Поговори со мной. В Петербурге завершился XIX Международный фестиваль современного танца «Open Look»

Поговори со мной. В Петербурге завершился XIX Международный фестиваль современного танца «Open Look»
Tero Saarinen Company (Финляндия). “Повзрослевшие/Morphed”. Фото Дарья Попова

В Петербурге завершился XIX Международный фестиваль современного танца «Open Look». Он проходил с 29 июня по 9 июля. Открывался фест энергичной Dancewalk – танцевальной прогулкой, модным сейчас жанром, который напоминает античные праздничные шествия, когда в танцевальную процессию, руководимую так называемым протагонистом, вовлекаются все желающие, включая прохожих. Танцевальная лихорадка охватила самые людные места города – мосты, набережные, скверы. А заканчивался форум в театре «Балтийский дом» показом провокационной новинки Вима Вандекейбуса, руководителя компании «Ультима вез», «Мокьюментари на современного спасителя». В этом спектакле знаменитый бельгиец злобно разбирался со своими учителями – учеными-иезуитами и психоаналитиками. В балете он уничтожил планету, сохранил жизнь нескольким моральным уродам, собрал их в одном закутке и заставил сосуществовать. Кто-то звал бога, кто-то пытался настроить отношения в группе с помощью формул современных психологов, но ничего не получалось.

Первые восемь дней на фестивале выступали иностранные гастролеры, а в последние четыре дня добавился смотр премьер российских трупп, специализирующихся на contemporary dance. Кроме ежедневных спектаклей, которые игрались в многочисленных залах Новой Сцены Александринского театр с 18 часов до полуночи, была обширная лекционная программа, кинопоказы, и сразу на нескольких арендованных организаторами фестиваля-школы Наталией и Вадимом Каспаровыми площадках Санкт-Петербурга российские и зарубежные гуру современного танца давали мастер-классы. Бессменный руководитель Дома танца «Каннон Данс» В. Каспаров решил отметить романтичное 19-летие форума такой афишей, которая продвинет локальный фест на несколько позиций вперед. И у него получилось. Приехали Теро Сааринен, Джозеф Надж, Фуфуа Димобилите (псевдоним Фредерика Гафнера), Каори Ито, Томер Сапир, Вим Вандекейбус, Томас Нун и другие. Представительная афиша «Open Look», мощная география «Russian Look» (русская часть программы) и грамотный пиар должны, наконец, сослужить хорошую службу Театру танца «Каннон Данс», который до сих пор не имеет своей собственной площадки. Каспаров очень надеется, что после такого фестиваля городские власти найдут для пионеров питерского contemporary dance какой-то постоянный дом, за который не нужно будет платить аренду. Им бы мог стать в свое время ДК имени Первой пятилетки, но оборудованное под нужны школы современного танца конструктивистское здание было снесено ради строительства Мариинки-2.

Каори Ито / Kaori Ito (Швейцария) "Я танцую, потому что не верю словам". Фото Дарья Попова

Пионеры первой пятилетки

Наталья и Вадим Каспаров действительно стоят у истоков отечественного contemporary dance в его питерском изводе. Совсем не случайно именно они возглавляют этот фестиваль, расцветающий на глазах. Все начиналось с крошечных start up’ов Вадима, профессионального спортсмена, в середине 90-х, которые один за другим терпели крах в постсоветском Ленинграде. Его жена Наталия, гимнастка по образованию, захотела сама учиться современному танцу, и когда обнаружилось, что в Питере это научиться негде, надолго уехала в Австрию. Чтобы семья воссоединилась, нужно было либо уезжать из России, либо создавать школу в Петербурге и приглашать западных педагогов на мастер-классы. В 1997 году Каспаровы на свой страх и риск пригласили педагога джаз-танца Фила ЛаДука, который до того, как стать педагогом, долго танцевал и ставил на Бродвее. Отчаявшись найти подходящий для занятий зал, за три недели до приезда американского мэтра, они смогли арендовать заброшенные помещения ДК имени Первой пятилетки. Зал отремонтировали, запланированный мастер-класс провели, а потом решили организовать любительскую группу для взрослых. Через год сделали ремонт, нашли в ДК дополнительные пространства и их тоже превратили в репетиционные залы, открыли школу. В 1997 году в группе занималось 40 человек, а к середине 1998 число выросло до трехсот: двести взрослых и сто детей. Из детской группы сделали первую танцевальную компанию «Каннон Данс». Но показывать детские перформансы было совершенно негде, пока в недрах все того же ДК не обнаружился заброшенный театр. Вскоре «С’Танция» (новое название отремонтированного и оборудованного театра) в ДК Пятилетки, стала одной их самых модных альтернативных площадок города, где выступали «Каннон Данс», Игуан Данс Театр, «Комик-Трест» и другие. В 1999 здесь провели пилотный фестиваль современного танца. Это был даже не фестиваль, а показы спектакля американской компании Bill Young and Dancers, которые вместе с русско-американскими образовательными классами объединились в небывалый Summer Dance Workshops – небывалое для Петербурга мероприятия по обмену опытом с американскими танцовщиками и педагогами. Следующий фестиваль вырос вокруг имен двух американских джазовых хореографов Кетти Янг и Денни Бурачески, который когда-то работал вместе с Лайзой Минелли. Для продвижения фестиваля СМИ требовались громкие имена, и Каспаровы их находили. Первый форум назывался «Фестиваль джаз-танца и музыки», и это привлекло внимание и тех, кому интересен танец, и тех, кто любит джаз. Нынешнее название «Открытый взгляд» фест получил в 2000, и тогда же форуму был задан формат фестиваля-школы, причем первое время мастер-классы имели приоритет. До 2005 года включительно фестиваль проходил в ДК, потом переехал в Театр Консерватории. Последние четыре года фестивале проходит на Новой Сцене Александринского театра, переводит свою верную аудиторию из уютных подвалов в модные black box’ы, с задворок Крюкова канала на помпезные брега Фонтанки. Аудитория феста стремительно молодеет, становится более хипстерской, состоит не столько из фанов contemporary dance, сколько из адептов современного искусства в целом – молодых людей, которые в Москве ходят в Гараж.

Ultima Vez / Ультима Вез(Бельгия) "Мокьюментари на современного спасителя". Фото Дарья Попова

Антраша свисс

Одним их самых интересных участников фестиваля-2017 стал Фуфуа Димобилите, он же Фредерик Гафнер. Перформер родился в 1969 году в Женеве в семье директора балетной школы и прима-балерины «Балета Маркиза дэ Куэвас» Беатрис Консуэло и Клода Гафнера, премьера балетной труппы Большого театра Женевы и известного хореографа. Всего три года он проработал в Штутгартском балете, затем уехал оттуда в Америку, чтобы танцевать в труппе Мерса Каннингема. Через 8 лет он закончил свою работу в государственных компаниях и стал заниматься только собственными проектами. Одним из направлений, которое Фуфуа если не придумал, то развил до полноценного танцевального жанра, стала Dancewalk. Гафнер как раз и был протагонистом танц-прогулки по Петербургу в день открытия фестиваля. Кроме того он придумал еще одну интеллектуальную прогулку по истории балета, которую назвал «Хореохроники». Это спектакль одного актера и двух осветителей, длящийся в зависимости от ситуации от полутора до трех часов. Понятно, что в литературном Петербурге это были три часа, да еще и игрались «Хроники» в двухстах метрах от улицы зодчего Росси. Чувствуя, что «Open Look» в этом сезоне настроен логоцентрично (выжившие в спектакле Вандекейбуса «человеки» болтают весь спектакль, и муза русской программы тоже окажется мэтром разговорного жанра), Фуфуа не боится много рассказывать. Сначала он дурачится, заигрывает с залом, после сам себя за это осуждает и приступает к изложению своей краткой истории танца. Когда Фуфуа показывает какое-то движение или танцует целую вариацию (Джеймса, например), он предельно серьезен, а когда говорит, то вышучивает все и вся. Швейцарцы, мол, придумали одно из ключевых движений романтического балета, оно так и называется «антраша свисс» (подразумевается перефразированное название «антраша сис» – прыжок с шестью скрещиваниями ног из пятой позиции). Любопытные наблюдения делает артист, когда представляет ключевых персон танца из XX века. Нижинский ввел обязательный наклон корпуса вперед. Баланчину нравилось, что в Нью-Йорке все скоростное, особенно такси, поэтому он ускорил всю технику классического танца. У Каннингема музыка и хореография в первый раз встречались только на сцене. Еще Каннингем изобрел контактную импровизацию, и женщины начали запросто поднимать мужчин. Так изменился мировой баланс. Триша Браун заставляла своих танцовщиков бегать по сцене и прыгать по крышам, возникло целое направление. Люсинда Чайльдс ввела в оборот повторяющиеся бесконечно повседневные движения. Пина Бауш задавала вопросы. И так далее. Краткий курс истории танца, который составил Гафнер, раскрасив собственными импровизациями, выглядел немного пародийно, но это вовсе не была поверхностная «классика за пол часика».

Продолжение обзора событий XIX Международного фестиваля «Open Look» читайте в бумажном выпуске газеты в сентябре.

Екатерина Беляева