В Большом театре — премьера оперы «Дон Паскуале» в постановке Тимофея Кулябина

В Большом театре — премьера оперы «Дон Паскуале» в постановке Тимофея Кулябина
Фото Дамир Юсупов / ГАБТ

В Большом театре – большая премьера. Опера-буфф «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти. Ожидания публики тоже большие. Ведь одна из самых популярных опер мирового репертуара на сцене Большого ставилась всего дважды – в 1850 и в 1872 годах. Интерес подогревался и личностью молодого режиссёра Тимофея Кулябина, год назад попавшего в эпицентр скандала с оперой Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре. Дебютируя в Большом, режиссёр отказался от радикальных решений, только перенёс действие оперы в наше время.

Тимофей Кулябин сорвал с персонажей театральные маски, присвоил им социальный статус, поэтому не стоит удивляться, если в героях вы узнаете своих знакомых, друзей или себя. На сцене Большого представлен весь срез современного общества, а также ситуации, понятные зрителю.

По Дону Паскуале, ставшему мишенью для карикатур и насмешек, в Большом соскучились. Последняя премьера была почти 150 лет назад, и это была Историческая сцена. Новая, предназначенная для экспериментальных постановок, идеально подошла для идей Тимофея Кулябина.

«Я был влюблен в музыку с самого начала. Если бы не это, не взялся бы», – признается режиссер.

В Большом театре понимали, что, приглашая молодого новатора, не получат на выходе традиционного спектакля. В этом интрига премьеры. Герои в современных костюмах и интерьерах. Максимум реальности, минимум театральности.

«В самом начале поднимаюсь, пудрю, стою на краю ступенек и думаю: «Только бы он не шевельнулся, чтобы я не свалилась», – говорит артистка миманса Каринэ Тер-Ованесян.

Главного персонажа – Дона Паскуале – режиссер сделал президентом вымышленного университета святого Иеронима в Риме. Разменяв восьмой десяток, ученый муж решает жениться на девушке своего племянника.

Итальянский бас Джованни Фурланетто – не новичок в этой партии. Шаркающую походку и мимику подсмотрел у отца, который лет на десять старше Дона Паскуале.

«Пришлось научиться по-другому ходить, наклоняясь вперед. Я пытаюсь сделать его по-настоящему старым, при этом надо передать целую гамму чувств. Он должен быть очень подвижным и эмоциональным», – рассказывает Джованни Фурланетто.

Партия веселой вдовы – соблазнительницы Норины – у Венеры Гимадиевой. Ее героиня женит на себе Дона Паскуале и превратит его жизнь в ад.

Это дебют Венеры. Она впервые в таком амплуа. Музыка Доницетти, прекрасное бельканто примирили певицу с трудным характером ее героини.

«Здесь много арий в сочетании с речитативом», – отмечает Венера Гимадиева, солистка оперной труппы Большого театр.

За дирижерским пультом – польский дирижер Михал Клауза. С такой интернациональной командой опера «Дон Паскуале» начинает новую жизнь в Большом театре, а Тимофей Кулябин уже думает о новых постановках. Среди них есть и оперные.

Источник публикации Телеканал Культура, 19.04.2016

Материалы по теме

Присмирел после «Тангейзера». «Дон Паскуале» в Большом театре пока напоминает «феррари» российской сборки. Труд, 22.04.2016. Сергей Бирюков

…спектакль только начинает жить. Может быть, музыкальный руководитель и до обидного посмирневший режиссер-скандалист все же встрепенутся и подтянут гаечки у их пока еще недокрученной театральной машины? Так сказать, доведут свою «феррари» до кондиции. И тогда она будет достойна называться настоящей итальянской музыкальной комедией.

Большому театру не удалось разрешить геронтологическую проблему. Создатели спектакля «Дон Паскуале» уверены, что старикам в любви не место. Известия, 20.04.2016, Светлана Наборщикова

— Я стремился к тому, чтобы сюжет перестал быть абстрактной театральной шуткой, а герои выглядели как сегодняшние люди, — сказал, представляя спектакль, режиссер Тимофей Кулябин.  И это ему удалось — за единственной оплошностью. Но вписался в нее ни много ни мало главный герой. Дон Паскуале в оригинальном либретто был старым холостяком (во времена Доницетти таковым мог считаться сорокалетний бонвиван), а у Кулябина  стал почтенным профессором, вступающим в восьмой десяток. 

Команда опального «Тангейзера» поставила в Большом театре оперу Доницетти «Дон Паскуале». Получился поучительный спектакль о взаимоотношениях интеллигенции и народа. Ведомости, 20.04.2016, Петр Поспелов

Хотя из команды выбыл композитор Рихард Вагнер, оставшиеся режиссер Тимофей Кулябин, сценограф Олег Головко, художник по костюмам Галя Солодовникова, художник по свету Денис Солнцев и драматург Илья Кухаренко, отвечающий за концептуальную выдумку и сопутствующую ей печатную продукцию, продемонстрировали завидную сработанность. Оказалось, что скандал – вовсе не обязательный ее спутник. Никаких намеков на святотатство в спектакле и близко нет, но тема выбрана животрепещущая для всех тех, кто относит себя к критически настроенной части общества и при этом живет бок о бок с представителями большинства.