Вышел № 2 (423) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год

Вышел № 2 (423) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год
Фото Андрей Устинов
Музыкальное обозрение

В номере:

Закон о культуре может быть принят в этом году
Президент В. Путин поручил своей Администрации разработать и приять проект Закона «О культуре» до 1 июня.
Государственный совет в Кремле
Какие вопросы обсуждались на заседании Президентского совета по культуре и искусству
«Особо сложное грозовое небо»
Выступления и статьи председателя СТД РФ Александра Калягина о положении дел в российской культуре
Научная ничтожность
«Сон разума рождает чудовищ-3»: профессор Саратовского университета Вера Афанасьева продолжает размышлять о проблемах отечественной науки и образования
Музыкальная магистраль
В Новосибирске пройдет Пятый Транссибирский Арт-Фестиваль Вадима Репина и Академия Арт-журналистики

Закону — быть!

Одна из главных тем номера — подготовка законопроекта «О культуре». Как отмечает «МО», «Закон «О культуре» — один из российских «законодательных долгостроев». Впервые документ с таким названием был подписан Б. Ельциным 9 октября 1992. В него неоднократно вносились изменения, многие статьи отменены как утратившие силу.

Но неоднократные попытки предложить и принять новый закон не увенчались успехом. А в 2014, как альтернатива закону «О культуре», были разработаны и приняты «Основы государственной культурной политики».

Спустя четыре года эта тема вновь обрела актуальность. Ее взял под свой контроль президент, давший поручение своей Администрации совместно с Советом по культуре и искусству до 1 июня 2018 разработать и представить концепции проектов федеральных законов «О культуре» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О культуре».


В своем комментарии ТАСС советник президента по культуре Владимир Толстой отметил: «Важно вывести культуру из социальной сферы и выделить в отдельное направление внутренней политики государства.

С середины 1990-х и до начала 2000-х страна пыталась избавиться от коммунистической идеологии. И тогда культура попала в социальный блок, которому органически она чужда. Конечно, вопросы пенсии, семьи, труда для страны важнее. И культура всегда будет оказываться на обочине. Все законодательство выстроено так, что оно не учитывает особенностей специфики культуры. <…> При этом культуру подчас воспринимают как узковедомственное понятие, как управление учреждениями культуры. Но в государственном масштабе культура — это формирование личности, наряду с образованием, просвещением, молодежной политикой. И она должна регулироваться отдельно, нужно создавать условия для другой атмосферы в обществе. “Прививка культурой” должна впоследствии сделать юных людей посетителями театров, консерваторий».

Государев Совет в Кремле

О необходимости принятия Закона «О культуре» сказал В. Путин во вступительном слове на заседании Совета по культуре и искусству 21 декабря:


«Предлагается разработать новый закон о культуре. О его конкретном наполнении как раз и предлагаю сегодня поговорить. При этом хотел бы сразу отметить, что проект закона должен пройти через процедуру широкого общественного обсуждения.

В будущем законе важно четко отразить особенности, специфику сферы культуры, ее всеобъемлющий характер и значимость — как миссии, как общественного блага».

Заседание Совета по культуре и искусству 21 декабря 2017 года. Фото www.kremlin.ru

Президента поддержали выступившие члены Совета, в частности, Председатель СТД РФ Александр Калягин: «В 1992 году принятое законодательство о культуре уже исчерпали, оно требует, конечно, замены, нужен новый закон о культуре.

В новом законе необходимо подчеркнуть, что культура по своей сути — это не услуга, а общественное благо, об этом сказано много раз. И для подготовки предложений и корректировки законодательства Союз театральных деятелей создал специальную группу, и она уже представила свои первые результаты.

Первое. В новом законе о культуре надо установить, что культура не относится к социальной сфере, сформулировать для нее свои особые правила регулирования.

Второе. На мой взгляд, очень важно и нужно законодательно закрепить единство культурной политики. Она должна быть самостоятельным направлением внутренней политики государства.

Третье. Нужно, наконец, найти удобные для развития культуры и искусства формы и способы их государственной поддержки. Мы неоднократно говорили о необходимости создания фонда культурного развития и даже предлагали Министерству культуры свою помощь в поисках источника дополнений, и считаю, что для поддержки такой фонд был бы очень необходим.

Четвертое. Важно закрепить в законодательстве формы поддержки государством различных общественных инициатив. Например, в театральной сфере нужно регулярно поддерживать негосударственные театры для детей и юношества, которые успешно прививают детям любовь к театру.

Пятое. Полагаю, что для успешной передачи творческим объединениям части функций и полномочий по управлению культурной деятельностью, — Вы об этом говорили тоже, но этого не происходит сейчас, вот это надо закрепить в законе, соответствующие правила и процедуры.

И последнее. Очень важно, уважаемый Владимир Владимирович, чтобы Вы поручили эту работу над новым законом о культуре своей Администрации, и лучше, конечно, вместе с Советом по культуре».

Судя по перечню Поручений, президент прислушался к голосу председателя СТД.

Михаил Пиотровский говорил о необходимости изменить характер взаимоотношений между государством и культурой:

«Нам нужно поэтапно трансформировать привычный патернализм государства по отношению к культуре в сторону взаимодействия. И тогда мы исключим вмешательство чиновников в содержание творческой культурной деятельности. Это сделает беспочвенными рассуждения о прямой или косвенной цензуре со стороны органов власти.

Мы понимаем, что без государственной поддержки существовать культуре невозможно. Но все-таки культурные институты не могут быть придатками к органам управления».

Александр Архангельский. Кадр из видео www.kremlin.ru

Александр Архангельский, говоря о «деле “Седьмой студии”» и его «фигурантах», предложил идти путем гуманизации законодательства:


«Самые лучшие законы будут буксовать, если надзорные органы, а также следствие и суд будут исходить из репрессивной логики.

Никто не говорит, что следствие против деятелей культуры невозможно. Говорят о другом — о том, что нельзя устрашать и подавлять ни чиновников, ни художников, ни рядовых граждан — никого. Нужно расследовать, а не преследовать. <…> Зачем разрушать институт поручительства? Поручительство — это моральная гарантия того, что фигурант не скроется, что можно ограничиться залогом, подпиской о невыезде, но продолжать работать».

Подробности заседания — на стр. 4–9 нового номера «МО».

«Мы оказались в чрезвычайной ситуации»

«МО» публикует выступление А. Калягина на чрезвычайном заседании Секретариата СТД РФ, на котором Калягин затронул «дело “Седьмой студии”» и вопросы законодательства о культуре, а по сути говорил о тревожном положении в российском театре и культуре в целом.

Александр Калягин. Фото пресс-служба СТД РФ

«Развернута кампания по дискредитации культурной сферы, тщательно продуманная, и которая ведется по нескольким направлениям. И это не только «Дело Серебренникова», за которым мы все следим уже несколько месяцев. Вам известны все перипетии этого дела и все фигуранты – мы пытались выступить в защиту каждого из них, выступали с личными поручительствами, но безрезультатно. Сейчас предъявлены обвинения бывшему руководителю Департамента поддержки искусства и народного творчества Софье Апфельбаум. И этот арест качественно изменил ситуацию. Почему?


Я думаю, что когда под сомнение ставится правомерность действий чиновника, выступающего от имени и по поручительству Правительства, частная история обретает другие масштабы, и требует системных и политических обобщений. И наша задача — провести серьезный анализ законодательства, регулирующего поддержку искусства и контрольный надзор этой самой поддержки.

<…> Мое предложение — создать специальную рабочую группу СТД или экспертно-аналитический Центр СТД, который бы занимался всеми этими вопросами, и на ближайшем заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству надо выступить с этим предложением».

Александр Калягин присудил ежегодную Премию Председателя СТД директору Российского академического молодежного театра Софье Апфельбаум.

«Особо сложное грозовое небо»

В статье, опубликованной на сайте СТД, А. Калягин продолжает свои размышления на те же темы:


«Законодательством в сфере культуры занимаются люди, не понимающие и не желающие понять сути творческого процесса, а наши просьбы, а иногда и требования привлечь к законодательной деятельности театральных специалистов, как правило, игнорируются.

В итоге мы имеем почти анекдотичные подзаконные акты, следовать которым невозможно. Театр сегодня выдавливается в рыночную среду, враждебную для творчества <…>

Я убежден, что культуре необходимо новое законодательство. Первый шаг навстречу уже сделал президент страны, который на совещании с деятелями культуры сказал, что открытые конкурсы, кроме «общехозяйственных вещей», неуместны и что в «прокрустово ложе» текущих норм невозможно уложить все, что связано с творчеством.

СТД РФ сформировал специальную рабочую группу, которая после месячной работы представила первый блок предложений по реформе законодательства. Эти предложения размещены на нашем сайте. Есть основания надеяться, что положено начало для работы».

Маршрутами Транссиба

В номере опубликован анонс Пятого Транссибирского фестиваля Вадима Репина. С 9 марта по 13 мая пройдет около 50 мероприятий в Новосибирске — столице Фестиваля, городах Новосибирской области, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Самаре: симфонические, камерные, сольные, джазовые концерты, балетные спектакли, выставки, кинопоказы, обширная образовательная программа. В числе участников и гостей фестиваля — Вадим Репин, Светлана Захарова, София Губайдулина, Бруно Монсенжен, Гидон Кремер, Кент Нагано, Томас Квастхофф, Жан-Клод Казадезюс, Клара-Джуми Кан, Константин Лившиц, Лев Винокур, Андрей Коробейников, балет Большого театра России, симфонические оркестры Новосибирска, Красноярска, Самары…

Вадим Репин, Олег Белый. Пресс-конференция V Транссибирского Арт-Фестиваля

«Можно с уверенностью сказать, что Транссибирский Арт-Фестиваль занял положение крупнейшего международного художественного события не только в России, но также в Японии и других странах. Для меня это воплощение моей мечты, моей искренней надежды на то, что наш Фестиваль поможет объединению разных стран, исполнителей и слушателей», — говорит художественный руководитель Фестиваля Вадим Репин.

Впервые в программу Фестиваля включена Академия Арт-журналистики, инициатором и куратором которой стал главный редактор «МО» Андрей Устинов.

Актуальность Академии обусловлена, прежде всего, нынешним состоянием музыкальной журналистики в России, — отмечает А. Устинов, — <…> продиктована вызовами нашего времени, новой информационной реальностью, цифровой революцией, спросом в обществе на образовательные проекты, в то время как государственные институты не успевают отвечать на запросы стремительно меняющегося мира».

В учебной программе Академии, в которой примут участие несколько десятков молодых журналистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов — лекции, лаборатории, дискуссии, тренинги, интервью, творческие встречи, круглые столы, критический анализ концертных программ.

Спикеры и преподаватели Академии — ведущие музыкальные критики и журналисты, обозреватели крупнейших СМИ («Коммерсант», «Ведомости», «Музыкальное обозрение», Colta.ru), специалисты и эксперты Высшей школы экономики, Большого театра России, Ассоциации музыкальных критиков.

16 плюс

Президент В. Путин подписал Указ, а Правительство подготовило распоряжение об увеличении числа грантополучателей и общей суммы ежегодного Президентского гранта «ведущим музыкальным и театральным коллективам, высшим учебным заведениям, занимающимся профессиональной подготовкой в области музыкального, театрального, изобразительного, хореографического искусства, кинематографии, архитектуры и литературного творчества».

С 2018 года к 83 организациям прибавилось еще 16, в т.ч. АСО им. Сафонова Северо-Кавказской филармонии им. Сафонова (Кисловодск), Уральская консерватория им. Мусоргского, Московский театр «Геликон-опера», Пермский театр оперы и балета, Уральский академический филармонический оркестр.

Начиная с 2018 года, значительно увеличилась общая сумма выплат — с 5,3 млн. руб. до 8041,5 млн. руб. в год.

Научная ничтожность

«МО» продолжает публиковать статьи профессора Саратовского университета Веры Афанасьевой с невеселыми размышлениями о проблемах отечественной науки и образования.

Год назад, в январе 2017, Вера Афанасьева опубликовала в livejournal пост «Пять причин, по которым не нужно становиться профессором» — с невысказанными чаяниями, без преувеличения, всех профессоров и преподавателей всех российских вузов. Материал собрал тысячи перепостов и был перепечатан множеством СМИ, в т.ч. и «МО».

Вера Афанасьева. Фото Facebook

Спустя некоторое время профессор Афанасьева обратилась с Открытым письмом к министру науки и образования Ольге Васильевой: «Пять признаков тяжелой болезни», в котором предложила свои пути решения проблем российского образования. Открытое письмо активно обсуждалось в соцсетях и СМИ и также было напечатано в «МО».

Новый пост профессора посвящен состоянию академической науки.


«Вал российских научных публикаций растет куда быстрее, чем мировое научное знание, — пишет В. Афанасьева. — По сотне публикаций есть почти у каждого отечественного профессора, у некоторых — много больше. Для сравнения: фонтанирующий идеями Ландау за всю жизнь написал около 90 работ, про Ньютона с Эйнштейном даже говорить не буду — количественно они просто двоечники.

Горы написанного-опубликованного, что в них?

Преимущественно — интеллектуальный мусор. Подавляющее большинство нынешних российских научных трудов не содержит ничего нового. Это тиражирование собственных результатов, полученных давно, когда еще были время и силы подумать…».

И называет причины этого:

«Первая — нужда, необходимость следовать заведенному порядку.

В российских науке и образовании культивируется, нет — насаждается сверху погоня за рейтингами и надбавками к жалованию, которые напрямую зависят от количества написанного…

Вторая причина научной ничтожности — интеллектуальное вырождение. Последнее есть прямое следствие долговременного разрушения отечественного образования…

Третья причина — это тотальная российская безнравственность. Ученые, как и все в нашей стране, привыкли лгать, считают ложь нормой. <…> Будем врать — списывать у себя, переделывать других, публиковать сырое, недодуманное-непроверенное-недоделанное, никому не интересное…»

Продолжение — в новом номере «МО».

После публикации на сайте «МО» рейтинга «События и персоны 2017 года» и списка лауреатов газеты за 2017, мы получили откликов от специалистов с предложением включить в этот список Веру Афанасьеву. Эксперты газеты согласны с этим мнением.

Вера Афанасьева — персона года по версии газеты «Музыкальное обозрение» и лауреат премии «МО».

С духовым приветом Чайковскому

Объявлено о проведении XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Прошло первое заседание Оргкомитета, которое провели его сопредседатели Ольга Голодец и Валерий Гергиев. Главное нововведение предстоящего конкурса — включение новых специальностей: всех оркестровых деревянных и медных духовых инструментов.

О. Голодец назвала это нововведение «пионерским» и отметила, что «эта новация сегодня очень важна для музыкального мира, для развития исполнительского искусства».

В. Гергиев: «Это будет довольно напряженный и, я уверен, высокого уровня конкурс, где кларнетисты, гобоисты, флейтисты, фаготисты будут соревноваться за победу с коллегами, которые играют на всех деревянных инструментах классического состава оркестра. То же самое будет в медной группе. Я думаю, это новость, которую будут обсуждать очень горячо, для многих она станет сенсационной».

Юбиляр и президент

Исполнилось 70 лет Эдуарду Фертельмейстеру — народному артисту РФ, композитору, дирижеру, ректору Нижегородской консерватории в 1995–2017. В декабре крупнейшие музыкальные организации Нижнего Новгорода — театр оперы и балета, филармония, консерватория — совместными усилиями провели юбилейный фестиваль «Полифония жизни» из произведений Э. Фертельмейстера.

Эдуард Фертельмейстер

Незадолго до 70-летия Э. Фертельмейстер принял решение покинуть пост ректора ННГК, который занимал более 20 лет. Обязанности ректора в настоящее время исполняет известный баянист, профессор Юрий Гуревич. Выборы нового ректора, в которых смогут принять участие кандидаты, аккредитованные Министерством культуры РФ (учредитель вуза), состоятся в июне. А Э. Фертельмейстер приказом министра культуры РФ назначен на пост президента вуза сроком на 5 лет.

Информация

Газета публикует информацию:

• о подписании Договора о сотрудничестве между Московской консерваторией и Следственным комитетом РФ;

• о переименовании Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки в Российский национальный музей музыки (теперь — без имени Глинки);

• о присуждении премии Союза театральных деятелей РФ «Гвоздь сезона»;

• об обвинениях в харассменте (сексуальных домогательствах) известному швейцарскому дирижеру Шарлю Дютуа.

Книги

В этом номере «МО» представлены три издания: монография, сборник материалов научной конференции, книга известного дирижера.

Нестандартный маршрут творчества

Ирина Никольская. «Зыгмунт Краузе и его музыка»

Книга И. Никольской, крупнейшего российского специалиста по польской музыке XX–XXI вв., посвящена жизни и творчеству нашего современника, композитора и пианиста Зыгмунта Краузе. В декабре в Москве состоялась презентация книги с участием З. Краузе и его сольный концерт.

«Свои эстетические позиции Зыгмунт Краузе определил так: индивидуальность, независимость, одиночество и уникальность, — пишет И. Никольская в предисловии. — И далее цитирует своего героя: “Стремлюсь к тому, чтобы не быть в группе <…> не принадлежать к какому-либо эстетическому направлению. Всегда хотел быть отдельно. Предпочитаю быть даже очень скромным, но быть в одиночестве и работать по-своему. И мне этого хватает».

