Терпение лопнуло. Почему Теодор Курентзис ушел из Пермской оперы

Терпение лопнуло. Почему Теодор Курентзис ушел из Пермской оперы
Теодор КУРЕНТЗИС. Фото Ольга Рунова
«В 2012 году мы могли себе позволить построить три оперных театра», — вспоминает экс-губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Прошло семь лет, а нового здания Пермской оперы так и не появилось. Куда исчез бюджет и проект реконструкции?

Дирижер, худрук Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского Теодор Курентзис покидает свой пост, как сообщается в пятницу в официальном пресс-релизе. По данным интернет-издания Meduza, один из самых титулованных дирижеров в мире сосредоточится на дальнейшем развитии оркестра и хора musicAeterna, а также останется художественным руководителем Международного Дягилевского фестиваля в Перми.

Причиной ухода Курентзиса стала ситуация со строительством новой сцены. Пермский оперный театр, ведущий музыкальный театр страны (на «Золотой маске-2019» у театра —22 номинации и две награды), располагается на площадке исторической сцены конца XIX века. Здание построено в 1874-1880 годах группой меценатов. Однако сегодня ни размеры зрительного зала, ни сцены (балеты идут в усеченном составе исполнителей), ни оркестровой ямы (полный симфонический оркестр — 100 человек, а оркестровая яма Пермской оперы вмещает 50 музыкантов), ни технические возможности не соответствуют современным требованиям к балетным и оперным постановкам. И хотя театр был реконструирован в 1957 году, последние 25 лет активно поднимается тема строительства новой сцены оперы.

Восемь лет без движения вперед

Новое здание театра было одним из аргументов при переезде Курентзиса в Пермь. Сделать это в 2011 году музыканту предложил экс-губернатора Пермского края Олег Чиркунов. «На переговорах Теодор Курентзис был максимально корректен, никакиx условий и ультиматумов не ставил, — рассказывает Forbes Life проживающий сейчас во Франции Чиркунов. — Но и мы, администрация области, и Теодор как руководитель оперы понимали, что новая сцена должна быть построена как можно скорее. Это важнейшее условие для существования и развития театра».

Еще в 2010 году в Перми прошел конкурс архитектурных проектов, победу в котором одержало бюро Дэвида Чипперфильда. Проект предусматривал сохранение исторической сцены и пристройку новой сцены по соседству. Так, как это было сделано в Мариинском театре. Начать реконструкцию театра планировалось еще в 2012-м, а закончить — за три года.

По словам Чиркунова, Курентзис был активно вовлечен в работу над проектом реконструкции театра. «Иначе и быть не могло. Это была открытая информация, вся область обсуждала проект и следила за реконструкций. В 2012 году резерв бюджета Пермской области был больше 10 млрд рублей. Мы могли позволить себе построить не один, а три оперных театра», — вспоминает Чиркунов.

Первоначально бюджет создания новой сцены оценивался в 6,9 млрд рублей, пишет Meduza. Но цифру вскоре пересмотрели. Это произошло после того, как 28 апреля 2012 года Олег Чиркунов ушел с поста губернатора. При новом главе региона Викторе Басаргине бюджет уменьшился до 2,7 млрд рублей, а британское бюро Дэвида Чипперфильда исчезло из авторов проекта. Губернатор Максим Решетников, возглавивший край в 2017-м году, пообещал вернуться к чипперфильдовскому проекту, назвав его приоритетным для Перми. Бюджет вновь оценили в 7 млрд рублей, а планы по постройке здания перенесли на 2022 год.

Но тут проект вызвался курировать Владимир Кехман, бизнесмен-банкрот, бывший глава банановой компании JFC, который с легкой руки губернатора Петербурга Валентины Матвиенко с 2007 года возглавляет Михайловский театр, а с 2015 года еще и Новосибирский театр оперы и балета в должности гендиректора.

Последняя капля

В театральном мире Кехман заслужил репутацию руководителя экстравагантного и непостоянного в своих решениях: он выходил на сцену в костюме Принца-лимона, инициировал бегство из Большого театра Натальи Осиповой и Ивана Васильева, отменял премьеры и постоянно назначал на должности и увольнял руководство Михайловского театра. Череда худруков в Михайловском была головокружительной: театром успели поруководить и Елена Образцова, и Начо Дуато, и Михаил Мессерер, и Петер Феранец. В Новосибирске Владимир Кехман первым делом попытался переименовать театр в Большой театр Сибири, но столкнулся с сопротивлением директора московского Большого театра Владимира Урина, который запретил использовать бренд столичной площадки.

Терпение Курентзиса лопнуло, когда 19 апреля у губернатора Пермского края прошло обсуждение проекта новой сцены, куда худрука Пермской оперы даже не пригласили. Вел совещание Владимир Кехман. «Ситуация вполне понятная. Там, где Кехман — не может быть Курентзиса», — уверен собеседник Forbes Life в «Золотой маске».

Побег из Перми

По контракту Курентзис должен работать в Перми до конца 2021 года. В своих интервью он не раз говорил, что остается верен мечте превратить Пермь в мировую культурную столицу. Удалось ли ему приблизиться к этой цели?

Выручка от продажи билетов свидетельствует о том, что интерес к Пермской опере есть. В 2018 году Пермский край потратил на площадку 600 млн рублей. А заработок театра составил 355 млн рублей.

Впрочем, даже в пермском минкульте не склонны измерять достижения тетра его заработками. «У театра есть своя особая миссия — развитие пермской культуры. Благодаря деятельности театра идет продвижение Пермского края как в нашей стране, так и за ее пределами», — говорится в письменном ответе пермского минкульта на запрос Forbes Life. На вопрос о сцене чиновники пишут, что «проектирование нового здания уже идет, состоялся конкурс, согласно которому оно должно быть завершено к ноябрю 2019 года. В 2020 году планируется начать строительные работы».

Ожидается, что в ближайшее время на сайте Пермской оперы появится объяснение Теодора Курентзиса. Но уже сейчас очевидно, что к бегству из Перми он мог подготовиться основательно. Дягилевский фестиваль в 2021 году планируют провести в Париже. По данным источника Forbes Life, новая площадка оркестра и хора musicAeterna может оказаться в Санкт-Петербурге. А юридическое лицо musicAeterna уже зарегистрировано в Дании.

Пресс-секретарь Романа Абрамовича Джон Манн на вопрос о том, продолжит ли миллиардер поддерживать Дягилевский фестиваль, отвечать отказался.