Студия новой музыки отмечает юбилей Фараджа Караева праздничным концертом 18 декабря

Студия новой музыки отмечает юбилей Фараджа Караева праздничным концертом 18 декабря
Фарадж Караев
Студия новой музыки отмечает юбилей Фараджа Караева праздничным концертом. В двух его отделениях будут представлены два крупных сочинения – моноопера Арнольда Шёнберга “Ожидание” в редакции для камерного оркестра Фараджа Караева и прозвучавший недавно на фестивале Другое пространство Концерт для оркестра и скрипки соло Фараджа Караева (камерная версия 2013 года). Солистами выступят Екатерина Кичигина, сопрано, и Станислав Малышев, скрипка. Концерт состоится 18 декабря 2018 в Рахманиновском зале Московской консерватории, начало в 19.00.

Фарадж Караев родился в 1943 году в Баку (Азербайджанская ССР), В 1966 году с отличием закончил Азербайджанскую Государственную консерваторию им. Уз.Гаджибекова по классу композиции своего отца, профессора Кара Караева, в 1971 у него же — аспирантуру. С 1966 по 2003 год преподавал композицию, инструментовку и полифонию в Азербайджанской Государственной консерватории (с 1991 — Бакинская Музыкальная Академия), с 1994 года — профессор. С 1999 г. — профессор кафедры теории музыки Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, в 2003-2005 годах — профессор кафедры композиции Казанской Государственной консерватории им. Н. Жиганова.
В 1994-1996 гг. — вице-президент московской Ассоциации Современной Музыки (АСМ). C 1995 года — президент Общества Современной Музыки Yeni Musiqi, основанного им в Баку. В 1980-1994 гг. художественный руководитель ВаКаRА-ENSEMBLE (Баку). В 1991‑92 гг. – стипендиат культурного фонда А.Круппа (Эссен, Германия).
Сочинения Ф.Караева исполняются на фестивалях и концертах в странах СНГ, Европы, Южной Америки, в США и Японии. Среди исполнителей его сочинений — дирижеры А.Лазарев, Г.Рождественский, В.Синайский, В.Полянский, М.Шостакович, В.Понькин (СССР/Россия), Р.Абдуллаев (Азербайджан), Э.Багиров (Турция/Азербайджан), И.Мецмахер (Германия), Р. де Лееу и Э.Шпааньярд (Голландия), Р.Фрайзитцер (Австрия), Д.Сакс (США); Ансамбль солистов оркестра Большого театра (Москва), «Студия Новой Музыки» (Москва, дирижер И.Дронов), Московский Ансамбль Современной Музыки (дирижер А.Виноградов), Ensemble Modern (Франкфурт-на-Майне, Германия), Nieuw Ensemble и Schönberg Ensemble (Амстердам, Голландия), Ensemble Reconsil Wien (Австрия), Quatuor Danel (Франция), Continuum (Нью-Йорк, США) и других.

Концерт для Оркестра и скрипки соло (2007, редакция 2013)
I. Вариации без темы
II. Темы и аллюзии
III. Четыре вариации и тема

В контексте караевского творчества Концерт для Оркестра и скрипки соло занимает особое место: он очень личностен, почти автобиографичен. Почтив этим сочинением память матери (Zum Andenken meiner Mutter), композитор закончил работу над партитурой в день рождения отца — фактически двойное посвящение обусловило трагизм музыкальной интонации, вобравшей в себя грусть утрат, боль невысказанного и печаль о невозвратном. Драматургия Концерта — это сплетённая в контрапункты образных линий Тоска по родине (Фортепианная пьеса Грига именно с таким названием послужила темой вариаций третьей части сочинения), блуждание в лабиринтах культурной памяти, встреча-прощание на границе жизни и смерти. Напряжённое, трудное течение музыкальной мысли не находит разрядки — не становится ею и финальный уход в тишину, ибо это безмолвие Вечности. Трёхчастная циклическая конструкция превращена в поэму единого дыхания, форму, открываемую в бесконечность повисающим знаком вопроса — именно в таком качестве воспринимается последняя реплика скрипки, шелестящий флажолет в высочайшем регистре, иррациональный, страшный в своём беззвучии голос всё поглощающей Пустоты. Нет возможности сразу же нарушить оцепенение, как невозможно и осознать, что музыки больше нет, — не случайно на обеих премьерах предваряющая аплодисменты пауза длилась, казалось, неимоверно долго.

Марианна Высоцкая

Исполнители:
Станислав Малышев, скрипка
Ансамбль солистов Студия новой музыки
Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов