В Вологде завершился Седьмой музыкальный фестиваль «Кружева»

В Вологде завершился Седьмой музыкальный фестиваль «Кружева»
Воскресными звонами на Софийской колокольне Вологодского кремля — памятника архитектуры XVI века;
Хоровым концертом в Софийском соборе памяти Сергея Зуева, с участием трех хоров;
Проектом «Октябрь. Осенняя песнь»;
Объявлением итогов Первого открытого фестиваля документального кино о музыке MusicDocFest в рамках Года российского кино 2016,;
Музыкой Софии Губайдулиной и Альфреда Шнитке;
Мировой премьерой нового сочинения Сергея Жукова — «Вологодские кружева – 2016»: «Теней вереница и времени нить» — этими проектами завершился Седьмой музыкальный фестиваль «Кружева», на прощанье «махнув» «Прощальным вальсом» Михаила Глинки — произведением из эксклюзивного проекта газеты «Музыкальное обозрение» OPUS 27.

Андрей УСТИНОВ, арт-директор фестиваля, главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение»:

«Как в переплетении нитей рождается уникальная вязь вологодского кружева, так и в узоре фестиваля “Кружева” сплетается, пересекается и соединяется множество линий, образов, символов и смыслов. Ежегодно фестиваль “Кружева” являет новую, оригинальную художественную концепцию. Историю “Кружев” можно рассматривать как учебник фестивального дела. При этом фестиваль сохраняет главные, стержневые опоры своей конструкции».

Фестиваль «Кружева» — проект национальной газеты «Музыкальное обозрение», который проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Фестиваль проходит с 2008 года. Он стал культурным брендом Вологды, одним из объектов культурного туризма в регионе.

Участники фестиваля — ведущие музыканты России: симфонические и камерные оркестры, камерные ансамбли, солисты; молодые артисты — лауреаты крупнейших международных конкурсов, будущее российской музыкальной культуры. Ежегодно в фестивале участвуют коллективы и солисты Вологодчины.

Седьмой музыкальный фестиваль «Кружева» прошел с 28 сентября  по 2 октября 2016 года в Вологде и Череповце.

«Кружева» в Череповце

Фестиваль стартовал в Череповце концертом памяти Сергея Зуева — основателя и художественного руководителя Череповецкого камерного хора «Воскресение». Музыкант ушел из жизни 19 июня 2016 года.

Два коллектива — муниципальный симфонический оркестр (худ. рук. и главный дирижер Валентина Голубева) и хор «Воскресение» (теперь его возглавляет ученица С. Зуева Елена Попова) исполнили в память о музыканте фрагменты Реквиема Моцарта. Прозвучали также 40-я симфония Моцарта и отрывки из опер «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта».

Концерт фестиваля «Кружева» в Череповце, 28 сентября 2016/ Череповецкий симфонический оркестр Художественный руководитель и главный дирижер — Валентина Голубева

Концерты и мероприятия фестиваля в Вологде

Концерт-открытие фестиваля «Кружева» прошел в зале Вологодской филармонии 29 сентября и стал также открытием Первого открытого фестиваля документального кино о музыке MusicDocFest — одного из особых проектов фестиваля «Кружева», проводимого в Год российского кино. Подобный фестиваль, соединяющий музыкальное и киноискусство, проведен впервые в России. Автор идеи и арт-директор фестиваля MusicDocFest — Андрей Устинов. Продюсер — Наталья Иванова. Председатель жюри — известный киновед, кинокритик, автор и ведущий телевизионных программ, лауреат премии ТЭФИ, вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Андрей Шемякин.

Весь концерт был объединен одной темой: кино и музыка. Был показан документальный фильм «Симфония экрана», посвященный 90-летию Государственного симфонического оркестра кинематографии. который был снят в 2014 году и рассказывает о Государственном симфоническом оркестре кинематографии. Об оркестре, о музыке кино в фильме говорят художественный руководитель и главный дирижер оркестра Сергей Скрипка, композиторы Александра Пахмутова, Владимир Дашкевич, Александр Зацепин, Евгений Крылатов, Эдуард Артемьев, режиссеры Эльдар Рязанов, Карен Шахназаров, Никита Михалков, Николай Лебедев, пианист Леонид Блок — племянник основателя оркестра, дирижера Давида Блока.

