Музыка войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка. Прокофьев. Мясковский. Шостакович

Музыка войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка. Прокофьев. Мясковский. Шостакович

22 апреля заключительный концерт абонемента Московской филармонии и Андрея Устинова «Музыка войны. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне». Автор и ведущий — главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.

В исполнении Дарьи Чайковской (фортепиано) и Нового русского квартета в составе: Юлия Игонина (скрипка), Елена Харитонова (скрипка), Михаил Рудой (альт), Алексей Стеблёв (виолончель).

В программе: С. Прокофьев. Соната № 2 для скрипки и фортепиано ре мажор, соч. 94 (1944), Сюита из музыки балета «Золушка», соч. 97 bis (1943—1944) (Переложение для фортепиано) (балет «Золушка» удостоен Сталинской премии I степени, 1945); Н. Мясковский. Квартет № 9 для двух скрипок, альта и виолончели ре минор, соч. 62 (1944; Сталинская премия I степени, 1946); Д. Шостакович. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели соль минор, соч. 57 (1940; Сталинская премия I степени, 1941).

В программе абонемента в Камерном зале филармонии — сочинения советских композиторов, написанные в 1940–1945 годах. Большинство из них удостоено Сталинских премий разных степеней в области литературы и искусства. Это и широко известные шедевры: 7-я фортепианная соната и сюита из балета «Золушка» Сергея Прокофьева — шестикратного обладателя Сталинской премии; Квинтет Дмитрия Шостаковича, награжденного премией пять раз; Фортепианное трио Георгия Свиридова. И редко исполняемые или вовсе не звучащие в наши дни сочинения: струнные квартеты Николая Мясковского и Дмитрия Кабалевского, фортепианный квинтет Моисея Вайнберга, «Горная серенада» для струнного оркестра Льва Книппера.

В основе идеи абонемента — судьбоносные вопросы: художник и война, художник и тиран, художник и государственные награды, взаимоотношения художника и власти в условиях тоталитарного режима.

Именно в судьбах и творчестве советских композиторов эти драматические коллизии, как и трагические события предвоенных, военных и первых послевоенных лет, отразились в наибольшей степени, оставили особый след.