Сотворение фестиваля: XV Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова

Сотворение фестиваля: XV Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова

XV Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова пройдет в Москве с 14 мая по 17 июля 2021. Если эпидемиологическая ситуация в мире наладится и смотр состоится, он станет первым в России международным офлайн фестивалем после марта 2020.

В программе форума значатся двенадцать названий зарубежных спектаклей, по традиции последних лет их большая часть относится к музыкальному театру, танцу, феерии, цирку и другим жанрам, где доминирует визуальная составляющая. Впрочем, по словам бессменного художественного руководителя смотра Валерия Шадрина, программа составлена не хаотично, но имеет свою внутреннюю логику и структуру.

Фестиваль откроется ораторией Й. Гайдна «Сотворение мира» в постановке каталонской команды «Фура дельс Баус», далее в афише значатся зрелищные спектакли с разных континентов, а в финале в память о «мастере тишины» Гии Канчели и с его музыкой покажут мрачную пьесу Сэмюэла Беккета «Конец игры» в инсценировке Роберта Стуруа — речь в ней идет о последних минутах существования мира. Также фестиваль не обойдет вниманием творчество Антона Чехова: в Москву приедет итальянский «Вишневый сад». И обязательно будет Уильям Шекспир – на этот раз «Гамлет» в постановке Йетте Штекель.

Драма в концертном зале

Спектакль «Сотворение мира» (14, 15 мая на сцене Московского концертного зала «Зарядье») знаменитой каталонской компании Карлуша Падриссы «Фура дельс Баус» создавался в расчете на показы в современных концертных залах. За четыре года, что прошли после премьеры в 2017, он объехал половину Европы и часть Азии. Это сложноустроенное действо, организованное силами команды «Фура дельс Баус» с участием симфонического оркестра и камерного хора. Изначально за музыкальную часть постановки отвечали французские хор Accentus и оркестр старинных инструментов Insula Orchestra под руководством Лоранс Экильби – спектакли с французско-испанской командой прошли в Барселоне, Гамбурге, Вене, Экс-ан-Провансе и других музыкальных центрах Европы, далее постановка отправилась на гастроли в Тайвань, и там уже состоялся показ с участием местного хора и оркестра. Аналогично будет и в Москве – сам спектакль восстановят силами «Фура дельс Баус», а за музыкальную часть ответят ГАСО и Камерный хор Владимира Минина. Российские зрители знакомы с фирменным стилем Падриссы по его работе в Мариинском театре, где под руководством В. Гергиева в 2009 году состоялась премьера оперы Берлиоза «Троянцы». В «Сотворении мира» на сцене возникнут гигантские марионетки, управляемые немаленькими подъемными кранами, огромные гелиевые шары и аквариум на 1000 литров. На сцене появятся также танцующие беженцы – те самые сирийские изгнанники, наполнившие Европу в 2015 году, внутри 34 картин обновленной оратории они будут радоваться жизни и внезапно обретенному миру.

"Сотворение мира"

Драма без музыки?

Базирующаяся в Риме «Компания Умберто Орсини» привозит «Вишневый сад» (18, 19 мая на сцене Театра им. А.С. Пушкина) в постановке, а также со светом, сценографией и костюмами Алессандро Серра. Славу последнему принес спектакль «Макбет», который в пандемийный год так и не доехал до «Платоновского фестиваля» в Воронеже. Чеховский «Вишневый сад» режиссер называет «самой большой партитурой душ», так и не воплощенной в музыке, поэтому у нас есть только вот этот великий текст, из которого постановщик не выпустит ни слова.

"Вишневый сад"

Гамбургский театр «Талия» покажет в Москве «Гамлета» (9, 10 июня на сцене Театра им. Моссовета). Фестиваль пристально следит за творчеством Йетте Штекель и привозит последовательно ее работы на шекспировские сюжеты. В 2019 москвичи посмотрели в постановке Штекель спектакль «Буря. Колыбельная для страждущих», запомнившийся в том числе и тем, что в импровизированной оркестровой яме трудились музыканты Prospero’s Band of Spirits. С «Гамлетом» приедет немецкая исполнительница с бразильскими корнями Диллон (стили – электроника и инди-поп). Спектакли Штекель традиционно длинные, этот будет идти около 4-х часов. Также как и в «Буре», в «Гамлете» постановщица использовала новый перевод, который делал для собственных постановок ее отец, известный режиссер и переводчик Франк-Патрик Штекель.

"Гамлет"

Имя грузинского режиссера Роберта Стуруа ассоциируется у зрителей с Шекспиром в целом, и с «Гамлетом» в частности (к этому тексту он обращался шесть раз), но Чеховский фестиваль привозит Национальный театр им. Шота Руставели со спектаклем Стуруа «Конец игры» (30 июня, 1, 2 июля на сцене Театра им. Моссовета) по пьесе Беккета. Режиссер еще в 2003 году, когда на Чеховском фестивале в его постановке показали «Последнюю запись Крэппа» и «В ожидании Годо», признавался, что считает Беккета поэтом, на чье творчество сильно повлиял Шекспир. Интересно, что спектакли Штекель и Стуруа создавались в разных точках мира практически одновременно за пару месяцев до начала «мирового карантина», то есть в январе-феврале 2020, и у зрителей будет возможность их сопоставить.

Катхак и фламенко

Танцевальный спектакль «Жизнь» (21, 22, 23 мая, на сцене Театра им. А.С. Пушкина) поставила танцовщица и хореограф из Индии Адити Мангалдас. На Чеховском фестивале ее «Компания Адити Мангалдас», более известная под названием «Drishtikon Dance Group» прежде не выступала, тем не менее в России коллектив известен, он приезжал к нам в 2019 году на Фестиваль индийской культуры. Мангалдас не является потомственным носителем стиля катхак, что для Индии непривычно. Она в совершенстве овладела техникой древнего стиля и танца, создала собственную компанию и вместе с коллегами (музыкантами, певцами и танцовщиками) занимается соединением техник катхака с техниками современного танца. Ее работу высоко ценит английский хореограф, звезда катхака Акрам Хан, по его мнению «такие артисты, как Адити Мангалдас очень важны, потому что они трансформируют традицию катхака изнутри». В Москву привезут один из самых интересных новых спектаклей компании Адити, который состоит из двух частей: в первой части «Прерванная жизнь» стиль катхак растворится в танцах других направлений, а во второй – «Празднике жизни» – будет концентрированно представлен в неразбавленной традиционной форме. Особенностью спектаклей труппы Мангалдас является сочетание живой музыки (барабаны, вокал) и электроники в записи.

"Жизнь"

Вспоминая знаменитое состязание Акрама Хана и танцора фламенко Исраэля Гальвана в проекте «Торобака», рядом с анонсом выступления в Москве специалистов катхака хочется поместить анонс гостьи фестиваля из Испании, которая специализируется на фламенко. «Компания Патрисии Герреро» (27, 28, 29 мая, на сцене Театра «Геликон-опера») покажет спектакль «Антиутопия». Хореографом и исполнительницей главной роли (это борющаяся за свои права и свободы женщина) станет сама Патрисия Герреро. Как обычно вместе с танцовщицей-звездой фламенко по миру разъезжают музыканты, в данном случае это гитаристы.

"Антиутопия"

Япония

Компания «Ноизм Ниигата» Дзё Канамори в представлении не нуждается. Благодаря фестивалям «Дягилев.P.S.» и Чеховскому обе столицы хорошо знакомы с ведущей танцевальной компанией Японии из нестоличной Ниигаты. В Санкт-Петербург в 2018 году они привозили свой вариант «Баядерки», в Москву приезжала в 2007 «Нина» и в 2019 году «Кармен». 27, 28, 29 мая на сцене Театра им. Моссовета «Ноизм» представит три спектакля Канамори, среди которых значится и его авторская версия «Весны священной» Стравинского. Кроме нее будет «Последняя роза лета» на музыку Флотова и «Фратрес III» на музыку Пярта. Канамори комбинирует разные театральные приемы, например, инкрустирует современный танец в театр «Но».

"Весна священнная"

Китайцы и китайцы

1, 2, 3, 4, 5 июня на сцене Театра им. Моссовета лондонский театр  «Сэдлерс Уэллс» покажет легендарный уже спектакль Сиди Ларби Шеркауи «Сутра». Не важно, что «Сутра» гастролировала прежде в Санкт-Петербурге на фестивале «Дягилев. P.S.», в любом случае ее можно и нужно пересматривать, так как участники перформанса все время разные. Фламандский хореограф создал невероятное шоу, в котором настоящие монахи-воины из храма Шаолинь демонстрируют свой полувоенный-полуспортивный танец в декорациях английского актуального художника Энтони Гормли. Исторически спектакль исполнялся под живую музыку – партитуру для альта, скрипки, рояля и ударных специально написал молодой польский композитор Шимона Бржоску. Если этот гастрольный проект будет реализован, а именно, новые монахи выучат хореографическую партитуру Шеркауи и приедут в Москву, то и музыканты тоже снова будет играть не в записи, а живьем.

"Сутра"

Поскольку Китай для Валерия Шадрина является чуть ли не любимым театральным направлением Азии, он продолжает искать и находить для показа в Москве новых героев.  Компания «Чжао Лян Арт» покажет на сцене Театра им. Моссовета 20, 21, 22 июня  спектакль «Чайное заклинание». Молодой китайский перформер Чжао Лян создает любопытные пластические спектакли, в которых переосмысляет древние китайские традиции сценического движения и боевых искусств. Работа «Чайное заклинание» навеяна созерцанием старинного чайного сервиза, обнаруженного при раскопках в храме эпохи династии Тан. Средствами современного танца, живой музыки и света на сцене будет разыграна история, как Прекрасная дама (танцовщик мужского пола) по очереди встречается во время чайной церемонии с тремя мужчинами разных профессий и с тремя психологиями и психофизиками, естественно.

И цирк тоже

Компания Арона Лившица «CIRCA» прилетит в Москву из Австралии. 24, 25, 26, 27, 28 июня на сцене Театра им. Моссовета четырнадцать акробатов и четверо музыкантов «Дебюсси-квартета» (коллектив основан в 1990 году, базируется в Лионе) покажут шоу «Опус». Музыкальную и драматическую основу спектакля составляют три струнных  квартета Шостаковича (№№ 5, 8, 11) и его же Элегия и полька для струнного квартета. Еще одним цирковым представлением фестиваль завершится 14, 15, 16, 17 июля на сцене Театра им. Моссовета. Французская компания «Руки, ноги и голова тоже» (МРТА) представит акробатическое шоу Матюрена Болза «Высокие плато». Болз – частый участник танцевальных, театральных и цирковых фестивалей, его хорошо знают в Лионе и Москве. Новое шоу посвящено поэтике полета и парения.

"Высокое плато"

Принцы и нищие

Еще одна компания, которая существует как целый музыкальный театр на колесах, и которую непросто привозить, это французская «Анкор эн тур» хореографа-хипхопера Мурада Мерзуки. Если границы откроются, его нашумевшая «Фолия» приедет в Москву 13, 14, 15, 16, 17, 18 июня и будет показана на сцене Театра им. Моссовета. Особенность «Фолии» в том, что кроме артистов компании Мерзуки в спектакле принимает участие ансамбль барочной музыки «l’Hostel Dieu» Франка Эмманюэля Конте в полном составе. Сам Конте дирижирует и играет на клавесине, для спектакля он аранжировал традиционную музыку юга Италии XVII и XVIII вв. и электронные композиции Грегуара Дюрранда. В «Фолии» есть условный сюжет о богатых и бедных, построенный на столкновении придворной барочной музыки и уличных ритмов хип-хопа.

"Фолиа"

Екатерина БЕЛЯЕВА

Фото предоставлено пресс-службой Чеховского фестиваля