Спектакли проекта «Снегурочка: миф и реальность» в Уфе

В Башкирском театре оперы и балета прошли спектакли проекта Ирины Черномуровой DanceInversion
Спектакли проекта «Снегурочка: миф и реальность» в Уфе
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля DanceInversion

Фестивалю DanceInversion в этом году исполняется 25 лет. В контексте изменившихся внешних обстоятельств Ирина Черномурова, бессменный худрук этого крупнейшего в России форума современного танца, который последние десять лет проводился Большим театром, приняла решение изменить формат программы феста. В 2024 фестиваль вместо приглашения зарубежных компаний в столицу, представляет постановки молодых хореографов и композиторов в регионах России.

Размышления на тему «Снегурочки»

В 2021 году на базе Инновационного культурного центра Калуги фестиваль DanceInversion проводил лабораторию «Тело в главной роли», в результате которой были отобраны работы 20 российских хореографов. Зимой 2022 участникам лаборатории было предложено поучаствовать в проекте «Снегурочка: миф и реальность», для которого нужно было представить эскизы будущих спектаклей-размышлений на тему судьбы Снегурочки — героини пьесы А.Н. Островского (смотр работ проходил также в Калуге в январе 2023 во время фестиваля «Танцсоюз»). Отобранные там шесть работ худрук фестиваля DanceInversion Ирина Черномурова и драматург проекта Маргарита Мойжес (Германия, Берлин) распределили по нескольким российским городам (Красноярск, Уфа, Калуга, Петрозаводск) и театрам, где из эскизов должны были вырасти спектакли.

Хореографы самостоятельно писали либретто, заказывали музыку композиторам и по возможности участвовали в выборе художников-постановщиков. Ирина Черномурова и Маргарита Мойжес контролировали выпуски спектаклей на всех этапах. В задачу театров входила организация репетиционного процесса и техническая реализация проектов: изготовление декораций и пошив костюмов.

Открылся смотр премьерами в Красноярском театре оперы и балета 7 и 8 марта. В один вечер были показаны два современных балета: «Другой свет» на музыку Олега Любимова в хореографии Ирины Кононовой и «Преломление» на музыку Андреаса Мустукиса в постановке Алены Бритвак.

15 марта одновременно с премьерами «Сажени» в хореографии Марии Ряполовой на музыку Константина Чистякова и «Триггера» Павла Рябова на музыку Ольги Шайдуллиной в Уфе состоялись премьеры в Калуге: хореограф Александра Сафронова поставила спектакль «А что потом?» на музыку Дмитрия Мазурова.

На 5 и 6 апреля запланировала последняя премьера проекта «Снегурочка: миф и реальность» в Петрозаводске. Виктория Арчая представит балет «Вертикаль» на музыку Василия Пешкова.

Авторы проекта так объясняют свой выбор пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»: сюжет о Снегурочке — национальный миф, в котором закодированы все этические и нравственные ценности русского народа. Молодые хореографы, занятые в проекте, должны были изложить его в контексте нашего времени, соединяя прошлое и настоящее, настоящее и будущее.

Башкирия танцует

Март в Башопере стал месяцем танцевальных и балетных фестивалей. После премьеры 15 марта двух танцевальных спектаклей в рамках совместного с Большим театром фестиваля DanceInversion, башкирский театр запустил свой традиционный балетный марафон — XXIV Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева.

Центральное место в афише смотра, как обычно, занимают: последняя балетная премьера — это трехактный балет «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» на музыку Сергея Рахманинова в постановке петербургского хореографа Олега Габышева;
национальный балет «Журавлиная песнь» Загира Исмагилова и Льва Степанова (это первый балет, который увидел в своей жизни юный Рудольф Нуреев, и в нем же сделал свои первые шаги как артист на сцене Башкирского театра оперы и балета) в постановке Шамиля Терегулова 2017 года;
два тематических гала-концерта с репертуаром Рудольфа Нуреева и специальными номерами, поставленными к фестивалю, в обрамлении репертуарных хитов, таких как «Лебединое озеро», «Сильфида» и «Дон Кихот».

