Вечная «Аида»

Режиссер Петер Штайн впервые поставил «Аиду» — специально для МАМТа
Вечная «Аида»
Фото: Олег Черноус

Спектакль «Аида» в постановке именитого немецкого режиссера Петера Штайна — двойная удача для отечественного музыкального театра. Во-первых, в России самая репертуарная опера итальянского гения очень любима отечественным слушателем, арии разобраны на хиты, но образцовой интерпретации так и не сложилось. Из громких своих премьер — камерная версия Д. Бертмана в «Геликон-опере», где Аида ходила в ошейнике, но несмотря на эпатаж, постановка была хорошая. И недавний спектакль Д. Чернякова в Новосибирском театре в обстановке сталинского тоталитаризма. В Мариинке до сих пор идет спектакль 1998 г. 200-летие Верди, отмечаемое в 2013, принесло несколько отечественных «Аид», которые, правда, событием не стали. Это работа в Нижнем Новгороде (2012), Самаре (2013). И два концертных исполнения — в Ростовской консерватории и Московской филармонии, где действует именной вердиевский абонемент Капеллы В. Полянского.

Опера «Аида» в 4 действиях
с одним антрактом

Композитор Джузеппе Верди
Либретто Антонио Гисланцони
Премьера 24 декабря 1871, Каир
Режиссер Петер Штайн
Дирижер Феликс Коробов
Художник Фердинанд Вёгербауэр
Художник по костюмам Нана Чекки
Художник по свету Иоахим Барт
Хореограф Лиа Тсолаки
Хормейстер Станислав Лыков
Исполнители: Аида – Мария Пахарь,Амнерис – Ксения Дудникова,
Радамес – Николай Ерохин,
Амонасро – Андрей Батуркин,
Фараон – Дмитрий Степанович и др.
Премьера – 11, 12, 14, 16 апреля 2014 в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

Во-вторых, именно российский зритель увидел новый спектакль Штайна первым, получив «право первой ночи». Ажиотаж вокруг постановки возник такой, что уже в марте все билеты на июньскую серию показов были проданы. Театральные работы признанного классика Петера Штайна хорошо знают в России. Чеховский фестиваль привозил его «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня». Для отечественной сцены он ставил «Орестею» Эсхила (1993) и «Гамлета» Шекспира (1998). А его оперных постановок у нас еще не было. При этом с 1980-х гг. режиссер довольно часто обращается к опере: его спектакли шли на Зальцбургском фестивале, в Венской Штаатсопере, Нидерландской опере, «Ла Скала» и др. Но «Аиду» интерпретирует впервые.

Приглашение столь именитого мастера в столичный театр можно считать большим достижением прежнего директора МАМТа Владимира Урина и нынешнего руководства, сумевшего воплотить этот план в жизнь. А затем Штайн будет трудиться над «Аидой» в «Ла Скала». Приятная очередность…

Любовный треугольник

Штайн неоднократно высказывался в интервью, что хочет сделать «другую» «Аиду». Как будто речь идет об историческом исполнительстве, он указывал, что пытается приблизиться к вердиевскому первоисточнику, и в этой верности авторскому тексту — одна из главных примет штайновского стиля. В интервью он рассказал о концепции: «Казалось бы, первая мысль, которая должна прийти в голову режиссера, берущегося за постановку “Аиды” — попробовать сделать все так, как написал Верди. Тем не менее, именно этого никто почему-то не делает. Мы привыкли думать, что “Аида” — это масштабное зрелище с эффектными декорациями и костюмами, марширующими статистами, желательно даже со слонами на сцене.

И все время — forte, forte, forte! Но если мы откроем партитуру, то увидим совсем другую картину. Больше половины оперы – это piano и pianissimo. Мы с дирижером договорились о том, что будем соблюдать все авторские указания, чтобы “Аида” из пышного шоу вновь стала тем, чем она была задумана — интимной психологической драмой. Перед нами классический любовный треугольник: две женщины любят одного мужчину. Все остальное — политика, война, религия, интриги — фон, на котором разворачивается действие» (http://stanmusic.ru).

Действительно, слонов, лошадей, верблюдов, тысячной массовки на сцене не было. Как не было и других вампук: депутатов и парламента вместо жрецов, нефтяных вышек и Хосни Мубарака, братьев-мусульман и курортных пейзажей, танков и автоматов.

Минимальными художественными средствами постановочной группе удалось на относительно небольшом пространстве показать пирамиды и храмы, подземелье и роскошные пространства египетского дворца, пейзажи с восходом и заходом солнца. Все как задумано у Верди. Возникало ощущение масштаба и исторической значимости происходящего. Хотя, надо сказать, что общая численность участников все же превосходила стандартный набор, но никогда все статисты и исполнители одновременно не выходили. Режиссер восстановил сцену с танцами слуг в покоях Амнерис, которая обычно купируется, в целом прочертив балетную линию довольно сильно, что превратило «Аиду» в жанр большой французской оперы. Поэтому дополнительно участвовали миманс, привлекался детский хор театра, воспитанники хореографического училища им. Лавровского. Местный хор увеличен силами Государственной концертно-театральной капеллы им. Вадима Судакова.

Еще одна примета штайновского стиля: все сделано для того, чтобы получился идеальный культурный продукт. И не так важно, как при этом чувствует себя зритель. Для семи картин оперы подготовлено семь роскошных и невероятно красивых декораций. Их смены проходили неспешно во время длинных антрактов между картинами. А чтобы публика не расходилась на табло появлялось сухое «перемена декораций». Как будто и не было Вагнера с его оперной реформой и сквозным действием.

Фотоувеличение

В основу визуальной концепции положены геометрические первоэлементы — линия, угол, квадрат, трапеция. И метафоричные контрастные цвета — черный, белый, золото и алый. Из простоты и минимализма рождался огромный древний мир, который, как известно, отличался страстью к циклопическим постройкам. Вместо Дворца в Мемфисе — уходящие в небо черные стены и светящийся просвет в виде трапеции. Черно-белый контраст декораций как фон для вручения Радамесу красного флага, знака отличия, ведь он поведет войско против бунтующих. Войско и жрецы, похожие на космических пришельцев в длинных балахонах, образуют две линия — белую и блестяще-серую. Царские особы — в белой переливающейся тафте, с розовым и бирюзовыми оттенками.

В картине «Храм вулкана» еще более изысканная картинка, совершенство пропорций и геометрических линий. В полной темноте луч света падает на многослойное возвышение-алтарь, где расположена золотая ладья. Лучами расходятся шеренги жрецов. Кружатся под длинными белыми вуалями юные девы. Таинство обряда подчеркивает фимиам и ниспадающий свет лазуритового оттенка. Над головами участников — светящийся круг как связь с потусторонним миром. В нем зависло золотое искусственное солнце-тотем. В кульминационный момент сверкающий диск эффектно спускается, придавая вроде бы статичной картинке особую мистику, динамику развития. Так у Штейна взаимодействуют все элементы — сценография, костюмы, предметы-символы и фигурные построения людей, формирующий дополнительные векторы, рисунок сценографии. Каждая смена декораций — новая совершенная конструкция.

В знаменитой сцене «У ворот Фив» выстроен многоуровневый амфитеатр с троном для Амонасро, взлетающий ввысь, царственная мощь подчеркивается золотым трепещущим задником. Триумфальная арка, слегка развернутая боком, что позволяет победителям и побежденным шествовать безостановочно по сцене, уходя за кулисы и совершая круг опять к арке. Звучат египетские трубы, как и полагается по партитуре, на сцене — дополнительная банда медных. Впечатление мощнейшее.

Сцена раздвигается за счет различных поворотов пирамид, возвышений и многоуровневых построек, лестниц. За счет отдельных геометрических намеков на что-то большее, чем мы видим из зрительного зала. Как будто это кадры фильма, а режиссер кадрирует картинку в зависимости от необходимого художественного эффекта. При этом возникает ощущение, что мы все время находимся на задворках истории, в кулуарах — в подвалах, темницах, катакомбах, пролетах, лестничных клетках. Ведь как ни крути — история Аиды трагична, полна предательств.

Статика красоты

Штайн полностью посвящает себя музыке, ни на йоту не заигрывая с публикой. И уж если Верди предписал длинный монолог Аиде на 15 минут, то она будет его петь без всяких дополнительных развлекательных гаджетов. Минимализм декораций-конструкций коррелирует с минимализмом действия. Все движения рассчитаны до миллиметра. Амнерис отшвыривает ногой ползающую на коленях Аиду, молящую ее о прощении. Амонасро отказывает своей дочери в отцовстве и с ненавистью отталкивает ее. Страшный выплеск эмоций, как электрический разряд, приоткрывающий безумный накал страстей.

Самая психологически сильная сцена — в заключительном акте, когда страдающая Амнерис пытается спасти Радамеса от приговора жрецов. В бордовом платье она мечется по стерильному белому пространству лестниц и туннелей, сползает по стенам. Бесстрастные жрецы парами медленно идут вверх по лестнице, и Амнерис пытается пройти сквозь их стройную и безостановочную шеренгу. Как будто она противится бурному течению, которое невозможно повернуть вспять, как невозможно противится року, судьбе.

Древность хай-тек

Преобладающая статика, которая в начале ощущается как анахронизм, постепенно оборачивается знаком времени. Египет здесь категория не географическая и не историческая, а ментальная. Он показан через темпоральную модель — медленное, статичное, ритуально-архаическое восприятие пространства и времени.

Постановщики не скрывают, что их Египет вымышленный, импровизационный, тот, который возникает в сознании современного культурного человека. Поэтому-то и декорации сделаны в модном стиле хай-тек с неоновой подсветкой и наложением различных геометрических фигур, но с историческими знаками, которые безошибочно считываются как египетские. Полуразвернутые плоские фигуры, как будто сошедшие с древних амфор. Развернутые ладони, простертые вверх к невидимым богам. Этот Восток придумал еще В. Нижинский в скандальной премьере «Послеполуденного отдыха фавна». Но штайновская «египетскость» читается и как часть индустрии моды, в которой актуально смешение древности, винтажа и искусственных материалов. Веера, сандалии, корсеты, длинные юбки, дреды. Чем не fashion-индустрия.

Исполнители

Театр продемонстрировал новый музыкальный уровень исполнения, достигнутый собственными силами. Конечно, настоящих вердиевских солистов нужно растить не на одном спектакле, но динамика налицо. Оркестр после работы с Штайном звучал деликатнее, по-режиссерски подавая партитуру. Больше уделялось внимания тонкостям и лиризму партитуры, хотя иногда прорывался раскатистый гром медных. Солисты тоже старались обойтись без привычных в вердиевских ариях зычных фортиссимо. Держал себя в руках Радамес — Николай Ерохин. Влюбленные в него девушки-царицы — одна другой краше, стройные и  молодые — прекрасно справлялись с актерскими задачами. Амнерис — Ксения Дудникова разыграла убедительную заключительную сцену-катастрофу. С вокальной точки зрения наиболее успешной оказалось исполнение Марии Пахарь в роли Аиды. Неожиданный образ Амонасро получился у Андрея Батуркина, создавшего психотип невротика, страдающего манией преследования. Величественный Фараон, справедливый и милосердный, сделан Дмитрием Степановичем.

Элитный продукт

Да, «Аида» Штайна иногда кажется достаточно старомодной. Она не переворачивает сознание, не добавляет ничего нового к пониманию текста Верди. В ней нет смысловых открытий. Все те же длинные пространные монологи главных героев, высидеть которые может лишь отчаянный любитель итальянского гения. Но все претензии – к маэстро Верди. После опер Вагнера и Бриттена, Стравинского и Берга вердиевские герои кажутся чуть ли не примитивными. Характеры понятны и одномерны. Нет загнанного подсознания, невысказанных агрессий, фрейдистских комплексов, архетипов. И уже непривычно видеть на сцене просто влюбленного до безумства, рубаху-парня Радамеса, или Аиду, разрывающуюся между мужчиной и Родиной. И в этих наивных образах, великолепно прочерченных у Штайна, не нужно искать каких-то сверхсмыслов.

Единственное отступление от первоисточника — образ Амнерис, который получился наиболее многомерный, трагичный и интересный. Не просто любовь и ненависть, но и сомнение, раскаяние, царская осанка и страдающая, на коленях ползающая женщина. Она не выдерживает испытание смертью. Пока Радамес и Аида под землей сливаются в тихом экстазе смертельной любви, она режет себе вены, поливая кровью тот самый камень-тотем, закрывающий проход в их пещеру.

Пресса

Российская критика оказалась довольно спокойной к постановке, неизменно отмечая высший пилотаж консервативной режиссуры Штайна.

Штайн «просто не хочет, чтобы мы отвлекались на его изыски, он — слуга музыки, а не господин ее. У него нет такой задачи: выпячивать себя.

Да, эта постановка традиционна. Да, меня лично такой театр не сильно увлекает: я постоянно оцениваю происходящее на сцене, эмоционального вовлечения в действо не происходит. И чего? Это мое личное дело. Пушкин говорил, что художника надо судить по законам, им самим над собой признанным. Штайн работал в эстетике традиционного оперного театра, и в этой эстетике, безусловно, победил» (А. Максимов, «РГ»).

«Важное и редкое в нынешнее время режиссерского диктата свойство постановки – ее «дружелюбность» к солистам. Отсутствие сложных трюков во время пения, благословенное фронтальное расположение певцов в ансамблях и, в немалой степени, точное соответствие пропеваемого происходящему на сцене – вот качества, превращающие «Аиду» Петера Штайна в истинно оперный спектакль» (Ф. Борисович, OperaNews.ru).

«Все вместе — этакий солидный бутик для рафинированной клиентуры. Пожалуй, такой изысканной цветовой партитуры на российской оперной сцене больше и не найдешь — как ни странно звучит этот комплимент в музыкальном театре» (Е. Бирюкова, Colta.ru)

Только ленивый не написал про «клюквенный сок» из вен Амнерис, стекающий на каменную плиту. А всю сцену многие оценили как будто взятую из мыльных опер. Модернизированная древность Египта не пришлась по вкусу критике, которая страдала от отсутствия монументальности и «реального» Востока. Кто-то отметил параллели к современным военным конфликтам, когда мощное государство подавляет маленький несчастный народ (в этот семантический пазл можно подставлять и Украину, и Сирию, и тот же Египет. Кто больше?!).

Отложенный эффект

Постановка «Аиды» — утонченная, рафинированная, аристократичная. Перед нами стиль фешенебельности, который предназначен для элиты, выращенной на лучших образцах мировой культуры. Это как черное платье от Шанель, украшения от Тиффани и дорогие французские вина. Послевкусие от спектакля еще долго продолжает волновать, отпечатываясь в сознании. Классика жанра. На века. И, если бы создавался учебник по музыкальному театру, эта постановка обязательно составила одну из его глав.

Материалы по теме