Помимо информации о самой книге, ее презентации и концерте, публикуется интервью З. Краузе, которое он дал И. Никольской специально для «МО».

Оценка и переоценка прошлого

Русская музыка с 1917 года. Переоценка и открытие заново. Сборник статей под ред. Патрика Зука и Марины Фроловой-Уокер (Издание Британской Академии и Издательства Оксфордского Университета)

Известный музыковед Марина Фролова-Уокер (выпускница Московской консерватории почти четверть века живущая в Англии) представляет сборник материалов конференции, прошедшей в 2011 году в г. Дарем с участием 120 ученых из 23 стран и посвященной русской музыке ХХ века.

Как отмечает автор рецензии, «Объединяющей темой книги стало наглядное сравнение характера научных исследований в России и за рубежом: то, как ученые, находящиеся по разные стороны все еще существующего «занавеса» (пусть и не железного), подходят к русской музыке ХХ века.

Значительная часть книги посвящена переоценке советского музыкального прошлого, в том числе теме композиторов, репрессированных в сталинскую эпоху.

Один из разделов книги посвящен теме советского и постсоветского музыковедения. Достаточно широко освещена и тема русской композиторской эмиграции:

«Редакторы не могли, конечно, претендовать на исчерпывающее представление современных тенденций в исследовании последних 100 лет русской музыки. Их задачей было пригласить музыковедов из разных стран к диалогу, выявить точки соприкосновения и различия подходов и обнаружить проблемы, белые пятна, кардинальные расхождения методологии, а подчас конфликты и моменты острого непонимания друг друга. <…>

Хочется думать, что начавшийся диалог будет продолжаться и становиться все более интенсивным».

Курс молодого режиссера

Гамалей Ю.В. Оперный и балетный спектакль. Связь музыки с постановкой

Автор книги — дирижер Юрий Гамалей — «на протяжении полувека дирижировал спектаклями Мариинского театра, — отмечает автор рецензии Александр Харьковский. — Его учебное пособие адресовано режиссерам и балетмейстерам, как учащимся, так и действующим. В книге два основных раздела: характеристики оркестровых инструментов (с точки зрения их выразительных возможностей, особенностей использования) и приемы режиссерской работы с партитурой и клавиром. Второй раздел очень полезен — хитрости из разряда «хозяйке на заметку» запоминаются сразу и навсегда, да и все сказанное здесь стоит продумать с нотами в руках. <…> Книга театрального музыканта Юрия Гамалея — своего рода вопросительный знак, поставленный перед сегодняшней постановочной практикой».

Рифма в 100 лет

«МО» продолжает публиковать статьи и материалы из «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена. В этом номере — материалы осени 1917 года на тему «музыка и война» и «музыка на войне», информация о премьерах Стравинского и Равеля в Париже, музыкальной жизни Томска. В воздухе витает тревога, предчувствие революционных событий — но…

«Несмотря на все тревожные слухи об отсрочке начала сезона и даже о возможном полном закрытии театров, сезон в Большом театре все-таки открылся, согласно давно установившейся традиции, 30 августа, — пишет автор «РМГ». — Но шла уже не традиционная «Жизнь за царя», а корсаковский «Золотой петушок». <…> …Выдвигание на первый план именно этой оперы невольно диктовало несколько странные мысли о мотивах, чуждых искусству, в силу которых именно «Петушком» открываются как Большой театр, так и театр Совета Рабочих депутатов (бывшая опера С.И. Зимина). Невольно казалось, что к гениальной корсаковской опере пришли прежде всего потому, что в ней царь высмеивается, как раньше «Жизнь за царя» ставили только в силу ее признанного в высших сферах официального характера.

Как бы то ни было, однако, самое возобновление «Петушка», уже несколько лет не исполнявшегося, конечно, может только радовать; не может не радовать также и то, что искалеченное цензурой либретто оперы теперь, разумеется, могло быть исполнено в своем подлинном виде».

In Memoriam

Газета публикует материалы памяти пианиста и дирижера Игоря Жукова пианиста, профессора Московской консерватории Вениамина Коробова, генерального директора

премии ТЭФИ, в 2000-х годах ответственного работника Министерства культуры РФ и Федерального агентства по культуре и кинематографии Майи Кобахидзе.

Конкурсы

Газета публикует материалы о музыкальных конкурсах, которые проходят в России под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР). В этом номере — итоги конкурсов, прошедших в конце 2017 года, и условия конкурсов 2018 года.