Руководитель балетной труппы и главный балетмейстер Башоперы Леонора Куватова в этом году изменила принцип приглашения звезд в спектакли фестиваля. Если раньше они чаще приезжали парами из одного столичного театра, то теперь приглашенные артисты танцуют в паре с солистами Башоперы, что позволяет глубже раскрыть исполнительский талант тех и других.

Театр празднует в этом сезоне свое 85-летие, поэтому сезон насыщен премьерами. Кроме балансирующего на грани классики и современности балета-фантазии Олега Габышева в трех актах и девяти снах с прологом и эпилогом «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь», все новые постановки сезона так или иначе связаны с современным танцем. Эту неизведанную территорию делят между собой участники лаборатории «Тело в главной роли» Мария Ряполова и Павел Рябов и серебряные призеры Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов (Йошкар-Ола, 2023) Вита Мулюкина и Константин Матулевский. Последние предъявят свои премьеры в конце сезона.

Балеты с каскадерами

Спектакль Марии Ряполовой с саунд-дизайном Константина Чистякова «Сажень» и «Триггер»Ольги Шайдуллиной и Павла Рябова объединили не только сценография и костюмы Алены Пикаловой, но и наличие команды каскадеров, которые страховали балетных артистов во время выполнения опасных трюков. Действие в «Сажени» (слово обозначает старорусскую единицу измерения расстояния) разворачивается в условно архаические времена, когда люди, птицы и одушевленные деревья сосуществовали в одном удаленном от центра мира пространстве, куда до поры до времени не проникал даже свет. И вот откуда ни возьмись в этот мир тьмы лучом света занесло чудесной красоты деву! Темное пространство разделено на уровни и отсеки с помощью балок и колонн, которые не похожи на творения рук человеческих. Маршрут Снегурочки предписан кем-то свыше, она узнает людей через так называемые «касания». Сначала она попадает в некую верхнюю прихожую, где встречает отца Мороза. Затем на ее пути оказываются мифические птицы, которых хореограф наделила резкой пластикой, состоящей из движений-штрихов. Птицы подталкивают Снегурочку к Лелю, которого она по незнанию принимает за отца и не стесняясь танцует с ним откровенный дуэт на авансцене. Затем птицы уводят деву в следующее темное пространство, где у нее происходит мимолетное свидание с Мизгирем. После этого последнего «касания» Снегурочка должна вместе с птицами унестись ввысь. Вместо этого она внезапно кидается с горы вниз, а гора дважды выталкивает ее обратно. В финале Снегурочка поднимается с помощью невидимых каскадеров в небо (постановщик трюков в кино и театре Александр Уваров).

Хореограф трактует Снегурочку как «неуловимый полет эфемерного, вне времени и пространства»: «Каждый знает о Снегурочке, но мало кто знает подлинное ее происхождение… Она как бы есть, и ее в тоже время нет». Зрителю предлагают взглянуть на происходящее на сцене глазами самой Снегурочки и достаивать самостоятельно сюжет.

Из сильных мест этого спектакля — заинтересованность и отдача артистов Башоперы, для которых выбранная руководителями феста тема Снегурочки стала окном в мир новой пластики и новых абстрактных образов. Обе солистки, исполняющие роль раздвоившейся Снегурочки — Алиса Алексеева и Наиля Шаяхметова — смогли полностью отказаться от классических шаблонов, перевоплощаясь в существо непонятной природы, также обе продемонстрировали великолепные физические данные. Ряполова придумала своеобразную форму бытования в спектакле кордебалета, который находится в непрерывном движении: к птицам присоединились трое солистов-мужчин, танцующих оживленное дерево.

Художником по костюмам выступил дизайнер Геннадий Осташов, с ним Ряполова работала еще в свою бытность танцовщицы коллектива «Алтай». Чтобы придать персонажам балета нездешний вид, он снабдил все гладкие костюмы топорщащимися деталями наподобие крылышек. Сложную концепцию света предложил петербургский художник Александр Голубев (с 2019 художник по свету в «Ахе — инженерный театр»), легонько подсвечивая только уголки сцены, куда ступает Снегурочка, оставляя других действующих лиц в таинственной полутьме. Самым неудачным компонентом спектакля стала музыка, и, к сожалению, это уже становится тенденцией, когда хореографы современного танца обращаются не к академическим композиторам и музыкантам, чтобы вместе с ними создавать спектакль, но заказывают бесформенную эмбиэнтную музыку или тематический суггестивный саунд-дизайн.

С медиа-дизайнером Константином Чистяковым сотрудничают многие хореографы, и прежде всего Константин Кейхель, вместе они создают экспериментальные рейв-мероприятия, которые никак нельзя назвать спектаклем. И дело тут не в пафосе академической сцены, а в отсутствии у подобной партитуры каких-либо признаков формы, подходящей для танцевального спектакля.

Мария Ряполова

Мария Ряполова закончила Алтайскую государственную академию культуры и искусств. Получила дополнительное образование по специальности “актерское мастерство и культура речи”. Училась в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой по специальности “балетмейстер-постановщик” в классе Николая Боярчикова, имеет степень магистра. В 2011-2017 выступала в Государственном молодежного ансамбля песни и танца “Алтай” имени А.Ф. Березикова. В 2016 участвовала в качестве артиста в Мастерской Владимира Васильева в Барнауле. В 2017 работала постановщиком хореографии к сериалам на киностудии “Ленфильм”. Артистка мастерской современной хореографии Escabo contemporary dance stage в Санкт-Петербурге. Организатор танцевального проекта “Mc2” в Санкт-Петербурге. Участница мастерской молодых хореографов в проекте Илзе Лиепа “Русский балет навсегда” (2023).

Константин Чистяков учился в американском Bard College. В течение десяти лет создает саунд и медиадизайн к танцевальным спектаклям. В 2020 вместе с хореографом Константином Кейхелем и художником по свету Ксенией Котеневой  основал в Санкт-Петербурге танцевальную компанию Inner Company. Сотрудничает с российскими хореографами Павлом Глуховым, Александром Челидзе, Владимиром Варнавой, Ольгой Васильевой. В афишах московских театров присутствуют два танцевальных спектакля с музыкой и медиа-дизайном К. Чистякова – “Моно” в хореографии Константина Кейхеля в Новой Опере и балет Ксении Тернавской “Варга” в МАМТ. Автор музыки к спектаклям, которые шли в Большом Театре, Александринском театре, театре им. Маяковского, БДТ им. Товстоногова.

Лель, мой Лель, мой лели лели, Лель

В премьерном составе Леля в обоих балетах танцевал Сергей Бикбулатов. Но если в «Сажени» танцовщику достался эротичный дуэт с неземной девой, то в «Триггере» Лель стал заложником конструктивистского режима, не предполагающим проявления свободомыслия в пластике. Именно таким режимным увидел Павел Рябов город берендеев, который Альона Пикалова и Алла Николаева «одели» в супрематический наряд. В спектакле прослеживаются узнаваемые образы, созданные художником Эль Лисицким. Сам Берендей оказался скрыт в колбообразной башне красного костюма, установленного на конструктивистском станке, на который можно подняться по лестницам. Между многочисленных лестниц и кубо- и шарообразных конструкций двигаются заданными маршрутами персонажи-фигурки, среди которых матрешечная Купава и буратиноподобный Мизгирь. В движение жителей города приводит та часть партитуры Ольги Шайдуллиной, которая построена на фактурных, ритмических и мелодико-гармонических паттернах. Выразительно поставлена кадриль, в которой принимают участии все пары.