А затем в исполнении Камерного оркестра Вологодской филармонии под управлением Александра Лоскутова зазвучали, словно бы сойдя с экрана в концертный зал, популярные мелодии знаменитых композиторов, многие из которых стали героями фильма «Симфония экрана»: Дунаевского, Шостаковича, Гаврилина, Петрова, Таривердиева и других. Одну из этих мелодий — знаменитый Романс Д. Шостаковича из кинофильма «Овод» —оркестр сыграл в качестве подарка ко дню рождения «МО», который газета отметила в дни фестиваля. Романс имеет название «Молодость», и именно об этом возрасте газеты говорил со сцены А. Лоскутов, посвящая газете это исполнение.

30 сентября был продолжен показ фильмов фестиваля MusicDocFest. Состоялась творческая встреча с Андреем Устиновым. Он представил свой выставочный и кинопроект «Территория музыки. INVENTIONS», ранее показанный в 20 городах России.

А. Устинов рассказал вологодским читателям газеты «Музыкальное обозрение» об итогах завершившегося сезона газеты и о планах на новый сезон 2016/2017.

1 октября — Международный День музыки, объединяющий всех музыкантов мира.  и день рождения газеты «Музыкальное обозрение». В День музыки на фестивале в Вологде всегда выступают самые известные исполнители и звучат вершинные сочинения классиков: «Семь слов Спасителя на кресте» Гайдна, фортепианные концерты Шопена, песни Шуберта, сюиты Баха, сонаты Брамса и Прокофьева…

В этом году ансамбль солистов «Академия старинной музыки» (художественный руководитель, дирижер и солистка Татьяна Гринденко) исполнил шедевры барокко и музыку наших современников — Ф. Гласса, А. Айги, В. Мартынова. Татьяна Гринденко вышла на сцену с ходунками, после сложной операции в Израиле, и блистательно солировала, дирижировала, рассказывала. Композиция В. Мартынова «Послеполуденный отдых Баха» сопровождалось видеоинсталляцией В. Смоляра, созданной специально для этого произведения.

Заключительный день фестиваля — 2 октября — стал его кульминацией и вершиной. В событиях этого дня нашли отражение все важнейшие проекты фестиваля, которые сплелись в единый фестивальный узор.

Воскресные звоны

Все фестивальные Воскресенья открываются звонами на колокольне Софийского собора Вологодского кремля — величественного памятника русской архитектуры XVI века. Старейший из 24 колоколов отлит в 1640 г., а вес самого тяжелого — Большого Благовестника — 7,5 тонн. О начале звонов возвещает мелодия боя часов братьев Бутеноп, звучащая над Вологдой каждые 15 минут уже 145 лет.

Хоровая программа

В этом году хоровая программа фестиваля «Кружева» была посвящена памяти Сергея Зуева. Основанный им хор «Воскресение» принял участие в концерте в Череповце 28 сентября. В день закрытия фестиваля в традиционном концерте русской хоровой духовной музыки в Софийском соборе выступили три хора: хор «Воскресение» и два вологодских коллектива — Мужской камерный хор Вологодской филармонии (худ. рук. Альберт Мишин) и Хоровая академическая капелла города Вологды имени В.М. Сергеева (худ. рук. Елена Назимова). Три хора совместно исполнили «Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощного Бдения» С. Рахманинова. Вологодские коллективы вместе спели фрагменты оратории С. Прокофьева «Иван Грозный» (составленной из музыки к одноименному кинофильму) — «Вокализ» и «Многолетие», а также «Отче наш» Н. Кедрова, которым продирижировал арт-директор фестивалей «Кружева» и MusicDocFest.

Концерт памяти Сергея Зуева в Софийском соборе Вологодского кремля
Концерт памяти Сергея Зуева в Софийском соборе Вологодского кремля

Сразу несколько проектов соединилось в концерте-закрытии в Концертном зале Вологодской филармонии.

Музыкальный символ фестиваля

Пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» op.37 bis — символ фестиваля «Кружева». Она звучала на каждом фестивале в разных переложениях, которые ни разу не повторялись: для оркестра русских народных инструментов (Губернаторский ОРНИ, дирижер Г. Перевозникова), дуэта виолончели и фортепиано (А. Бузлов и П. Домбровский), виолончели и камерного оркестра (М. Дробинский и Камерный оркестр Вологодской филармонии, дирижер В. Куликов), дуэта скрипки и фортепиано (А. Притчин и Ю. Фаворин), для фортепианного трио (А. Диев, Н. Борисоглебский, Б. Андрианов). Наконец, на Шестом фестивале «Кружева» (2015) вологжане услышали пьесу П.И. Чайковского в оригинале для фортепиано (Н. Мндоянц). В нынешнем году пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» прозвучит в переложении для флейты, кларнета, баяна, виолончели и фортепиано солистов Московского ансамбля современной музыки. Этот коллектив был «хэдлайнером» заключительного концерта.

vol004_bezy-myanny-j1

Фестиваль MusicDocFest

В рамках этого проекта было показано 9 фильмов.

Андрей Устинов: «Мы стремились подобрать разные направления документального кино о музыке, а с другой стороны — представить разные жанры музыкального искусства (симфоническую музыку, фольклор, скрипичное искусство, бардовскую песню), яркие персоны — исполнителей и композиторов (Т. Хренников, Ю. Каспаров, М. Пекарский).

Идея проведения кинофорума принадлежит национальной газете “Музыкальное обозрение”. Фестиваль MusicDocFest виртуозно вплетен в структуру, в ткань музыкального фестиваля “Кружева”, который мы проводим вместе с Вологодской филармонией и при поддержке Министерства культуры РФ в седьмой раз… Мы планируем сделать проект MusicDocFest традиционным, регулярным и передвижным, проводить его в разных городах России».

На концерте-закрытии фестиваля «Кружева» состоялось вручение главного приза фестиваля MusicDocFest и показ фильма-победителя. Лауреатом фестиваля MusicDocFest стал фильм «Кому нужна симфоническая музыка?» (2014, автор сценария и режиссер Дмитрий Конюшенко).

Музыка кино

В каждом концерте программе фестиваля «Кружева» звучала музыка отечественного и мирового кинематографа и композиторов, работающих в кино. Многие из этих мелодий перешагнули рамки экрана и стали необычайно популярными.

Во время заключительного концерта кино и музыка не раз сменяли друг друга. После пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» — фильм «Кому нужна симфоническая музыка?».

Произведению Софии Губайдулиной In Croce предшествовал показ фрагментов анимационного фильма «Маугли» с ее же музыкой. «Сюита в старинном стиле» Альфреда Шнитке прозвучала как бы вслед за кадрама из фильмов «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт», где звучит эта же музыка Шнитке.

Фрагменты документального фильма «Композитор» о Сергее Жукове предварили мировую премьеру его нового сочинения «Вологодские кружева-2016»: «Теней вереница и времени нить».

vol006_mg_8453

Мировая премьера

Каждый год фестиваль заказывает одному из современных российских композиторов сочинение под названием «Вологодские кружева» — воплощение в инструментальном звучании знаменитого историко-культурного бренда региона. Чтобы сохранить этот образ, принесший Вологде мировую известность, в ткань нового произведения непременно вплетаются музыкальные символы Вологодчины: бой часов на колокольне Софийского Собора и народные песни Вологодской области.

Новое сочинение рождается, сочиняется почти одновременно с сочинением концепции и программы нового фестиваля. Премьерой произведения завершается фестиваль. В одном мгновении соединяются, сплетаются и завершение, и начало новой жизни.

На концерте-закрытии Седьмого фестиваля состоялась мировая премьера произведения «Теней вереница и времени нить» («Вологодские кружева-2016») Сергея Жукова, написанного по заказу фестиваля «Кружева» специально для солистов Московского ансамбля современной музыки.

По инициативе газеты «Музыкальное обозрение» 2008 композиторами, нашими современниками написано семь сочинений «Вологодские кружева». Авторы предыдущих — А. Чайковский, К. Бодров, А. Васильев, М. Гоголин, М. Броннер, Ю. Каспаров («Эхо тишины»).

По два раза на фестивале звучали партитуры А. Чайковского (в 2008 и 2010), М. Гоголина (2013 и 2015). Партитура Ю. Каспарова минувшим летом был исполнена в Коста-Рике.

Коллекция сочинений для разных составов (симфонического и камерного оркестров, фортепианного трио с оркестром русских народных инструментов, для десяти солистов ансамбля старинных инструментов The Pocket Symphony и для пяти музыкантов Московского ансамбля современной музыки) — уникальная музыкальная летопись всемирно известного вологодского промысла, не имеющая аналогов в мировой культуре.

Благотворительная программа

Фестиваль организовал программу для воспитанников Вологодского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 2. Здесь прошли показы всех фильмов проекта MusicDocFest. Воспитанники Центра были приглашены на колокольню Софийского собора на Воскресные звоны.

Творческие встречи

В дни фестиваля прошли творческие встречи с Андреем Устиновым, композитором Сергеем Жуковым, режиссером Дмитрием Конюшенко — обладателем главного приза фестиваля MusicDocFest.

Праздники фестиваля

«Кружева» традиционно проводятся в обрамлении больших православных праздников, словно бы освящающих фестиваль: Крестовоздвиженья Господня (27 сентября) и Покрова Богородицы (14 октября), который одновременно является и днем памяти преп. Романа Сладкопевца, небесного покровителя музыкантов. Это объединяет участников и гостей, создает неповторимый фестивальный мир, особую ауру и атмосферу фестиваля-Дома, фестиваля-Храма.

Как и каждый год, один из концертов фестиваля проходит в Международный день музыки

В этот же день отмечает 27-й день рождения газета «Музыкальное обозрение» и по традиции «МО» в День музыки, 1 октября, начинает свой новый творческий сезон.

Юбилеи и памятные даты

Многие памятные музыкальные даты 2016 года и юбилеи известных музыкантов были отмечены в программах концертов. Прозвучали сочинения композиторов — юбиляров года: С. Губайдулиной (85 лет), В. Мартынова (70), С. Жукова (65), А. Айги (45). В числе исполнителей — Т. Гринденко (ей в этом году исполнилось 70 лет) и М. Дубов (50).

В концерты включены произведения С. Прокофьева (125 лет со дня рождения), Н. Голованова (125), Д. Шостаковича (110), М. Таривердиева (85). 185 лет исполнилось со времени создания «Прощального вальса» М.И. Глинки, 140 лет — «Времен года» П.И. Чайковского. 55 лет исполнилось бы в этом году С. Зуеву.

vol013_img_6206

Фестиваль к 80-летию Софии Губайдулиной

Концерт-закрытие фестиваля включен во Всероссийский фестиваль, посвященный 85-летию выдающегося композитора современности Софии Губайдулиной (отмечается 24 октября 2016). Произведения С. Губайдулиной звучат в этом году во многих странах мира и в нескольких российских городах, один из которых — Вологда. Солисты Московского ансамбль современной музыки исполнили

Орus 27

В ткани событий и проектов фестиваля «Кружева» заметную роль играл проект газеты «Музыкальное обозрение» — Всероссийский фестиваль, порядковый номер которого соответствует году издания газеты.

В нем ежегодно участвуют музыканты десятков городов и регионов России — оркестры, хоры, филармонии, студенты и педагоги учебных заведений. Самыми масштабными были юбилейные фестивали: «МО-15» (90 концертов в 40 городах), «МО-20» (2009, 75 концертов в 35 городах), «МО-25» (2014, 120 концертов, спектаклей, выставок, конференций и других событий в 60 городах 52 регионов России).

В нынешнем году газете исполнилось 27 лет, и поэтому в репертуар концертов включены сочинения из эксклюзивного проекта «МО» “OPUS 27”: отмеченные опусом или номером 27, написанные или оконченные композиторами в 27 лет или в год 27-летия, циклы из 27 произведений и т.д. и т.п.

На фестивале «Кружева» прозвучали:

«Адажио» для струнного оркестра С. Барбера (окончено в 27 лет) — одно из самых популярных музыкальных произведений ХХ века, не раз звучавшее и в саундтреках к кинофильмам;

«О Тебе радуется» — № 8 из цикла «Десять духовных хоров» ор. 27 П. Чеснокова;

«Прощальный вальс» М. Глинки (написан в 27 лет). Глинка неоднократно выезжал за границу. В последний раз — в 1856, незадолго до смерти (умер он, как известно, в Берлине). «Прощальный вальс» Михаила Глинки (написан в 27 лет, 1831) — одна из самых популярных миниатюр великого композитора, а вальс — один из его излюбленных жанров. Это последнее произведение, которое прозвучало на фестивале.

Очаровательная миниатюра, в которой всего 32 такта, была написана Глинкой 15 июня 1831 года в Италии, в Турине, во время первого европейского путешествия. Она посвящена другу композитора Евгению Штеричу — камер-юнкеру и кавалеру Двора Его Величества, музыканту и дипломату, работавшему в русской дипмиссии при Сардинском королевстве.

Почему вальс был так назван — неизвестно, но спустя 1,5 года Штерич умер в возрасте 24 лет. Глинка как будто напророчил прощание…

Арт-директор фестиваля А. Устинов задумал и осуществил оригинальную идею видео-музыкального перформанса «Михаил Иванович Глинка. Прощальный вальс», в котором в последний раз на фестивале объединились кино и музыка. Вологодским слушателям были представлены забавные карикатуры на основоположника русской классической музыки и три интерпретации пьесы Глинки: две — из youtube, в исполнении юных музыкантов из народа: 7-летней скрипачки и 10-летнего баяниста. и забавные рисунки, изображающие М.И. Глинку И, как итог и своего рода мастер-класс — исполнение солистами МАСМ, в их собственном переложении.

«Прощальный вальс» М. Глинки — прощальный привет Вологде от фестиваля «Кружева».

vol001_img_6274a