Светлое театральное будущее: сценическая версия Большого театра России

Светлое театральное будущее: сценическая версия Большого театра России

В планах Большого театра на новый сезон 8 оперных премьер и 3 новых балета. Что смогут увидеть и услышать в сезоне 2023/24 те, кто придет посмотреть на люстру и сфотографироваться с белым роялем (если, конечно, не возьмут по ошибке билеты на Новую сцену вместо Исторической)?

Оперы: великия и малыя

16 ноября 2023 на Исторической сцене пройдет премьера оперы Франческо Чилеа (1866-1850) «Адриана Лекуврер» (1902). Это самая известная опера автора: как и его коллега-верист Пьетро Масканьи, Чилеа по факту – автор одного хита. Она основана на одноименной пьесе Эжена Скриба и Эрнеста Легуве и посвящена биографии реальной французской драматической актрисы Адриенны Лекуврёр (1692–1730). В Большом «Адриана» ставилась только однажды, в 2002 году, а после того в России – лишь в 2017 в Мариинке, главную роль исполняла Анна Нетребко: оперная дива была крайне уместна в роли дивы драматической. Однако теперь Большой театр, очевидно, заставит нюхать отравленные фиалки и долго умирать какую-то другую певицу. «Адриану» ставит Евгений Писарев, худрук Театра имени Пушкина и частый гость в Большом: он ставил здесь «Свадьбу Фигаро» в 2015, «Севильского цирюльника» в 2018, а в 2021 – «Мазепу». Его мюзиклы «Шахматы» в МДМ (2020) и «Кабаре» в Театре Наций (2021) стали большими художественными событиями, второй из них наконец принес режиссеру «Золотую Маску» (четыре номинации с 2014 года). Сценограф – Зиновий Марголин, в прошлом сезоне поставивший в Новой Опере «Мертвый город» Корнгольда вместе с постоянным коллегой-режиссером Василием Бархатовым (спектакль был отмечен Премией МО 2022 и получил три «Золотые маски»). Дирижер-постановщик – итальянец Джакомо Сагрипанти (лучший молодой дирижер по версии International Opera Award-2016), который в 2018 ставил в Большом «Бал-маскарад» вместе с соотечественником-режиссером Давиде Ливерморе (востребованный на родине вплоть до сцены театра Ла Скала, сценограф большинства своих спектаклей да еще и профессиональный певец по образованию.

Иллюстрация к спектаклю "Адриана Лекуврер" — Большой театр, официальный сайт

30 ноября 2023 на Камерной сцене пройдет премьера одноактных опер «Сын мандарина» Цезаря Кюи (1859) и «Соловей» Игоря Стравинского (1914). Кюи написал 15 опер, из которых ни одну нельзя назвать репертуарным хитом, в последнее время ставятся его детские оперы – например, «Красная Шапочка» в Театре им. Н. И. Сац, которую режиссер Георгий Исаакян оформил как домашний спектакль для цесаревича Алексея. Опера «Сын мандарина» также была предназначена для домашнего спектакля. На премьере в доме супругов Керзиных в роли мандарина выступил Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, причем увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Музыка сочинена под влиянием модного шинуазри оперы «Бронзовый конь» Даниэля Обера. «Соловей» Стравинского – тоже история с китайским колоритом по сказке Андерсена о больном императоре, механической птице и живом соловье. Мировая премьера этой оперы состоялась 24 мая 1914 на сцене Театра Елисейских Полей в рамках Дягилевских сезонов (певцы находились в оркестровой яме, а на сцене – солисты балета; декорации и костюмы создал Александр Бенуа), а российскую премьеру 30 мая 1918 поставил в Мариинском театре Всеволод Мейерхольд. Декорации к премьере в Петербурге создал Александр Головин, а среди артистов балета, участвовавших в постановке, был 14-летний Георгий Баланчивадзе, будущий Джордж Баланчин.

Иллюстрация к спектаклю "Сны Мандарина" "Соловей" — Большой театр, официальный сайт

Будущий китайский диптих на Камерной сцене – совместный проект Большого и Театра кукол имени Сергея Образцова. Режиссер-постановщик – Алексей Франдетти, главный режиссер (с 2022) театра Ленком; в Большом он ставил концертное исполнение «Путешествия в Реймс» и театрализованный концерт «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» (2017), оперетту «Кандид» (2018) и «Сказку о царе Салтане» (2019); кроме того, он автор либретто и режиссер балета «Габриэль Шанель», созданного для Светланы Захаровой (премьера в Большом театре состоялась в июне 2019). В декабре 2022 Франдетти выпустил в Театре Образцова мюзикл «Рождественская история» на собственное либретто. Дирижер-постановщик – Алексей Верещагин (выпускал на камерной сцене все три спектакля Владиславса Наставшевса: «Искателей жемчуга» Бизе, «Маддалену» Прокофьева, «Испанский час» Равеля). Сценограф – главный художник театра Образцова Виктор Антонов.

8 февраля 2024 на Новой сцене пройдет премьера «Снегурочки» Островского (1873) с музыкой Петра Чайковского. Жанр произведения заявлен как «весенняя сказка»; де факто оно будет представлять из себя драматический спектакль с участием хора и оркестра Большого театра. Это совместный проект Большого и Малого к 150-летию мировой премьеры пьесы и к 200-летию со дня рождения драматурга. Заявлено участие артистов Малого, и ставить спектакль будет заместитель худрука Малого по творческим вопросам Алексей Дубровский (перед тем, как вездесущий Франдетти поставил весной 2023 в Малом театре «Свадьбу Кречинского», Дубровский ставил там «Женитьбу Бальзаминова»). Дирижировать будет востребованный молодой маэстро Иван Никифорчин – ученик Валерия Полянского, лауреат I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (II премия и Серебряная медаль, 2022), основатель, художественный руководитель и главный дирижер камерной капеллы «Академия Русской Музыки», с 2022 – художественный руководитель симфонического оркестра колледжа Московского государственного института музыки имени Шнитке, а также дирижер-постановщик недавнего «Щелкунчика» Юрия Посохова в МАМТе. Спектакль планируется показывать по обе стороны Театральной площади, для чего в Малом театре придется предусмотреть дополнительное место для оркестра, убрав несколько рядов партера. Художник-постановщик – Мария Утробина (сценограф первой российской постановки мюзикла «Семейка Аддамс»). Здесь можно вспомнить другую «Снегурочку», на музыку Римского-Корсакова – спектакль, поставленный в Большом театре Александром Тителем в 2017, и безвременно сошедший со сцены – а мог бы еще волновать зрителей и слушателей.

Виктор Васнецов (1848—1926). Эскиз к опере "Снегурочка", 1895

28 марта 2024 на Новой сцене будет премьера очередного «Евгения Онегина» Чайковского (1879). Спектакль Чернякова сняли с репертуара в 2018, пришедший ему на смену спектакль Евгения Арье с легендарными гусями прожил всего два года. Новую постановку сделает кинорежиссер Сергей Урсуляк, двукратный лауреат Премии ФСБ России – за фильм «Ликвидация» (2007) и сериал «Исаев» (2009); кроме того, он снял такие фильмы, как «Русский регтайм» (1993), «Тихий Дон» (2015) и «Праведник» (2023). «Онегин» станет его дебютом в оперном жанре. За пультом будет Филипп Селиванов – в Большом театре это его первая работа как дирижера-постановщика, но он уже выпускал в Геликон-опере «Остров Тюлипатан» и «Богему» (оба 2022), а в Большом дирижирует оперы «Идиот», «Богема», «Иоланта». На организованном Денисом Мацуевым I Международном конкурсе имени Рахманинова (2022), где первую премию в дирижерской номинации получил Никифорчин, Селиванов завоевал вторую.

25 апреля 2024 на Камерной сцене состоится премьера детской оперы «Питер Пэн» (2019). Композитор Андрей Рубцов (р. 1982), он же дирижер-постановщик проекта, является музыкальным руководителем Московского академического театра сатиры; на его счету музыкальная сказка «Аленький цветочек» в театре Вахтангова и мюзикл «Дамское счастье» в Театре сатиры; кроме того, он сочинил музыку той самой «Рождественской истории» Франдетти. Режиссер-постановщик «Питера Пэна» – Нина Чусова, в 2020 поставившая феноменальное «Кабаре Терезин» для Еврейского музея и центра толерантности. Сценограф – главный художник Московского детского театра теней Виктор Платонов.

23 мая 2024 на Исторической сцене пройдет премьера еще одной редкой оперы – «Самсона и Далилы» (1877) Сен-Санса, из которой все знают только одну арию – «Mon cœur s’ouvre à ta voix» («Мое сердце открывается звуку твоего голоса») Далилы. В России ее опять же держит в репертуаре только Мариинский театр, причем за 20 лет сделал аж две постановки. Режиссер-постановщик Адольф Шапиро в 2018 выпускал в Большом «Манон Леско», поставленную на Анну Нетребко и ее супруга Юсифа Эйвазова, а в 2023 отметился в МАМТе «Нормой». Дирижер-постановщик – Артем Абашев, который, покинув в 2022 пост главного дирижера Пермской оперы, стал приглашенным в Большом театре и выпустил в нем «Демона» Владиславса Наставшевса (2022), а также взял под свою палочку оперы «Русалка», «Дон Жуан», «Дон Карлос» и «Кармен».

11 июля 2024 на Камерной сцене будет премьера оперы Леонкавалло «Паяцы» (1892). Режиссер – Ханс-Йоахим Фрай, экс-руководитель Дрезденской оперы (1997-2007), в 2000-х и 2010-х годах организовывавший совместные с Россией культурные мероприятия в Дрездене и Линце (Австрия), а в 2014 ставший советником генерального директора Большого театра; с 2017 он руководит культурным центром «Сириус» в Сочи, а в 2021 вышел русский перевод его книги «Научиться любить Россию» с предисловием от Владимира Путина, который в том же году наградил Фрая орденом Дружбы. Дирижер – Алексей Верещагин. Художник – Петр Окунев (в 2021 выпускал с Фраем на Камерной сцене оперы «Дневник Анны Франк» и «Белая роза»).

Балет: то ли есть, то ли нет

14 декабря 2023 на Исторической сцене – мировая премьера балета «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского и Юрия Красавина и либретто видного отечественного драматурга Валерия Печейкина (автора сценариев фильмов Павла Лунгина «Дирижер» и «Дама Пик» и недавней книги о русской литературе «Пушкин, помоги»; его пьесы «Левша», «Норма», «Девушка и смерть» и «Беги, Алиса, беги» ставил Максим Диденко, «Счастливчики» – Олег Меньшиков, «Рахманинов. Я – здесь» и «Публичные чтения» – Денис Азаров). Хореограф-постановщик Юрий Посохов (главный балетмейстер Балета Сан-Франциско с 2006 и тот самый человек, чья постановка «Щелкунчика» в этом сезоне сменила в МАМте проверенный временем спектакль Вайнонена) в Большом театре специализируется на мировых премьерах на музыку Ильи Демуцкого («Герой нашего времени», «Нуреев», «Чайка»), но на сей раз вернулся к старому коллеге – Красавин написал музыку к его «Магриттомании» (2000 – Балет Сан-Франциско, 2004 – Большой театр). Музыка Красавина звучит и в поставленной для Большого театра Вячеславом Самодуровым «Танцемании» (2022). Дирижер-постановщик – Павел Клиничев, пятикратный лауреат «Золотой Маски» (последняя – в 2022 за самодуровского «Конька-Горбунка» в Урал Балете). Художник-постановщик – Полина Бахтина: на ее счету остроумные декорации хип-хоп мюзикла «Копы в огне» (2009) и «Золотая Маска» за спектакль Театра «Практика» и Мастерской Брусникина «Занос».

4 апреля 2024 на Исторической сцене восстанут из нафталинового праха вечные возлюбленные – состоится восстановление балета Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта» 1946 года с аутентичной сценографией Петра Вильямса. До февраля 2022 это обязательное для любой балетной труппы название в репертуаре Большого закрывал спектакль Алексея Ратманского 2017 года, потом это стало затруднительно: в том месяце Ратманский прервал репетиции почти готового балета «Искусство фуги» в Большом, покинул Россию и прекратил отношения с российскими театрами. Балетмейстер-постановщик возобновления – сын его создателя Михаил Лавровский, художественный руководитель МГАХ, 250-летие которой Большой будет отмечать в новом сезоне гала-концертом на Исторической сцене 25 ноября 2023. Костюмы в духе аутентичной постановки, но рассчитанные на иначе сложенные и двигающиеся тела артистов XXI века, предстоит создать опытной в такой работе Татьяне Ногиновой (за костюмы к «Бахчисарайскому фонтану» театра Шостакович Опера Балет по эскизам 1930-х она получила свою вторую «Золотую Маску»). Дирижировать будет Антон Гришанин («Золотые маски» за балеты Большого «Зимняя сказка» и «Танцемания»).

4 июля 2024 на Новой сцене еще одна мировая премьера: композитор Юрий Красавин, не отходя далеко, вернется в балете Вячеслава Самодурова «Буря» по пьесе Уильяма Шекспира. Дирижер-постановщик – Павел Клиничев. Сценограф Алексей Кондратьев оформлял самодуровские «Приказ короля» в Урал Балете и «Танцеманию» в Большом, а чтобы замкнуть круг – еще и «Риголетто» Урал Оперы в постановке Алексея Франдетти. Костюмы будет создавать модельер Игорь Чапурин. В 2005 Чапурин стал первым российским fashion-дизайнером, которого Большой театр удостоил права создать сценическое оформление и костюмы к балетным спектаклям: в результате появился балет «Игра в карты» Алексея Ратманского на музыку Стравинского и восстановленный балет Леонида Мясина «Предзнаменование» на музыку Чайковского. С тех пор дизайнер регулярно сотрудничает с ГАБТом. Кроме того, он создал костюмы для российской премьеры «Пассажирки» Мечислава Вайнберга в Новой Опере (2017), для «Лебединого озера» в постановке Анжелена Прельжокажа в театре Клермон-Ферран (2020), а среди его последних театральных работ – воздушные платья для мужчин и женщин в «Ромео и Джульетте» (2022) Константина Богомолова в МАМТе (номинация на «Золотую маску»).

Занавес! Давайте занавес!

В качестве пункта назначения гастролей Большого театра остается бессменный Оман, куда балетная труппа собралась в январе 2024, после того как в октябре 2023 навестит Челябинск. Молодежная оперная программа съездит в Липецк, Питер и Ереван. Хор посетит город на Неве в рамках XXIII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Оперу «Борис Годунов» и балет «Чайка» в ноябре свозят в Минск. Гала-концерты оперы и балета состоятся в июне в Кирове и Уфе, а в мае пройдут гастроли Камерной сцены со спектаклем «Москва, Черемушки» в подведомственном Калининграде, где строится заложенный в 2020 филиал Большого театра.

На собственных сценах Большой, в свою очередь, принял в сентябре балет Эльдара Алиева «Тысяча и одна ночь» с Приморской сцены Мариинского театра (там, во Владивостоке, в основном и подвизается Петр Окунев, которому делать «Паяцев» с Фраем), в ноябре на Новой сцене – опера «Бал-маскарад» в постановке Иркина Габитова и балет Юрия Клевцова «Корсар» из Челябинского театра оперы и балета (оба названия, как говорится, «есть у нас дома», так что поем песню безумству храбрых), а в декабре – барабанная дробь! – опера «Великая дружба» композитора Вано Мурадели, которую Бурятский театр оперы и балета выпустил в сентябре 2023, не афишируя эту заявку на сенсацию слишком громко. Это будет уже второй подряд сезон гастролей театра из Улан-Удэ в Большом.

Концерты

На Исторической сцене Большого театра в этом сезоне состоится ряд концертов, в том числе два концерта к 180-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова под управлением Дмитрия Лисса: 23 февраля 2024 гала-концерт симфонической музыки, 25 февраля – оперный гала-концерт.

24 февраля 2024 – концерт Ансамбля скрипачей им. Юлия Реентовича.

17-19 июля 2024 концертное исполнение оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» к 220-летию со дня рождения композитора. Дирижер – Дмитрий Лисс.

Цифры и факты

Перед объявлением планов на сезон 2023-2024 Владимир Урин сообщил, что Большой театр за 2022 год показал 662 спектакля, которые посетили более полумиллиона зрителей (556 тысяч человек), и заработал более 2,7 млрд рублей.

Вопрос о музыкальном руководстве все еще остается открытым, после того как в марте 2022 Туган Сохиев принял решение покинуть театр. Позиция руководства по этому вопросу такова: без музрука плохо, но торопиться – еще хуже. Поэтому сейчас в Большом как никогда много приглашенных дирижеров. В нынешнем сезоне за пульт вставали: Артем Абашев, Алексей Верещагин, Антон Гришанин, Айрат Кашаев, Павел Клиничев, Иван Великанов, Филипп Селиванов, Эдурад Топчян, Константин Чудовский. Театр пока присматривается к разным кандидатурам, изучает, как они срабатываются с коллективом, прежде чем принять решение. «Мы хотим, чтобы все те, кого мы пробуем, и о ком думаем в плане возможности их назначения на эту позицию, прошли через спектакли не только текущего репертуара, но и постановочный процесс премьер, – сказал Владимир Урин в интервью «Российской газете». – Потому что в театре служат замечательные, потрясающие музыканты, солисты, с которыми надо уметь и коммуницировать, и творчески быть убедительным. Но ответственно могу сказать, что в этом сезоне это решение будет принято точно и будет объявлено в течение сезона. Причем это будет сделано поступательно: сначала будет назначен главный дирижер, только потом – музыкальный руководитель театра. Торопиться мы не будем».

Премии

На сборе труппы в Большом театре были вручены премии Попечительского совета артистам, работникам администрации и цехов театра. В прошлом году Совет увеличил размер премий до 400 тысяч рублей. Премии «За выдающиеся достижения в области создания внешней формы спектакля и личный вклад в реализацию творческих планов Большого театра», «За личный вклад и высокопрофессиональную работу на благо театра», «За многолетний труд и преданность Большому театру», «За выдающиеся творческие заслуги в 247-м сезоне» получили 15 сотрудников.

Вслед за этим вручались премии от компании «Ингосстрах» – генерального партнера театра. «Ингосстрах» уже третий раз участвует в церемонии награждения артистов. Денежные премии в сумме от 150 тысяч рублей до 400 тысяч рублей получили 18 сотрудников.

Банк Тинькофф, который в этом сезоне подписал с театром соглашение о партнерстве и стал привилегированным спонсором ГАБТа, вручил 6 премий в размере 200 тысяч рублей.

Стройки

Большой театр обзаведется своими апартаментами: доходный дом Засецкой на Кузнецком мосту реконструируют и превратят в апартаменты для приглашенных артистов Большого театра. Доходный дом Засецкой построен во второй половине XIX века. Это четырехэтажное кирпичное строения с мансардой, которое находится в границах охранной зоны объектов культурного наследия и заповедной территории «Китай-город Московского Кремля». Согласно проекту, в здании появятся апартаменты с гостиной, спальней, гардеробной, санузлом и встроенной кухней. Для будущих постояльцев также обустроят репетиционную зону с роялем.

Решение о реставрации Большого театра России было принято в 1997. Проект реализуется в три очереди. Первый этап завершился в 2002, когда была построена Новая сцена. Вторая очередь стартовала в 2005: были реконструированы основное здание, расположенный за ним дом Хомякова и производственно-складской комплекс на ул. Плеханова. Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала одним из самых глобальных проектов такого рода в мире. В рамках третьей очереди, помимо переустройства доходного дома Засецкой, ведется реконструкция художественно-производственных мастерских Большого театра, проект которой Главгосэкспертиза согласовала в феврале 2015.

Реконструкция Камерной сцены Большого театра откладывается из-за текущих событий в стране, хотя уже было получено заключение экспертизы, бюджетные средства выделены не были. Сейчас реконструкция официально перенесена в плане на 2026-2027, 2028-й – сдача объекта.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.