Музыка города Берендея конфликтует с импровизационной партитурой Снегурочки. Когда девушка появляется на сцене, спустившись с колосников на тросе как настоящий Тарзан, в игру вступает ансамбль импровизирующих музыкантов. Это голоса Снегурочки (соло сопрано — Ольга Латыпова) и Мизгиря (соло баса — Илья Морозов), водруженный на сцену вибрафон (Василий Каверин) и целая группа перкуссионных инструментов (Тагир Латыпов). По идее постановщика появившаяся таким образом на сцене Снегурочка становится триггером для всех, то есть поводом пересмотреть свою жизнь. Но к настоящим изменениям оказывается готов только Мизгирь, по либретто исполняющий роль жениха Купавы. Его увлекает смешная босоножка с дредами, он перестает слушаться царских указов, изданных в виде паттернов, и немедленно оказывается выброшенным из города. Снегурочка между тем снова улепетывает наверх и снова спускается наполовину, чтобы посмотреть на свои плоды своего хулиганства.

Роль главной героини, которая рискнула лазать по канату (со страхующими руками каскадеров), досталась Адели Филипповой. В театре ей часто приходится исполнять характерные танцы, а здесь она предстала отзывчивым адептом современной пластики, настоящим триггером для родной ей труппы Башоперы, которая продемонстрировала готовность совмещать академическую классику с новыми направлениями танца. Публика устроила стоячую овацию любимым артистам и оркестру под руководством маэстро Александра Алексеева.

Сотрудничая с фестивалем DanceInversion и его командой, театр получил интересный опыт и готовый спектакль, для которого Алена Пикалова предусмотрела два формата, чтобы Башопера смогла выехать с этими балетами в Москву и показать их на большой сцене. Предполагается, что в следующем сезоне все шесть вариаций на тему “Снегурочки” Островского будут исполнены вместе в контексте столичного варианта DanceInversion.

Павел Рябов

Павел Рябов закончил хореографическое отделение Карельского колледжа культуры и искусств и Санкт-Петербургский университет культуры и искусств по специальности “режиссура и продюсерское мастерство” в 2008. С 2005 – артист балета в Государственном ансамбле песни и танца Карелии «Кантеле». Танцевал в Ансамбле народной песни и танца “Зоряйне” при Петрозаводском музыкальном училище. Учился в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой по специальности “балетмейстер-постановщик” в классе Николая Боярчикова. Создатель и руководитель театра балета и эксцентрики «Ликадо». Артист танцтеатра “Крепостной балет” Елены Прокопьевой. Участник  телевизионного проекта “Танцы на ТНТ”. Хореограф-постановщик спектакля «Поллианна» в санкт-петербургском театре «Комедианты». Лауреат первой премии Международного конурса современной хореографии в Юрмале (2016). Лауреат первой премии Международного конкурса современной хореографии Rigas Pavasaris (Рига, 2017). Обладатель Гран-при фестивального проекта “Проба” (Москва, 2019) и Гран-при Фестиваля современной хореографии “line up” (Санкт-Петербург, 2019). Участник мастерской молодых хореографов в проекте Илзе Лиепа “Русский балет навсегда” (2023).

Ольга Шайдуллина окончила Нижегородскую консерваторию имени М. Глинки по классу композиции у Б.С. Гецелева в 2006. Будучи студенткой, стала лауреатом Международного конкурса молодых композиторов в рамках международной недели консерваторий в Санкт-Петербурге, Всероссийского конкурса на сочинение одноактной оперы по произведениям Н. Гоголя (Мариинский театр), “Опус первый” в Москве. Стала обладателем Гран-при конкурса “Музыка теней” в 2010. В 2008 совместно с медиа-художником Е. Стрелковым и электронным музыкантом А. Черкасовым создала электронно-акустический проект «Сирены». Организатор программы «Немое кино. Живая музыка» и проекта «Bach XXL», созданного совместно с художником Л. Побджоем по заказу международного фестиваля «BACH» в Екатеринбурге. С 2010 преподаватель ВГИК им. Герасимова, курс С. Соловьева. В 2011 совместно с П. Милославским организовала ночной фестиваль современной академической музыки под открытым небом «ОПУС 52». Участвовала в работе над международным проектом «Оперетта понарошку» режиссера К. Фетрие. Среди исполнителей произведений композитора: оркестры Санкт-Петербургской капеллы и Омской филармонии, МАСМ, ансамбль «ГАМ», квартет виолончелей «Ferdinand». С 2009 сотрудничает с драматическими театрами. Музыкальный руководитель и композитор постановок: «Бумбараш» В. Дашкевича и Ю. Кима в Молодежном театре Алтая им. В.С. Золотухина, «Бременские музыканты» В. Ливанова, Ю. Энтина, «Король Лир» У. Шекспира в Нижегородском ТЮЗе, «Дядя Ваня» А. Чехова в Челябинском театре драмы им. Н. Орлова, «Отелло» У. Шекспира, «Маленькие трагедии» по А. Пушкину в Омском ТЮЗе, «Игра в го. Акутагава. Новеллы» по Р. Акутагаве в Сахалинском театральном центре им. А.П. Чехова, «Турандот» К. Гоцци в Бурятском театре драмы им. Х. Намсараева, «Тим Талер, или Проданный смех» по Дж. Крюсу и «Чучело» по В. Железникову в Красноярском ТЮЗе, «Король Матиуш» по Я. Корчаку и «Торжество любви» П. Мариво в Новосибирском театре «Глобус», «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса в МХТ им. А.П. Чехова, «Укрощение строптивой» У. Шекспира в Театре Наций, «Кориолан. Начало» по У. Шекспиру в Омском театре драмы. Сотрудничала с режиссерами: В. Кокориным, В. Золотарем, О. Юмовым, П. Стружковой, Р. Феодори, Е. Беркович, А. Калипановым, В. Манским, Д. Безносовым и др. Музыкальный руководитель зонг-оперы «TODD» М. Горшенева, А. Горшенева, П. Сажинова компании «Театральное дело». Из последних работ: оперы в постановке Р. Феодори “Антигона” (пермский Театр-Театр, 2019) и “Жанна д’ Арк” (красноярский ТЮЗ, 2022), мюзиклы “Крем” (режиссер А. Золотовицкий; Театр имени Ермоловой, 2023) и “Удачи, Марк” в постановке Алексея Крикливого (Вологодский областной театр кукол “Теремок” и пермский Татр-Театр, 2023). Обладатель премии “Золотая маска” в номинации “композитор в музыкальном театре” за “Антигону”. Также премии “Золотая маска” были удостоены три спектакля с аранжировкой и музыкой Шайдуллиной (“Биндюжник и король”, “И дольше века длится день” и “Антигона в 2017, 2018 и 2022).

Альона Пикалова окончила факультет сценографии РАТИ (ГИТИС) в 1997. С 1996 работает в Большом театре, сначала в качестве ассистента Сергея Бархина, затем с 2000 как руководитель службы художников. В Большом театре участвовала в возобновлении спектакля «Евгений Онегин» (постановка Б. Покровского 1944 года). В 2002 выступила в качестве сценографа на постановке оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова (режиссер Дмитрий Белов), открывшем в 2006 Новую сцену театра. В качестве сценографа приняла участие в постановке Большого классического па из балета «Пахита» Л.Минкуса (балетмейстер-постановщик Ю. Бурлака, 2008), балетов: «Эсмеральда» Ц. Пуни (балетмейстеры-постановщики Ю. Бурлака, В. Медведев, 2009) и «Драгоценности» на музыку Г. Форе, И. Стравинского, П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина, 2012). В 2014 заново оформила «Царскую невесту» Н. Римского-Корсакова по мотивам сценографии Ф. Федоровского, созданной к спектаклю 1955 года. В 2020 принимала участие в восстановлении исторических декораций к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова. Руководила воссозданием занавеса Большого театра 1856 года «Въезд Минина и Пожарского в Московский Кремль». Выступила в качестве сценографа-постановщика, а также художника по костюмам ко многим спектаклям в театрах России (Урал Опера Балет, Пермский театр оперы и балета, Красноярский театр оперы и балета, Самарский театр оперы и балета). В 2021 оформила программу из произведений И. Стравинского «Байка. Мавра. Поцелуй феи» в Мариинском театре (режиссер-постановщик, хореограф М. Петров).

Екатерина БЕЛЯЕВА


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях