You have no items in your cart.
Студия новой музыки отмечает юбилей Фараджа Караева праздничным концертом 18 декабря
Студия новой музыки отмечает юбилей Фараджа Караева праздничным концертом. В двух его отделениях будут представлены два крупных сочинения – моноопера Арнольда Шёнберга “Ожидание” в редакции для камерного оркестра Фараджа Караева и прозвучавший недавно на фестивале Другое пространство Концерт для оркестра и скрипки соло Фараджа Караева (камерная версия 2013 года). Солистами выступят Екатерина Кичигина, сопрано, и Станислав Малышев, скрипка. Концерт состоится 18 декабря 2018 в Рахманиновском зале Московской консерватории, начало в 19.00.
Фарадж Караев родился в 1943 году в Баку (Азербайджанская ССР), В 1966 году с отличием закончил Азербайджанскую Государственную консерваторию им. Уз.Гаджибекова по классу композиции своего отца, профессора Кара Караева, в 1971 у него же — аспирантуру. С 1966 по 2003 год преподавал композицию, инструментовку и полифонию в Азербайджанской Государственной консерватории (с 1991 — Бакинская Музыкальная Академия), с 1994 года — профессор. С 1999 г. — профессор кафедры теории музыки Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, в 2003-2005 годах — профессор кафедры композиции Казанской Государственной консерватории им. Н. Жиганова.
В 1994-1996 гг. — вице-президент московской Ассоциации Современной Музыки (АСМ). C 1995 года — президент Общества Современной Музыки Yeni Musiqi, основанного им в Баку. В 1980-1994 гг. художественный руководитель ВаКаRА-ENSEMBLE (Баку). В 1991‑92 гг. – стипендиат культурного фонда А.Круппа (Эссен, Германия).
Сочинения Ф.Караева исполняются на фестивалях и концертах в странах СНГ, Европы, Южной Америки, в США и Японии. Среди исполнителей его сочинений — дирижеры А.Лазарев, Г.Рождественский, В.Синайский, В.Полянский, М.Шостакович, В.Понькин (СССР/Россия), Р.Абдуллаев (Азербайджан), Э.Багиров (Турция/Азербайджан), И.Мецмахер (Германия), Р. де Лееу и Э.Шпааньярд (Голландия), Р.Фрайзитцер (Австрия), Д.Сакс (США); Ансамбль солистов оркестра Большого театра (Москва), «Студия Новой Музыки» (Москва, дирижер И.Дронов), Московский Ансамбль Современной Музыки (дирижер А.Виноградов), Ensemble Modern (Франкфурт-на-Майне, Германия), Nieuw Ensemble и Schönberg Ensemble (Амстердам, Голландия), Ensemble Reconsil Wien (Австрия), Quatuor Danel (Франция), Continuum (Нью-Йорк, США) и других.
Концерт для Оркестра и скрипки соло (2007, редакция 2013)
I. Вариации без темы
II. Темы и аллюзии
III. Четыре вариации и тема
В контексте караевского творчества Концерт для Оркестра и скрипки соло занимает особое место: он очень личностен, почти автобиографичен. Почтив этим сочинением память матери (Zum Andenken meiner Mutter), композитор закончил работу над партитурой в день рождения отца — фактически двойное посвящение обусловило трагизм музыкальной интонации, вобравшей в себя грусть утрат, боль невысказанного и печаль о невозвратном. Драматургия Концерта — это сплетённая в контрапункты образных линий Тоска по родине (Фортепианная пьеса Грига именно с таким названием послужила темой вариаций третьей части сочинения), блуждание в лабиринтах культурной памяти, встреча-прощание на границе жизни и смерти. Напряжённое, трудное течение музыкальной мысли не находит разрядки — не становится ею и финальный уход в тишину, ибо это безмолвие Вечности. Трёхчастная циклическая конструкция превращена в поэму единого дыхания, форму, открываемую в бесконечность повисающим знаком вопроса — именно в таком качестве воспринимается последняя реплика скрипки, шелестящий флажолет в высочайшем регистре, иррациональный, страшный в своём беззвучии голос всё поглощающей Пустоты. Нет возможности сразу же нарушить оцепенение, как невозможно и осознать, что музыки больше нет, — не случайно на обеих премьерах предваряющая аплодисменты пауза длилась, казалось, неимоверно долго.
Марианна Высоцкая
Исполнители:
Станислав Малышев, скрипка
Ансамбль солистов Студия новой музыки
Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов