Владимир Понькин — главный дирижер АСО Нижегородской филармонии

Очередной оркестр в биографии дирижера
Владимир Понькин — главный дирижер АСО Нижегородской филармонии

После Израиля Гусмана (руководил оркестром с 1957 по 1987), Владимира Зивы (1988–2000), Александра Скульского (2000–2022) АСО Нижегородской филармонии отдан в руки 71-летнего Владимира Понькина.

С 1 июня Владимир Александрович Понькин занял место главного дирижера одного из старейших в России симфонических оркестров, Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича.

Пост руководителя оркестра оставался вакантным после ухода из жизни 30 августа 2022 года Александра Скульского, возглавлявшего АСО более 20 лет (с 2000). До этого Скульский был дирижером АСО при главных дирижерах Израиле Гусмане (с 1971 до 1987) и Владимире Зиве (с 1988 по 2000).

Ударник дирижерского труда

Владимир Понькин на протяжении всей своей почти 40-летней карьеры всегда руководил не менее чем двумя коллективами. В 1990 о нем как о дирижере-«многостаночнике» писало «Музыкальное обозрение» на первой полосе одного из номеров, в статье «Главный дирижер четырех оркестров», поместив эту информацию на первой полосе одного  из номеров:  «Летом 1990 года Владимир Понькин возглавил сразу четыре московских оркестра: Малый симфонический оркестр Союза ССР, Симфонический оркестр кинематографии СССР, оперный театр «Гармония» при Обществе милосердия и здоровья и Ансамбль авангардной музыки при АСМ-2».

Для российской практики такое совместительство в те годы было редким явлением. Сейчас оно встречается чаще, а главные в России «дирижеры-совместители» – Александр Рудин (РНО, Musica Viva, АСО Саратовской филармонии) и его антипод Фабио Мастранджело («Русская филармония», оркестр РС (Якутия), «Северная симфония», «Северная симфониетта», Санкт-Петербургский Мюзик-холл) – и это не считая должностей главных приглашенных и просто приглашенных дирижеров…

Владимир Понькин на репетиции с оркестром театра Геликон-опера. Фото Денис Рябцев / www.vladimir-ponkin.ru

Опера, симфония, народ

Малым симфоническим оркестром СССР, а затем России, входившим в структуру Московской филармонии, В. Понькин руководил до 2004. В 1994–1998 Понькин возглавлял еще филармонический оркестр Кракова в Польше, с 1996 он – музыкальный руководитель МАМТа им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, с 1997 – художественный руководитель и главный дирижер Кубанского симфонического оркестра КТО «Премьера» в Краснодаре, с 1999 – приглашенный дирижер театра «Геликон-опера», а с 2002 по 2016 – его главный дирижер.

В те же годы (2002–2006) Понькин был главным дирижером Центра оперного пения Галины Вишневской, а после того, как в 2004 Малый симфонический оркестр был ликвидирован, Понькина назначили главным дирижером НАОНИР имени Осипова, где он стал внедрять в репертуар симфоническую классику.

Но ни в симфонических оркестрах, ни в оперных театрах, ни в народном оркестре громкой славы маэстро не снискал. И о его больших творческих достижениях особо не известно.

В 2009 «эпоха Понькина» в народном оркестре завершилась. Он продолжал значиться в «Геликон-опере» и в Кубанском симфоническом оркестре (сменившем статус на муниципальный), но почти сошел со сцены: изредка появлялся в Краснодаре, где до 2016 значился худруком; выступал в Ростове, Москве.

Жил в Литве, долго болел (к счастью, болезнь удалось преодолеть).

Жизнь продолжается

И вот — новое пришествие 71-летнего маэстро (в сентябре ему исполнится 72). И, как прежде, он не ограничивается одним коллективом. С 1 сентября прошлого года Понькин является худруком и главным дирижером Томского академического симфонического оркестра. Этот коллектив он получил после ухода Михаила Грановского, который руководил ТАСО четыре сезона и вывел коллектив в ряд ведущих в России: с точки зрения и репертуарной политики, и качества звучания (что подтвердили концерты в Москве в ноябре 2021).

Теперь – Нижний Новгород. В 1970-х годах Понькин, уроженец Иркутска, учился в Горьковской консерватории как баянист и брал уроки дирижирования, с опытом которых поступил на факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории в класс к Г.Н. Рождественскому.

Инициатива в приглашении Понькина принадлежит художественному руководителю и директору Нижегородской филармонии Ольге Томиной. В 2022 ей исполнилось 80 лет. В ее руках – руководство Нижегородской филармонией на протяжении полувека: с 1973 она художественный руководитель, а с 1983 – художественный руководитель-директор. Еще в конце 2010-х поговаривали, что новое руководство Нижегородской области отправит Ольгу Николаевну на заслуженный отдых. Но и сегодня она по-прежнему полновластная хозяйка филармонии.

Художественный руководитель и директор Нижегородской филармонии Ольга Томина, Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, Владимир Понькин. Фото nn-news.net

Известно, что Томиной предлагали в качестве главных Фабио Мастранджело (по количеству коллективов, которые возглавляет вездесущий сеньор Фабио, да и не только по этому показателю, он вполне может конкурировать с Понькиным). Рассматривались кандидатуры Дмитрия Васильева из Омска, Антона Шабурова из Ростова, Михаила Грановского, которого Понькин сменил в Томске, некоторых других маэстро. Но выбор был сделан в пользу Понькина.  Почва для официального назначения готовилась весь сезон. Понькин провел в 2022-2023 с Нижегородским АСО 4 концерта, а в сезоне 2023–2024 у него планируется 17 абонементных концертов. Также он будет дирижировать в цикле летних концертов филармонии.

Так что быть дирижером-совместителем и «многостаночником» Владимиру Понькину не привыкать. В приглашении В. Понькина немалую роль играет его звание — народный артист России, что привлекает руководителей некоторых филармоний.

Педагогическая стезя

Понькин значится одновременно профессором нескольких вузов: Московской консерватории (с 2004), ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова (также с 2004, зав. кафедрой «Оперно-симфоническое дирижирование»), ГКА имени Маймонида (зав. кафедрой симфонического дирижирования и струнных инструментов). Ранее он преподавал в Ростовской консерватории. Одним из его студентов был Денис Ивенский, которому Понькин в 2016 передал руководство Кубанским симфоническим оркестром.

Кроме того, Понькин проводит мастер-классы и индивидуальные занятия для всех желающих (офлайн и онлайн). В декабре, используя базу и ресурсы Томского оркестра, он провел в Томске Международные открытые мастер-классы по дирижированию симфоническим оркестром.

Можно предположить, что теперь Понькин станет и профессором Нижегородской консерватории, где также займет место А.М. Скульского. И это будет уже пятый вуз в биографии Понькина-педагога. Сейчас на сайте ННГК им. Глинки размещено объявление:

«Авторская программа обучения Понькина Владимира Александровича, Народного артиста России, Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора “Оперно-симфоническое дирижирование”, предназначенная для широкого круга слушателей – от будущих абитуриентов с целью подготовки к поступлению в Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки до дирижеров, ставящих задачу профессионального совершенствования.

Учебный план и стоимость обучения по программе определяются в индивидуальном порядке, исходя из уровня подготовки обучающегося и его целей».

Объявлен прием заявок на обучение. Кто будет определять план и стоимость обучения – не сказано.

Условия изложены более чем странно. Как правило, принято объявлять утвержденную программу в нескольких вариантах и стоимость обучения по каждой программе. А потенциальные слушатели сами вправе определить, какой вариант выбрать. В данном случае такой возможности нет, и непонятно, кто будет определять, сколько платить и за что.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях