1 октября – 6 ноября 2022

Вологодская областная картинная галерея
Шаламовский дом


ВЫСТАВКА
«ОБРАЗЫ МУЗЫКИ. ФОРТЕПИАНО»

из собрания Вологодской областной картинной галереи и частных коллекций
К 70-летию основания Вологодской областной картинной галереи
Куратор — Андрей УСТИНОВ
Устинов Андрей

Дорогие друзья!

Приветствую вас на выставке «Образы музыки. Фортепиано» в Вологодской областной картинной галерее.

Эта выставка — результат многих лет нашей дружбы, сотрудничества, совместных усилий с галереей, отмечающей в этом году 70-летие.

В прошлом году, просмотрев практически весь фонд ВОКГ, а это более 40 000 экспонатов, я составил из них выставку «Образы музыки». На ней были представлены лучшие работы из коллекции ВОКГ на тему «Музыка в живописи»: шедевры Коровина, Голополосова, Богаевского, Игнатьева и других известнейших художников.

В этом году идея «Образов музыки» получила продолжение в выборе работ, объединенных темой фортепиано. Избранная тема связана не только с желанием представить в разных ракурсах один из наиболее массовых и популярных инструментов, но и с тем, что фортепианное искусство всегда, а в последнее время особенно, вызывает огромный интерес широкой публики. Недавно в Москве прошел Конкурс имени С.В. Рахманинова, великого русского пианиста, чье 150-летие мы отметим в 2023 году. Фестиваль «Кружева», в рамках которого проходит выставка «Образы музыки. Фортепиано», открывается концертом лауреата I премии Конкурса имени Рахманинова Александра Ключко.

Следующий год также — год Конкурса имени Чайковского, на котором состязание пианистов традиционно привлекает самое большое внимание.

Во время выставки в галерее пройдет концертная программа. В день открытия, в Международный день музыки, прозвучит переложение величайшего произведения всех времен и народов — «Гольдберг-вариаций» Баха, написанных для клавира — предшественника фортепиано. В концерте-импровизации будет звучать фортепиано в ансамбле с духовыми инструментами и электроникой. Завершится концертная часть выставки во время церемонии дарения галерее портрета композитора, вашего земляка Валерия Гаврилина, автора фортепианной музыки, вокальных и инструментальных ансамблей с фортепиано.

Добро пожаловать на выставку «Образы музыки. Фортепиано».

Куратор выставки,
главный редактор газеты
«Музыкальное обозрение»
Андрей УСТИНОВ

Дорогие друзья!

Рада приветствовать участников и гостей выставки «Образы музыки. Фортепиано» в рамках Музыкального фестиваля «Кружева».

Вновь музыкальная программа творческого форума кружевной нитью сплетается с линией изобразительного искусства, раскрывая новые грани и идеи фестивального замысла. Разрастаясь жанрово и стремясь к синтезу искусств, фестиваль «Кружева» как живой организм выстраивается в гармоничную композицию, наполненную мощной внутренней энергией и драматургией развития.

Выставка «Образы музыки. Фортепиано» – это музыкальный мир в живописи, графике и фотографиях, представляющих широкий круг художников и музыкантов, пересечение их судеб и тем творчества. Концептуальный акцент на ключевом направлении музыкального искусства – фортепианной музыке – открывает величайшие имена композиторов и исполнителей. Экспонаты выставки буквально звучат музыкой различных эпох и стилей.

Выставочный проект, проходящий в Шаламовском доме и дополненный прекрасными концертами-вернисажами, безусловно, станет одним из важнейших и интереснейших событий юбилейной программы к 70-летию Вологодской областной картинной галереи и 115-летию со дня рождения Варлама Шаламова.

Продолжая знаменитую фразу композитора Валерия Гаврилина: «Все в жизни – музыка», хочется сказать: «Все в жизни – искусство». Пусть искусство и сила таланта художников вдохновляют и поддерживают всех в нашем тревожном мире. Желаю всем ярких впечатлений от встречи с прекрасным на площадках Музыкального фестиваля «Кружева».

Галина ФАЛАЛЕЕВА
директор Вологодской областной картинной галереи

56 белых и 32 черных…

Фортепиано вошло в мою жизнь более полувека назад. С того дня как несколько грузчиков внесли огромный (тогда еще выше моего роста) инструмент на 4-й этаж хрущевской пятиэтажки: в большой комнате, которая была и спальней родителей, и гостиной. Здесь стоял сервант с хрустальными бокалами, которые мама доставала по самым торжественным поводам: в дни рождения и на Новый год. Книжные полки с подписными изданиями, которые родители покупали в знаменитом магазине на Кузнецком мосту, дежуря по ночам и переписывая номера на ладонях, чтобы не потерять очередь. И гардероб с одеждой и постельным бельем.

Так начиналось…

И вот в гостиной, на самом видном месте, у двери в нашу с сестрой комнату, отныне водрузилось пианино высотой почти 1,5 метра и весом почти 400 кг под названием «Лирика», на котором мне предстояло заниматься. Я учился в знаменитой, первой в СССР Детской хоровой студии с громким патриотическим названием «Пионерия», которую основал и полвека руководил ею легендарный Георгий Александрович Струве. 7 декабря 2022 мы будем отмечать 90-летие со дня его рождения.

Здесь же работал хормейстером Петр Меркурьев, сын великого актера Василия Меркурьева, внук гениального Мейерхольда (об этом я узнал позже). Несмотря на разницу в возрасте, мы подружились и дружили почти 40 лет, до смерти Петра в 2010 году.

Моим первым преподавателем по фортепиано была Людмила Владимировна Толстикова. У нас сложились доверительные отношения. Человек добрый и душевный, она, когда необходимо, могла быть жесткой и требовательной. Учила не только игре на фортепиано, но и дисциплине, ответственности. Но и умела прощать ошибки. Главной задачей наших занятий была подготовка к поступлению в Музыкальное училище при Московской консерватории.

А далее мой интерес к инструменту, увлечение фортепианным искусством шли через восхищение великими Рихтером и Гилельсом, на чьи концерты мне с трудом, как и многим другим, удавалось на них прорываясь. И вообще это был золотой век русского пианизма. Мы, «семидесятники», застали плеяду блистательных мастеров: Рихтер, Гилельс, Ведерников, Скавронский, Мержанов, Башкиров, Керер, Станислав Нейгауз, Николаева, дуэт Сорокина и Бахчиев, Виардо, Ересько, Крайнев, Вирсаладзе… В те годы конкурс Чайковского был главным конкурсом не только в СССР, но и в мире, а состязание пианистов — самым интригующим, привлекающим особое внимание.

(Тогда я еще и не догадывался, что через 20 лет доведется возглавить пресс-центр Конкурса Чайковского, созданный на базе редакции «Музыкального обозрения», входить в Оргкомитет и рабочие группы, отражать ход конкурса на страницах «МО», узнавать все его тайны и перипетии. И в 2014 году выпустить уникальную книгу «Международный конкурс имени П.И. Чайковского: Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии» — одновременно и летопись конкурса, и учебник конкурсного дела.)

В году учебы в училище — концерты выдающихся пианистов, открытие бескрайнего моря фортепианной музыки, в том числе и самой современной: произведения Шнитке и Денисова с препарированным роялем, уникальная пластинка с сочинениями Айвза, Шенберга, Берга, Веберна, Пендерецкого в исполнении Алексея Любимова, скрипача Олега Кагана и кларнетиста Льва Михайлова в середине 70-х, камерные вечера в клубе Фрида, концерты в Доме композиторов…  Последнее сочинение Шостаковича — Соната для альта и фортепиано: в творчестве Шостаковича, как мне кажется, рояль представлен как ни у кого другого. А в его прощальном опусе звучит реминисценция «Лунной сонаты» Бетховена. Я увлекся композицией и стал писать свои первые опусы — естественно, для  фортепиано.

Так мир фортепиано все больше и больше заполнял мое пространство: и слуховое, и жизненное.

Окончив училище, я постепенно ушел в родственную, но все же иную профессию — музыкальную  критику, журналистику. Я уехал от родителей, а 400-килограммовая «Лирика» так и осталась стоять на том же месте в гостиной. Потом пианино переехало вместе со всей семьей на новую квартиру. Потом оно передавалось родственникам, а затем затерялось на пространствах России, разделив участь, наверное, тысяч таких же инструментов с некогда популярными названиями: «Родина», «Кубань», «Ростов-Дон», «Иваново», «Смоленск», «Калужанка», «Кама», «Прелюдия», «Гамма», «Ритм», «Аккорд»… И многих других, о судьбе которых в те годы можно было судить по объявлениям в рекламных изданиях типа «Экстра-М», на дверях ДМШ и подъездов, на уличных столбах и т.п.: «Отдам рояль (пианино) бесплатно, самовывоз».

А вместе с ними к 90-м годам полностью сгинуло производство пианино и роялей. И как мы писали в «МО», на некоторых фабриках, которые официально числились мебельными, вместо музыкальных инструментов стали делать гробы.

Другой взгляд

Уже работая в газете «Музыкальное обозрение» (а мы основали «МО» как раз на рубеже 80-х–90-х годов), я по-другому стал видеть и оценивать фортепиано. Мы с коллегами стали вникать в смысл фортепианостроения, постигали тайны настройки, работы фортепианных мастеров, узнавали загадочные слова: интонировка, рихтовка, вирбельбанк… Сотрудничали с Ассоциацией фортепианных мастеров,  которую в 1990 создал и руководил ею Владимир Частных. Участвовали в семинарах, которые проводили ведущие специалисты фортепианных фабрик Steinway & Sons, Bechstein, Yamaha, Fazioli, Blüthner, August Förster, Seiler, Petrof, Kawai и других.

Изучали рояли по рейтингу качества. Первый — Steinway, где-то недалеко —Bechstein, Yamaha, Kawai, следующий уровень — Blüthner, Bösendorfer. Площадкой для конкуренции роялей стал Конкурс имени Чайковского: если в советские времена все играли только на Steinway, то теперь участникам предоставлялась возможность выбрать инструмент. А приезжавшие на конкурс представители различных фирм рекламировали свои инструменты, призывали выбирать именно их, следили за тем, на каких инструментах играют лауреаты: это продвигало инструменты на рынке. Конкурентная борьба продолжается и сейчас, в том числе и на новом конкурсе — имени Рахманинова, впервые прошедшем в июне 2022. То же происходит и в мире.  Steinway не утратил своих лидирующих позиций, за ним теперь стоят Yamaha, Fazioli, Kawai.

Много лет подряд каждый год в начале апреля я ездил на знаменитую выставку-ярмарку музыкальных инструментов  Frankfurt-messe. Там представлены сотни фирм, и огромный зал всегда был отдан фортепианным компаниям. В центре стояли Steinway и Bechstein, а Yamaha, выпускающая не только фортепиано, но и многие другие инструменты, занимала отдельный павильон. Элиту уже давно подпирают китайские производители, заполнившие весь мир, в основном ширпотребом…

Многие снимки серии INSTRUMENTARIUM, вошедшие в альбом под этим названием и представленные на моих выставочных проектах, в том числе и сейчас в Вологде, были сделаны на Frankfurt-messe. Многие другие — во время моих поездок на ведущие фортепианные фабрики Steinway и Bechstein. Я получил возможность побывать в святая святых: в цехах, где рождаются рояли, наблюдать и фотографировать производственные процессы. Эти поездки — важнейшие события моей жизни.

Наша книга

В начале 2000-х родился уникальный, очень ценный и важный для нас проект: книга «Лев Наумов. Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной». Лев Николаевич Наумов — великий педагог, продолжавший традиции школы Г.Г. Нейгауза, лучшей в России в ХХ веке, из которой вышли Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс, Теодор Гутман и Натан Перельман, Анатолий Ведерников и Яков Зак, Вера Горностаева и Александр Слободяник, Владимир Крайнев и Элисо Вирсаладзе…

Лев Наумов был чрезвычайно скромным, интеллигентнейшим человеком, полностью посвятившим себя служению музыке и фортепианному искусству. У него учились Андрей Диев,  Владимир Виардо, Александр Торадзе, Андрей Гаврилов, Виктор Ересько, Борис Петрушанский, Иван Соколов, Алексей Султанов, Сергей Тарасов и многие другие выдающиеся современные пианисты. Книга готовилась несколько лет, она открыла серию «Библиотека МО», и выход книги был отмечен концертом-презентацией 28 апреля 2022 на сцене Концертного зала имени Чайковского. В нем приняли участие 17 учеников профессора Наумова, фирма Bechstein специально для этого события предоставила рояль. Вел концерт Святослав Бэлза.

