Возобновление «Шопенианы» Фокина в Большом театре (30 ноября, 1-4 декабря 2022)

Возобновление «Шопенианы» Фокина в Большом театре (30 ноября, 1-4 декабря 2022)
Иллюстрация к постановке — Большой театр, официальный сайт

30 ноября 2022 на Исторической сцене Большого театра будет показана возобновленная «Шопениана» М. Фокина (балетмейстеры возобновления – Н. Большакова, В. Гуляев). В пару к ней – Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса в редакции Юрия Бурлаки (премьера состоялась в Большом театре в 2008).

«Произведение Фокина – завершение стиля, взгляд двадцатого века на тальониевскую эру. “Сильфида” и “Шопениана” – две точки круга. Через столетие круг сомкнулся», – отмечал историк балета Юрий Слонимский.

Балет «Шопениана» – одно из первых творений хореографа Михаила Фокина, реформатора танца, расставшегося с традициями классического многоактного балета. Одноактная «Шопениана» – тонкая ностальгическая стилизация романтического балета, предшествовавшего эпохе Петипа. Музыка балета составлена из фортепианных произведений Шопена в различных оркестровках (в первоначальной версии они принадлежали А. К. Глазунову и М. Келлеру, затем С. И. Танееву, А. К. Лядову, Н. Н. Черепнину и Дж. Гершвину). В балете нет конкретных героев: в программке значились просто «Юноша» и «Сильфиды» – танец выступал сам по себе, один на один с музыкой. Костюмы Леон Бакст нарисовал по литографиям, запечатлевшим балерину Марию Тальони в «Сильфиде». Фокин просил танцовщиц двигаться как бы вполголоса, растушевывая рисунок танца, желая воссоздать то впечатление, которое, согласно мемуарам, производила на публику Тальони.

Премьера состоялась 10 февраля 1907 на благотворительном представлении в Мариинском театре и была посвящена памяти Фредерика Шопена. 2 июня 1909 в дягилевских Русских сезонах в театре Шатле в Париже премьера «Шопенианы» шла под названием «Сильфиды» (фр. Les Sylphides) с участием Тамары Карсавиной, Анны Павловой, Александры Балдиной и Вацлава Нижинского. В Большом «Шопениана» впервые состоялась в 1932. Затем балет несколько раз возобновлялся. Капитально – в 1958. В течение второй половины столетия никогда надолго не покидал репертуар театра. Тем не менее в этом сезоне он возвращается на сцену после десятилетнего перерыва. Осуществить новую постановку Большой пригласил Наталью Большакову и Вадима Гуляева, в прошлом выдающихся танцовщиков Кировского (Мариинского) театра, а ныне – признанных педагогов, репетиторов и хранителей «духа и буквы» классического и неоклассического наследия.

Также в программе вечера – Большое классическое па из балета «Пахита» – обращение к классике, наследию Мариуса Петипа. Балет «Пахита» на музыку Эдуара Дельдевеза был впервые показан в Париже в 1846, но вскоре забыт. Петипа сохранил спектакль в Петербурге (премьера прошла в 1847), добавив к парижской версии Большое классическое па на музыку Людвига Минкуса – «парадный портрет труппы», образец развернутого ансамбля классического танца, дающего возможность и блеснуть своей виртуозностью, и азартно «посоревноваться» друг с другом едва ли не всем ведущим солисткам. В отличие от «Шопенианы», которую сумели сохранить, передавая «из ног в ноги» – от танцора к танцору, «Пахита» выжила в оригинальном варианте благодаря тому, что Владимир Степанов придумал систему записи танцев, а Николай Сергеев вывез эти записи после революции. По этим записям хореограф Юрий Бурлака и восстановил этот Гран-па в 2008 – это была его первая постановка в Большом театре после назначения на пост художественного руководителя Большого балета. В 2022 балет предстанет в новой редакции.

Составы спектаклей пока не объявлены.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм