Ушел из жизни Евгений Шестаков, главный дирижер и художественный руководитель Тюменского филармонического оркестра

Ушел из жизни Евгений Шестаков, главный дирижер и художественный руководитель Тюменского филармонического оркестра
Фото https://redkassa.ru/

11 октября 2020 скончался  дирижер, заслуженный деятель искусств РФ Евгений Иванович Шестаков

Ушел из жизни выдающийся дирижер, человек, бесконечно преданный музыке. Маэстро был 71 год, но его энергии и темпераменту могли позавидовать и люди вдвое более молодые. Он еще многое мог бы сказать в искусстве. Но его жизнь прервал коронавирус.

Михаил Бирман, в 1996–2016 генеральный директор Тюменской филармонии:

«Трагическое известие о смерти Е.И. Шестакова потрясло меня… Я всегда относился к нему с большим уважением и поддерживал все его творческие начинания. За короткое время филармонический оркестр под руководством Евгения Ивановича стал главным, высоко профессиональным коллективом Тюменской области, ее визитной карточкой и получил широкую известность во всей России. И везде был неизменный успех, если за дирижерским пультом стоял Е.И. Шестаков.

Выражаю соболезнование родным и близким и скорблю вместе со всеми артистами оркестра и всеми, кто знал Маэстро».

Денис Мацуев: «Евгений Иванович был настоящий друг, мастер своего дела, со своим почерком, рафинированной техникой, оригинальным прочтением произведений. Он обожал репетиции, души не чаял в своих музыкантах, относился к каждому из них, как к своему родному человеку. Главное — он воплотил в жизнь свою мечту о создании оркестра. Замечательный молодой коллектив, который маэстро Шестаков создал с нуля.

Юлиан Милкис: «Какой ужас… Дорогой Женя, пусть земля тебе будет пухом! Совсем недавно обсуждали с тобой “Письма друзьям” Канчели. Не укладывается в голове».

Елена Майер, директор департамента культуры Тюменской области: «С каким трепетом и нежностью он относился к музыке. Можно было часами слушать, как он рассуждал о развитии симфонического оркестра, мечтал, строил планы. Невероятная искренность, которая чувствовалась во всем: в отношениях с коллективом, общении со слушателями, проектах, концертах. Талантливейший наставник, руководитель, музыкант».

Евгений Шестаков родился 5 января 1949 в г. Медногорске Оренбургской области. В музыкальной школе учился игре на баяне. В Оренбургском училище впервые встал за пульт народного оркестра. В 1980 поступил в Новосибирскую консерваторию к Арнольду Кацу — сразу на третий курс. Прошел специальный оркестровый курс у Захара Брона.

Евгений Иванович начал творческую деятельность во главе Симфонического оркестра Приморского телевидения и радио во Владивостоке (1983–1989). Затем руководил Симфоническим оркестром Одесской филармонии (1990–1992), Омским академическим симфоническим оркестром (1992–2004) — в эти годы коллектив был признан одним из лучших в России и удостоен почетного звания «академического», а маэстро звания «Заслуженный деятель искусств России». CD, записанные им с Омским оркестром, были выпущены в России, Испании, Франции, Дании, США, в том числе под лейблом Universal. Знаменитые солисты называли симфонический коллектив в тройке лучших региональных оркестров, наряду с Новосибирским и Уральским. С благодарностью вспоминали о сотрудничестве с главным дирижером: Мстислав Ростропович, Виктор Третьяков, Лиана Исакадзе, Дора Шварцберг… Все они подчеркивали высочайший профессионализм Шестакова, проявлявшийся и в репетиционной работе, и на сцене.

Гордился своим воспитанником профессор А.М. Кац: «Его работоспособность, незаурядные организаторские способности, целеустремленность, фанатичная увлеченность своей профессией, огромный практический опыт, разнообразный, большой репертуар позволили создать в Омске высокопрофессиональный большой симфонический оркестр. Создание Евгением Шестаковым в провинциальном российском городе оркестра такого уровня — его личная заслуга».

Как приглашенный дирижер, Шестаков сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром имени Е.Ф. Светланова, Уральским филармоническим и Новосибирским симфоническим оркестрами, «Русской филармонией», оркестром Минкультуры СССР, коллективами Великобритании, Испании, Польши, Македонии, Бразилии и других стран

С 2015 Евгений Шестаков — художественный руководитель и главный дирижер Тюменского филармонического оркестра. В огромной степени благодаря его усилиям был реализован проект создания оркестра в Тюмени. На нем лежали самые ответственные задачи: организация конкурса в оркестр, подготовка программ для каждого инструмента, работа с резюме, прослушивания, консультации со специалистами, подбор качественных инструментов и многое, многое другое.

Результат превзошел ожидания. Инаугурационный концерт коллектива, по воспоминаниям очевидцев, стал экстраординарным событием, и едва ли не каждый в зале ощущал свою причастность к Истории. А дальше — становление и развитие, реализация сложных проектов, выступления с выдающимися солистами, гастроли в лучших залах страны. Евгений Шестаков поражал близких, коллег и меломанов своей мощной энергетикой, здоровьем и силой духа.

По итогам 2015 Евгений Шестаков и Михаил Бирман были названы «Персонами года» и удостоены премии газеты «Музыкальное обозрение»

На открытии сезона 2020/21 Шестаков не смог встать за пульт оркестра, не участвовал в концерте-открытии традиционного фестиваля «Альябьевская осень». Трагический уход маэстро отозвался болью в душе всех, кто знал его лично и даже тех, кто не был с ним знаком. Письма с соболезнованиями направили многие российские артисты, филармонии и вузы.

Два тяжелых дня — 12 и 13 октября — Тюмень прощалась с Евгением Шестаковым. У него остались два взрослых сына, двухлетняя дочь, а через две недели после его ухода из жизни родился сын.

Если есть в современном мире примеры «памятника нерукотворного», то один из них — это Тюменский филармонический оркестр, любовно созданный Евгением Шестаковым. Редкий случай, когда дирижер создает симфонический оркестр «с нуля», а не приглашается в существующий; в непростых экономических условиях и не в центральном регионе, где всегда можно найти новых оркестрантов.

Это ли не высшее проявление любви к искусству?

«МО»