) на Первом международном конкурсе скрипачей имени Исаака Стерна в Шанхае;

пианист Сергей Белявский — II премию на XIV Международном фортепианном конкурсе имени Ференца Листа в Будапеште;

пианист Андрей Дубов — III премию на IV Международном фортепианном конкурсе в Гонконге.

Публикуются итоги конкурсов, проходивших в России: II конкурса композиторов «Время Прокофьевых», им. Д.Б. Кабалевского в Самаре, камерных ансамблей и фортепианных дуэтов им. Гнесиных в Новомосковске, скрипачей им. В.С. Бобылева в Рязани, IV Открытого конкурса юных композиторов Чувашии «АТĂЛ АЧИСЕМ» в Чебоксарах.

Опубликованы Условия конкурсов, которые пройдут в 2017 году: им. А.И. Ямпольского в Москве, «Салават Купере» и «Мелодии малахитовой шкатулки» в Челябинске, «Где рождается искусство» в Краснодаре.

Подробности — на сайте www.music-competitions.ru

50 лет Белгородской филармонии

Специальный выпуск «МО» посвящен 50-летию Белгородской государственной филармонии. Представлена история одной из ведущих концертных организаций России и ее современная жизнь: здание и концертные залы, коллективы, абонементы и фестивальные проекты, уникальные инструменты — орган и карильон. Особый материал посвящен Симфоническому оркестру Белгородской филармонии (худ. рук. и главный дирижер Рашид Нигаматуллин).