В Москве представили реконструкцию клависимбалума — редчайшего инструмента XV века

В Москве представили реконструкцию клависимбалума — редчайшего инструмента XV века
Фото предоставлено пресс-службой МГК им. Чайковского

21 сентября в Конференц-зале Московской консерватории состоялась презентация редчайшего инструмента — клависимбалума — клавесина XV века. Реконструкция была выполнена по заказу ансамбля ранней музыки Insula Magica (Новосибирск) московским мастером Александром Баюновым на основе чертежей Анри Арно ди Зволле (1440 г.).

Клависимбалум является гибридом двух инструментов Средневековья — псалтериума и клавиатуры, использовавшейся на органе, колесной лире, клавикорде. В итоге инструмент получил все признаки будущего клавесина, но еще не имел демпферов, поэтому акустическая картина его звучания весьма оригинальна и полнозвучна.

Первые упоминания о клависимбалуме датируются концом XIV столетия.

Его появление значительно облегчило жизнь органистов, которые получили возможность музицировать и заниматься композицией вне храма, и не прибегать к услугам калькантов (людей, которые в то время нагнетали воздух в органные мехи при помощи ног). Необычный и яркий инструмент быстро обрел высокий статус, о чем свидетельствуют его изображения в храмах, на фресках, композициях резных деревянных алтарей.

К настоящему времени ни один экземпляр инструмент не сохранился. Западными мастерами выполнено несколько попыток воспроизвести инструмент, однако каждый из них уникален и не похож на другой, ведь сохранившиеся рисунки и чертежи можно трактовать по-разному, и многие концептуальные и технические детали остались незафиксированными.

В России реконструкция клависимбалума выполнена впервые. Инструмент, представленный в рамках презентации выступлением артистов Insula Magica Анны Недоспасовой и Аркадия Бурханова, отличается ярким полетным звуком при малых размерах и легкой конструкции.

На презентации прозвучали сочинения Гийома де Машо, Йоханнеса Вайллана, Гийома Дюфаи, пьесы из сборника «Фаэнца кодекс», интаволатуры вокальных композиций второй половины XIV–XV веков.

Присутствовавший на презентации мастер Александр Баюнов рассказал о том, чем он руководствовался при изготовлении клависимбалума.

«МО»