Андрей Шемякин: «В добрый путь!»

Андрей Шемякин: «В добрый путь!»

За время бурного развития фестивального движения музыка и кино вступали друг с другом в разнообразные и продуктивные отношения. Но еще никогда они не вступали в отношения совместного творчества, когда два искусства соединяются в одном — то есть настоящем — времени. Эту цель — одну из многих — преследует фестиваль MusicDocFest. На нем будет показано в действии слияние кино и музыки, концертов и кинопоказов, вплетение одного в другое. Но это далеко не все.

Отношения музыки и кино складывались как история рождения гармонии. Это была не столько любовь, сколько влечение «подобного — к подобному». Ища свою специфику, кинематограф с момента своего рождения жадно поглощал изобразительные фактуры, пытался подражать литературе, соперничал с театром. Однако сама его природа была двуединой: не только изобразительной, но и выразительной. И, открывая свои законы, он вместе с тем заново открывал законы музыки, пытаясь ее понять. О том, как это происходит сегодня, вы узнаете из программы уникального фестиваля MusicDocFest.

Само кино, и прежде всего документальное, накопило богатый опыт создания фильмов о музыке и о музыкантах. Это портреты — например, фильмы Андрея Золотова о Д. Шостаковиче, Е. Мравинском, Д. Ойстрахе, Г. Свиридове, М. Рейзене, или Бруно Монсенжена — о Г. Гульде, И. Менухине, С. Рихтере и др.). Фильмы-«путешествия» (Э. Кустурица, С. Мирошниченко); фильмы о фестивалях (в Монтрё, Вудстоке), многообразные по способу подачи «экранизации» концертов. К сожалению, сейчас этот опыт полузабыт. Фестиваль MusicDocFest важен и принципиален тем, что возвращает интерес к жанрам, связывающим музыку и кино, дает возможность собрать в одно целое доселе разрозненные «поиски жанра», а также обобщает и концентрирует усилия всех, кто занимается этим нелегким делом, и тех, кто может оценить его результаты.

Мечты сбываются. В программе MusicDocFest представлены разные территории бытования музыки, зафиксированные в документальном кино: жанры, профессии, персоны, территории исполнения — от фешенебельного концертного зала до посиделок вокруг костра.

Но и это не все. У этого фестивального проекта есть будущее, перспективы развития: предполагается создание библиотеки — базы данных на тему, интересующую всех потенциальных зрителей фестиваля, в том числе синематеки, архива документального кино о музыке. В нее естественно включение и других видов кино: игровых фильмов, видео-арта, экспериментов, штудий в формате визуальной антропологии (обрядовых песен и многого другого, входящего в традиционную культуру), разнообразных примеров классического исполнения, а также любого киножанра, где может быть представлена музыка.

В жюри фестиваля вошли представители самых разных профессий: музыканты и «театралы», режиссеры и дирижеры, киноведы и критики. И это тоже — свидетельство того широкого жанрового ландшафта, который представлен на фестивале.

Андрей Шемякин

Вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, председатель жюри фестиваля