Вышел № 12 (421) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Вышел № 12 (421) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год
Фото Андрей Устинов

В номере:

«Ничего лучше нет, чем дирижировать оперой»

Маэстро Марис Янсонс накануне юбилея размышляет о своем творчестве и творчестве коллег, об опере и симфонии, о Бетховене и Шостаковиче

«Музыка — это драма, это патетика, это смерть. Это совершенная игра, дрожь, доводящая до самоубийства».

Философ, писатель, дипломат Жоэль Бастенэр: интервью специально для «МО»

«…Творится самая подлинная достоевщина — от “Бесов”! Как 1000 раз был прав гениальный Федор Михайлович, как многое он провидел!»

Окончание «Дневников 1917 года» Николая Финдейзена — выдающегося издателя и музыкального критика, главного редактора «Русской музыкальной газеты». «Дневники 1917» — уникальный документ времени, жестко и без прикрас повествующий о ситуации в России и русской музыкальной культуре накануне и сразу после Октябрьского переворота

Оркестровая карта России — эксклюзивный проект «Музыкального обозрения»

Сезоны российских симфонических и камерных оркестров

Персона

Марис Янсонс: «Ничего лучше нет, чем дирижировать оперой»

Беседа с Ильей Овчинниковым

14 января 2018 исполнится 75 лет Марису Янсонсу, крупнейшему дирижеру современности. Маэстро родился в 1943 в Риге, закончил Ленинградскую консерваторию, учился дирижированию у Герберта фон Караяна в Зальцбурге и у Ганса Сваровского в Вене. Победил на Международном конкурсе Караяна в 1971. С 1973 постоянно работал с оркестром Ленинградской филармонии, с 1985 — ассистент главного дирижера. Возглавлял Филармонический оркестр Осло, Питтсбургский симфонический оркестр, Королевский оркестр Консертгебау. С 2003 — главный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио. Регулярно выступает на крупнейших европейских фестивалях, в том числе в Зальцбурге, где минувшим летом выступил дирижером-постановщиком оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Об этом спектакле и, естественно, не только о нем, обозреватель Илья Овчинников побеседовал с маэстро.

Персона

Жоэль Бастенэр: «Музыка — это драма, это патетика, это смерть. Это совершенная игра, дрожь, доводящая до самоубийства»

Жоэль Бастенэр — французский дипломат, ценитель и знаток русской культуры, несколько лет (с 2003 по 2007) работавший атташе по культуре в Посольстве Франции в Москве — 6 декабря отметил 60-летие. Он родился в Париже, учился в Сорбонне (изучал германистику), в Ленинграде (изучая русский язык), в институте восточных языков в Париже на отделении персидского языка, культуры и цивилизации Средней Азии, ислама.

В 1980-х организовывал гастроли французских артистов в СССР и русских артистов и коллективов во Францию. Среди них музыкальные группы «Кино», «Звуки Му», «АукцЫон», «Вопли Видоплясова». В 2012 Жоэль Бастенэр писал: «Виктор Цой, один из самых ярких героев той эпохи и — словно по случайности — не забытый и теперь, 20 лет спустя после своей гибели, был одним из немногих, кто нес в себе интуитивное понимание того факта, что незавершенность в революции – залог ее проигрыша. Весной 1990 года он пел: «Мне не нравится то, что здесь было, и не нравится то, что здесь есть…». И еще: «Солнце мое — взгляни на меня, моя ладонь превратилась в кулак, и если есть порох — дай огня…».

С Жоэлем Бастенэром беседует Наталья Бонди.

Балет

В Мариинском театре на фестивале «Звезды белых ночей» состоялась премьера балета Бориса Тищенко «Ярославна. Затмение». Премьера прошла 30 июня 2017 — ровно 43 года спустя (день в день!) после мировой премьеры в 1974 г., которую на сцене МАЛЕГОТа им. Мусоргского (ныне Михайловский театр) осуществили балетмейстер Олег Виноградов и режиссер Юрий Любимов.

Сцена из спектакля «Ярославна». Фото Наташа Разина

Нынешней спектакль поставил Балетмейстер Владимир Варнава, музыкальный руководитель Валерий Гергиев. Автор рецензии, балетный обозреватель «МО» Екатерина Беляева приводит сведения о том, какое потрясающее впечатление произвел тогда балет, музыка Тищенко, постановка Виноградова – Любимова на современников (в частности, на Д.Д. Шостаковича). И на основе просмотра нового спектакля делает малоутешительные выводы:

«…идеи хореографа, если они были авторскими, а не подсмотренными у других постановщиков, большой глубиной не отличались. Варнава с самого начала задал спектаклю несерьезный тон. Наверное, так он хотел показать свое отношение с описываемому в документе древнерусской письменности событию, снизить пафос его подачи, поспорить с другими театральными произведениями, где красочно описывается подвиги Игоря. <…> сомнительные образы, семантически плохо ложащиеся на музыку Тищенко, не ориентированную на пародийную эстетику, могли оказаться и уместными, если бы за ними стояла внятная хореография.

Варнава умеет ставить короткие номера, <…> однако собрать многоактный спектакль без цитирования чужих текстов он не смог».

Также в рубрике «Балет» — рецензия на московскую премьеру проекта Сергея Даниляна «Мечтатели», состоявшуюся на сцене МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Фестиваль

Четвертый музыкальный фестиваль «Евразия» состоялся в Екатеринбурге с 6 по 13 октября 2017 г. Фестиваль проходит с 2011 по нечетным годам. Его организатор — Свердловская государственная академическая филармония.

В этом году “Евразия” объединила солистов, ансамбли, оркестры из Великобритании, Франции, Германии, Италии, Польши, Китая, Сирии и России».

«Музыка от Баха до Тана Дуна, ритуальные танцы под звучание этнических инструментов и голосов, китайский фольклор в современном музыкальном контексте, академическая музыка в клубном формате — естественная звуковая среда мультикультурной “Евразии”. Фестиваль, по замыслу его художественного руководителя Дмитрия Лисса, отражает многокрасочность окружающего звукового мира, представляет широкую панораму творчества народов, населяющих евразийский континент».

Книги

В этой рубрике «МО» представляет издания, увидевшие свет в 2016-2017 гг. Герои книг —Бах, Гайдн и Моцарт (их последним шедеврам посвятил свои размышления санкт-петербургский композитор Г. Корчмар), выдающиеся певцы солистка Большого театра Маквала Касрашвили и эстонский бас Мати Пальм (оба в этом году отметили 75-летие), фельдмаршал Александр Суворов… Немало интересного для себя почерпнут в книжной рубрике поклонники балета и оперного пения, военной и компьютерной музыки, классики и авангарда, истории и современности.  

Всего в этом номере представлено 11 изданий.

Рифма в сто лет

Последние дни, строки и свидетельства уходящего 1917 года в Петрограде

Начиная с № 8-9, «МО» публиковало «Дневники 1917 года» Николая Финдейзена — выдающегося музыкального деятеля дореволюционной России, главного редактора «Русской музыкальной газеты», очевидца драматических и трагических событий революции. В этом номере — окончание «Дневников 1917 года».

«Вообще творится самая подлинная достоевщина — от “Бесов”! Как 1000 раз был прав гениальный Федор Михайлович, как многое он провидел! Даже деятели нашей углубившейся до реставрации революции, — какие-то смутные, неуловимые, бесовские фигуры. Никто не знает в лицо Троцкого и Ленина, они же, в противоположность гнусному паяцу Керенскому, берегут публиковать свои морды» (запись от 7 декабря 1917 г.).

Сто лет назад

«МО» продолжает публиковать материалы из «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена 1917 года. В номере 12 — окончание «Писем о Московской опере»: итоги сезона 1916/1917 г. — последнего предреволюционного — в Большом театре, Опере С.И. Зимина и Народном доме.

Последний номер «Русской музыкальной газеты» в 1917 году вышел 1 октября.

Оркестровая карта России

«МО» в 15-й раз предлагает своим читателям и всему музыкальному сообществу проект «Оркестровая карта России». Все эти годы газета публикует от 40 до 80 и более отчетов о предыдущем сезоне российских симфонических и камерных оркестров.

В этом номере — информация о сезоне 2016/2017 10 камерных оркестров (Архангельский, Астраханский, Вологодский, ВАСН из Екатеринбурга, казанский La Primavera, Новосибирской филармонии, «Новосибирская камерата», Тверской, Тюменский, челябинский оркестр «Классика») и трех симфонических

In memoriam

Опубликованы некрологи памяти дирижера Федора Глущенко, композитора Георгия Портнова, музыканта и продюсера Александра Краутера, скрипачки, профессора Московской консерватории Аси Кушнер, бывшего и.о. ректора и проректора Московской консерватории Владимира Суханова.

Конкурсы

Газета публикует материалы о музыкальных конкурсах, которые проходят в России под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР). В этом номере — итоги конкурсов, прошедших в 2017 году, и условия конкурсов 2018 года.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике