В Михайловском театре Владимир Юровский представил проект «Царь Борис» по первой редакции оперы Мусоргского

В Михайловском театре Владимир Юровский представил проект «Царь Борис» по первой редакции оперы Мусоргского
Фото Николай Круссер. Пресс-служба Михайловского театра, Санкт-Петербург

В Михайловском театре Санкт-Петербурга 3 и 4 января 2015 года Владимир Юровский представил уникальный проект: музыкально-литературное представление «Царь Борис» по первой редакции «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского и историческим текстам Николая Карамзина. Впервые в истории публика услышала, как реально могла бы звучать аутентичная партитура оперы.

В постановке занят лондонский «Оркестр эпохи Просвещения» (Orchestra of the Age of Enlightenment), специализирующийся на аутентичном исполнении музыки разных эпох. В роли Бориса Годунова выступил Сергей Лейферкус (баритон). «Голос истории» Клио, читающий Карамзина – Елена Калинина. Автор литературной композиции и сценической версии — Виталий Фиалковский.

— Проект в Михайловском театре, изо всех сил сопротивляется жестким жанровым определениям, — рассказывает Владимир Юровский, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и художественный руководитель ГАСО им. Е. Светланова. — По форме это комбинированный жанр — здесь соединяются оперное и театрально-драматическое представления. Но в основе лежит нетронутый оригинал Мусоргского, первая редакция «Бориса Годунова» 1869 года; это сочинение мы впервые исполним на оригинальных инструментах XIX века.

Опера «Царь Борис» с либретто на основе текста Пушкина и «Истории государства Российского» Карамзина была закончена Мусоргским в 1869. Дирекция Императорских театров не допустила оперу к постановке, объяснив решение отсутствием главной женской роли. Вторая редакция (1872) также была отвергнута и лишь в 1874 «Борис Годунов» был поставлен на сцене Мариинского театра. Публика с восторгом приняла постановку, но критика была резко отрицательной, и в 1882 опера была снята с репертуара. Успех ждал «Бориса Годунова» уже после смерти автора: редакция Римского-Корсакова, представленная на «Русских сезонах» с Шаляпиным в главной партии впервые снискала заслуженный успех.

Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича (1940). Варианты Римского-Корсакова получили наибольшее распространение. В современных постановках иногда используются и авторские редакции, которые лучше соответствуют характеру повествования и персонажам.

В России первой постановкой «Бориса Годунова» на основе первой авторской редакции стал спектакль МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 1989 году. Дирижер Евгений Колобов использовал еще не опубликованные на тот момент материалы исследователей-текстологов, готовивших полное академическое собрание сочинений Мусоргского.

Партитура первой редакции оперы вышла отдельным изданием в 1996 году. Изучением автографов и восстановлением авторского текста руководил доктор искусствоведения Евгений Левашёв. Именно эта редакция, максимально близкая на сегодняшний день к авторскому замыслу, исполнена в Михайловском театре.