Не рвется связь времен… На выставке «Образы музыки. Фортепиано» представлена серия фотографий мастер-класса ученика Льва Наумова, выдающегося пианиста и педагога Андрея Диева, сделанных вологодским фотографом Алексеем Колосовым во время первого фестиваля (тогда еще Гаврилинского) в 2008. И работы из фондов ВОКГ, посвященные фортепианной педагогике, урокам с детьми.

С фортепиано связаны выставочные проекты — мои и газеты. Один из них вырос из первых полос «МО». В середине 90-х мы решили кардинально сменить имидж издания, его дизайн. Тогда и начала воплощаться идея показа музыкальных инструментов и их деталей, но — без исполнителей. Был придуман ход — делать коллажи. Смысл коллажей чаще всего заключался в том, что потом получило название INVENTION — выдумка, изобретение, как бы в параллель инвенциям Баха. Они, как известно, 2- и 3-голосные, поэтому в основе были два слоя, которые соединялись благодаря компьютерным технологиям, что тогда, в 90-х, было в новинку. Например, работа «Специальная операция», представленная на выставке (первая полоса № 9 1994 года) готовилась сложным путем. Наш фотограф специально ездил в больницу снимать хирургическую операцию, а потом сделал снимок в фортепианной мастерской, после чего в фотолаборатории оба снимка были совмещены, и коллаж делался с помощью клея и ножниц: тогда ведь фотошопа еще не было.

Когда коллажей накопилось достаточно, они стали отдельным выставочным проектом под названием INVENTIONS, побывавшим более чем в 20 городах России.

В 2007 в Саратове работы были выставлены в одном из залов театра оперы и балета, в другом располагались пространственные инсталляции, а на площади около театра был представлен перформанс L’ultima passione, по сценарию которого инструмент подвергался сожжению. Я потратил несколько ночей на то, чтобы создать звуковой комплекс перформанса из 17 звуков. Когда перформанс подошел к кульминации, пожарные и сотрудники МЧС, приглашенные для обеспечения безопасности, инстинктивно (и неожиданно для всех) начали тушить пламя. Это зафиксировала фотохроника, и несколько фотографий можно увидеть на выставке.

Одна из важнейших «фортепианных линий» в нашей газете связана с сотрудничеством с первой, лучшей в мире фирмой Steinway. Уже 10 лет почти каждый номер «МО» завершает рубрика «Без Steinway жизнь пианиста была бы ошибкой»: снимки и слова ведущих пианистов прошлого и наших дней о величии и качестве этого инструмента. Лица многих из них запечатлел  выдающийся ленинградский петербургский музыкант и фотограф Владимир  Григорович, с которым мы сотрудничали, дружили, и его работы переданы в дар «МО» и также включены в выставку.

Можно вспомнить еще немало наших проектов, связанных с фортепиано — после гитары, пожалуй, самым массовым и любимым музыкальным инструментом. Несколько презентаций роялей в концертных залах городов России. Участие нашей редакции в знаменитой некогда телепередаче «Музыкальный киоск», вела которой Элеонора Беляева пригласила нас в эфир, и мы прямо в студии в 8 рук сыграли заставку к программе.

Уникальный проект в Саратовской консерватории к 15-летию «МО» в 2004 году: мы придумали программу для 4 роялей, которую исполнили 4 профессора СГК.

За годы проведения фестиваля «Кружева» в Вологде выступило немало ярких пианистов. В этом году фестиваль открывает юный и, на мой взгляд, выдающийся талант, триумфатор Первого международного конкурса имени С.В. Рахманинова в Москве Александр Ключко.

В добрый путь по лабиринтам фортепианного мира, выставке «Образы музыки. Фортепиано».

Андрей УСТИНОВ
художественный руководитель
музыкального фестиваля «Кружева»,
куратор выставки «Образы музыки. Фортепиано»