События и персоны 2011 – рейтинг «МО»

События и персоны 2011 – рейтинг «МО»
Событие года

Открытие нового Концертного зала Омской областной филармонии

Губернатор Омской области Леонид Полежаев
Директор Омской филармонии Сергей Банников
Автор акустического решения Николас Эдвардс (Великобритания), компания «Acoustic Dimensions»

Реконструкция зала Омской филармонии, а фактически строительство нового Концертного зала — своего рода «русское чудо». От старого осталась только коробка, вся «начинка» была изготовлена заново — результат получился феноменальный.

Поражают сроки осуществления проекта. В июле 2010, после беседы с В. Гергиевым, Губернатор Омской области Л. Полежаев подписал распоряжение о начале реконструкции. Из областного бюджета были выделены 950 млн. руб., освоенные за 8 месяцев (сентябрь – апрель) — беспрецедентный случай на фоне российских долгостроев. Губернатор лично курировал строительство, проводя еженедельные совещания на объекте.

Блестящим ходом стало приглашение одного из лучших специалистов в области акустики, англичанина Н. Эдвардса, в 1990-х принимавшего участие в реконструкции ГБКЗ им. Сайдашева в Казани. В августе 2010 Н. Эдвардс прибыл в Омск и в течение месяца разработал принципиально новую акустическую концепцию Концертного зала — высокого и узкого, со специально построенной плоской звукоотражающей поверхностью. Он предложил демонтировать ступени, на которых располагались 26 рядов зрительских кресел и, установив по периметру опору, опоясать зал балконами.

Сужающиеся кверху наклонные поверхности, облицованные мрамором, служат для отражения звука. Н. Эдвардс: «Это первый концертный зал в мире, имеющий трапециевидную форму. Его боковые стены немного наклонены. Форма родилась из тщательных исследований акустики с помощью компьютерных программ.

Мы использовали компьютерные технологии, чтобы развить это конструктивное решение. Конечный результат — звук отражается от стен. Если все будет хорошо, зал будет вечным!»

Зал оснащен самым современным звуковым и световым оборудованием ведущих компаний США, Австралии, Италии.
В. Гергиев: «В России ситуация с настоящими концертными залами еще не блестящая, но сегодня она стала лучше. И то, что усилиями губернатора и правительства Омской области вопрос был так быстро решен — поражает. В условиях России это удивительно!»

Сегодня, наряду с Концертным залом Мариинского театра и залом им. С. Сайдашева в Казани, Концертный зал Омской филармонии входит в тройку лучших концертных залов России.

Музыкант года

Композитор София Губайдулина

Уникальный художник. Первый композитор мира. Музыкант — Вселенная. В 2011 она отметила 80-летие. Этой дате были посвящены фестивали и концерты, премьеры сочинений по всему миру. В России это, прежде всего, фестивали «Конкордия» в Казани и «Софии — с любовью» в Москве, представивший 18 сочинений композитора, из них 7 российских премьер. В Московской консерватории состоялась научная конференция, посвященная Губайдулиной. Юбилейные концерты прошли в рамках фестивалей «Московская осень», «Баян и баянисты», ее музыка звучала на фестивале «Возвращение». В Казани после капитального ремонта в доме, где композитор провела детство и юность, открылся Центр современной музыки им. Софии Губайдулиной.

В Люцерне (Швейцария) состоялось первое исполнение сочинения для двенадцати виолончелей «Лабиринт». В Церматте (Швейцария), Ганновере (Германия), Амстердаме прошли фестивали музыки Губайдулиной, в которых участвовали дирижеры М. Янсонс и Р. де Леу, скрипачка А.-С. Муттер, хоры, ансамбли, оркестры мирового класса…

С. Губайдулина: «Человечество с моей точки зрения стоит перед страшной угрозой, перед страшной опасностью. Внутренне человечество испытывает боль, и в то же время контрастно к этому все люди стремятся только веселиться и танцевать. Потеря человечности может произойти в пользу машинизированных отношений. Я уже сейчас людей встречаю, похожих на машину и они со мной разговаривают, будто я тоже машина. Это меня пугает и очень беспокоит, это моя внутренняя боль. Раскаяние совершенно необходимо, без этого нет очищения» (ИА DV-NEWS).

«Когда я смотрю на мир, вслушиваюсь в него и в себя, то вижу трагедию в самой основе нашего существования. Сейчас очень большое распространение получила мысль, что без зла не было бы добра.

И с этим трудно поспорить, хотя в самом оправдании зла уже заложено нечто дьявольское. Иной раз действительно кажется, что не Бог, а черт создал мир, если внешне все основано на поедании одного существа другим ради продления собственной жизни. Но мир сотворил все-таки Бог: чтобы осуществилось его дыхание, раскрылась полнота. И он создал только добро. Но дело не просто в добре, а в неизбежности сосуществования двух противоположных полюсов. И это трагедия всего бытия. Она совершенно непреодолима и может быть только прожита человечеством ради осознания, что все — добро. Все — божественное, несмотря на боль, которая лежит в основе. Я не хочу никого утешать. Я не врач. Я — боль» (OS).

«Человечество теряет свой духовный корень, оно может потерять измерение высоты, без которого ни человек вообще, ни тем более искусство не могут жить. Мы рискуем остаться на плоском пространстве» (Nashagazeta, Швейцария).
Музыка С. Губайдулиной, по словам исследователя творчества композитора В. Холоповой, — «это и мир Большого Человека, и мир тончайших ощущений <…> Она наполнена <…> всем спектром оттенков глубоко переживающей души. Эти парадоксальные в своем единстве космически-душевные свойства музыки представляются композитору незыблемыми, данными раз и навсегда.

«Мне кажется, что музыка никуда не развивается, она просто звучит, как звучит Мир и Душа <…> Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (С. Губайдулина)

Событие года
Спектакль года «Золотой петушок»
Режиссер года Кирилл Серебренников

Н. Римский-Корсаков «Золотой петушок»

Государственный академический Большой театр России
Режиссер-постановщик, сценограф и художник по костюмам Кирилл Серебренников

Яркий, многослойный и убедительный спектакль можно считать первой за последние годы удачной оперной работой Большого театра.

Из традиционного сказочного утренника «Золотой петушок» превратился в притчу для взрослых — в доведенный до предела мир китча. Постановка получилась многослойной: с одной стороны, острой, саркастичной и современной, а с другой, — вневременной и философской.

Серебренников в «Петушке» продолжает темы, уже затронутые, например, в фильме «Изображая жертву», спектаклях «Голая пионерка», «Антоний и Клеопатра». Постановку даже вписывают в триптих из последних работ режиссера, наряду с нашумевшими «Околоноля» и «Отморозки». На первом плане в них скепсис и жесткая ирония. Вот и здесь режиссер призывает каждого «убить Додона» в себе, уничтожить человека системы. Для этого он использует прямолинейные и легко считываемые художественные средства.

Ведь режиссер ориентируется на публику, воспитанную телевидением, то есть, мягко говоря, театрально, литературно да и культурно не слишком подготовленную, зато готовую платить деньги. Но она, по мнению режиссера, также имеет право понимать смысл происходящего на сцене.

Но важнее всего то, что при всех актуализациях (переносе действия в советскую действительность, появлении телохранителей, снайперов, гастарбайтеров) и аллюзиях на современных политиков, режиссер остается в рамках авторской воли композитора и его партитуры.

Эта постановка — не первое обращение К. Серебренникова к музыкальному театру. Среди его работ: «Жанна д’Арк на костре» Онеггера (фестиваль «Владимир Спиваков приглашает»), опера Верди «Фальстаф» в Мариинке, «Персефона» Стравинского (фестиваль «Черешневый лес»), кантата «Богини из машин» А. Мустукиса и опера «Станция» А. Сюмака (фестиваль «Территория»), постановка «Реквиема» А. Сюмака и «Трехгрошовая опера» Б. Брехта в МХТ им. Чехова. Но именно «Петушок» взлетел выше всех, как наиболее продуманная и эффектная работа.

К. Серебренников: «В театре надо стараться делать штучный товар. Иначе он превратится в стоковый магазин или — чего доброго — в секонд-хенд. Для театра очень важен диалог с современностью. Важно понимание: да, мы занимаемся древним видом искусства, но оно в то же время — часть сегодняшней культуры, в которой есть поп-арт, рок-музыка, медийные технологии, телевидение, наконец.

И современные тексты в этом смысле — как современные ткани. Из них просто легче сшить вещь, соответствующую духу времени. Театр — это не «пыльная драгоценность», а «живая вибрирующая ткань».

Сегодня режиссер возглавляет проект «Платформа» (поддержан Министерством культуры), объединяющий на площадке выставочного комплекса «Винзавод» современные исполнительские искусства.

Театр года

Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко

Генеральный директор – Владимир Урин

В последние годы Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко неизменно фигурирует в рейтинге «Персоны и события года». «Персонами» были названы директор театра В. Урин и примадонна Х. Герзмава; «Событием» — спектакль «Пеллеас и Мелизанда» (копродукция с парижской «Опера комик»).

По итогам 2011 театр и его директор снова получили награду «МО», и абсолютно заслуженно. Пережив в постперестроечные годы творческий кризис, реконструкцию, два пожара, ныне театр им. Станиславского и Немировича-Данченко — пожалуй, самый динамично и гармонично развивающийся музыкальный театр не только Москвы, но и России.
Театр постоянно обновляет свой репертуар, приглашает выдающихся постановщиков. Балетную афишу года и — шире — сезона 2010-2011 украсили российские премьеры первых хореографов мира: Н. Дуато («В лесу», «За вас приемлю смерть»), Дж. Ноймайера («Русалочка»), П. Лакотта («Сильфида»), Й. Эло («Затачивая до остроты»), И. Килиана («Маленькая смерть. Шесть танцев»). На премию «Золотая Маска» выдвинуты «Русалочка» (в пяти номинациях) и «За вас приемлю смерть» (в номинации «балет/спектакль»).

С 1997 театр выступает организатором Международного фестиваля современного танца «Dance Inversion» (директор фестиваля В. Урин). Почти полугодичная афиша фестиваля-2011 (с 28.06 по 13.12) включала 25 спектаклей лучших балетмейстеров и балетных трупп из России, США, Испании, Италии, Франции, Нидерландов, Польши.

Год был богат и яркими оперными премьерами. Одна из них, «Сказки Гофмана» Оффенбаха (май), прошедшая на Большой сцене, также стала номинантом «Золотой Маски» в пяти номинациях. Две другие украсили Малую сцену: «Волшебная флейта» Моцарта (спектакль, сделанный студентами РАТИ под руководством А. Тителя, художественного руководителя оперной труппы театра) и «Х.М. Смешанная техника» молодого К. Бодрова (режиссер Д. Крымов).

Ведомый блестящим менеджером В. Уриным, одним из представителей элитного директорского корпуса России, «Стасик» работает как настоящий холдинг, в котором все просчитано и продумано на годы вперед, где нет слабых мест. Он — единственный в Москве, сохранивший институты всех «главных»: худрук оперы, худрук балета, главный дирижер, главный художник, главный хормейстер. Эффективно и плодотворно работают обе сцены (Малая предназначена для экспериментальных проектов). Регулярно проходят концерты солистов, хора и симфонического оркестра. Популярностью пользуются циклы камерных концертов «Феликс Коробов представляет: Вечера в Музыкальной гостиной» и «Красота, которая поддерживает мою жизнь» (вокальная и инструментальная музыка XVI – XVIII вв.), образовательные программы для детей, видеоклуб «400 лет оперы» (авторский цикл М. Мугинштейна).

Театр давно стал привлекательной прокатной площадкой. Здесь проводит свои мероприятия фестиваль «Золотая Маска». Сцену театра избрал П. Доминго для проведения в Москве вокального конкурса «Опералия» (июль 2011). В сентябре 2011 прошли масштабные гастроли Ростовского музыкального театра (а ранее — Якутского театра оперы и балета, Михайловского театра).

В ближайших планах — постановка «Войны и мира» Прокофьева (март, к 200-летию Отечественной войны 1812 и Бородинского сражения), гастроли балетных трупп из Гамбурга и Южной Кореи (май).

Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко подтверждает репутацию одного из лучших «музыкально-театральных домов» России. В. Урин: «Театр — такое дело, которое невозможно совместить с чем-то еще. Иной раз хочется послать все к чертовой матери, устал, замотался… В книге А.В. Эфроса говорится о том, что такое театр: это когда каждый день голыми руками забиваешь гвозди. И как только два дня не позабивал гвозди, они вылезают обратно. Но должен сказать, что я счастливый человек. По крайней мере в том, что касается профессии» (из интервью «МО», № 4, 2007).

Музыкант года

Дирижер Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер ГСО Республики Татарстан

С именем и деятельностью А. Сладковского связан яркий творческий взлет Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. В течение многих лет А. Сладковский, можно сказать, набирал высоту и энергию для выхода на ведущие позиции. Он был дирижером ГСО «Новая Россия», в качестве приглашенного маэстро дирижировал лучшими оркестрами нашей страны и зарубежными коллективами.

Сегодня Сладковский — один из ведущих дирижеров среднего поколения, находящийся в расцвете карьеры. Он естественно пришел к роли руководителя, творческого лидера одного из ведущих оркестров России и за короткое время (полтора сезона) вывел ГСО РТ на кардинально новый уровень. Оркестр ярко заявил о себе и в Татарстане, и в масштабах страны. Проведены четыре фестиваля: «Рахлинские сезоны» в честь основателя и первого руководителя оркестра Н.Г. Рахлина; «Белая сирень»; «Казанская осень» (с премьерой openair в Казанском кремле оперы Н. Жиганова «Алтынчач»); «Concordia» к юбилею С. Губайдулиной. Сыграны яркие премьеры (среди них Концерт для двух фортепиано А. Чайковского). По личным приглашениям А. Сладковского в Казани с оркестром выступили Д. Мацуев, Б. Березовский, В. Третьяков, Ю. Башмет, С. Ролдугин, Д. Герингас, А. Шагимуратова… В новом сезоне среди приглашенных солистов — Н. Луганский, Б. Дуглас, А. Баева, В. Репин, И. Бутман, Х. Герзмава, О. Бородина, Д. Хворостовский, И. Абдразаков…

А. Сладковский проявил себя и на организаторском поприще: неоценимы его заслуги в том, что деятельность оркестра привлекла пристальное внимание руководства Татарстана. Во многом его усилиями ГСО получил грант Президента РТ, фактически став президентским коллективом; обрел собственное здание в центре Казани, где располагаются репетиционные помещения и все административные службы. Благодаря умело организованной PR-кампании материалы о дирижере и оркестре появились в самых многотиражных изданиях России: «Московском комсомольце», «АиФ». ГСО РТ — единственный из нестоличных российских оркестров, который в сезоне 2011-2012 дает три концерта в Москве, причем в разных залах: Концертном зале МГУ, Зале им. Чайковского и Светлановском зале Дома музыки. Путь наверх дирижера и его оркестра продолжается.

А. Сладковский: «Впечатления от оркестра у меня самые благоприятные. Существует уклад, традиции, заложенные предшественниками <…> Курс оркестра — на разнообразие репертуара: от венской классики до ультрасовременных сочинений. И, конечно, приоритет для оркестра — творчество татарских композиторов. В планах — колоссальный проект «Антология симфонической музыки Татарстана», в рамках которого будут записаны все симфонические произведения композиторов республики.

Завершить проект планируется к 2013 — году Универсиады в Казани» (из публикаций «МО» 2010 – 2011).

Новое поколение – Музыкант года

Композитор Кузьма Бодров

Один из талантливых представителей молодого поколения российских композиторов, снискавший известность и на родине и за рубежом. И один из немногих, гармонично сочетающих в своем творчестве самые последние тенденции дня сегодняшнего — и романтический склад мышления, в совершенстве владеющий техникой письма, но при этом ставящий во главу угла мысль, эмоции, образ. В этом угадывается прекрасная школа, пройденная К. Бодровым в Московской консерватории и аспирант уре у проф. А. Чайковского.

И не случайно творчество К. Бодрова так востребовано. Его музыку исполняют Н. Борисоглебский, Е. Мечетина, С. Антонов, ГАСО им. Светланова, АСО Московской филармонии, оркестр «Русская филармония», Эрмитажный оркестр и оркестр Капеллы им. Глинки (Петербург), дирижеры Ю. Симонов, А. Сладкковский, А. Титов, ансамбли солистов «Студия новой музыки», Pro Arte, Credo-квартет…

Организатор и сопредседатель Клуба молодых композиторов Московской консерватории проводит семинары по современной музыке и творческие встречи с композиторами, является художественным руководителем Ансамбля солистов Московской консерватории.

К. Бодров не раз участвовал в проектах «Музыкального обозрения»: в частности, он один из авторов коллективного сочинения «Посвящение» (к 100-летию Д.Д. Шостаковича, 2006), увертюры «Вологодские кружева» по заказу фестиваля «Кружева» в Вологде (2010).

В творческой биографии К. Бодрова год 2011 был насыщен событиями. Помимо исполнений в России (в т.ч. на юбилейном концерте А.В. Чайковского в феврале в МЗК), его музыка звучала в Австрии (Соната 2 для скрипки и фортепиано, июнь, Зальцбург) и неоднократно в столице Испании Мадриде (май — мировая премьера «Sanctus» для хора и оркестра; август — «Sanctus» и мировая премьера «Totus tuus» для детского хора с оркестром, написанные специально для визита Папы Римского Бенедикта XVI в Мадрид и исполненные во время его мессы; декабрь — мировая премьера «Рождественской оратории» и исполнение произведений композитора на Рождественской мессе кардинала Мадрида).

В октябре на Малой сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы «Х.М. Смешанная техника» (режиссер Д. Крымов, см. «МО», 2011, № 12).

В планах на 2012 — участие в качестве композитора в новом спектакле Д. Крымова «Горки-10» (театр «Школа драматического искусства»), исполнения духовных сочинений в Мадриде и Ватикане на концерте в честь Папы Римского, мировая премьера нового произведения по заказу фестиваля Aspekte Salzburg.

Новое поколение – Музыкант года

Баянист Иосиф Пуриц

Российская баянная школа постоянно подтверждает свои ведущие позиции в мире. В этом заслуга не только мэтров, но и молодых артистов. Один из них — Иосиф Пуриц: яркий, глубокий исполнитель, блестящий виртуоз. Ученик проф. Ф. Липса в РАМ им. Гнесиных. Безусловный рекордсмен среди баянистов, лауреат около 30 международных конкурсов. В 2011 он стал лауреатом престижных международных состязаний в Испании (в г. Аррасате Хирия) и Италии («Трофей мира» в г. Пинето) (см. «МО», 2011, № 12).

В репертуаре молодого музыканта одно из первостепенных мест занимает музыка современных композиторов.

Он исполняет сочинения Р. Щедрина, Е. Подгайца, М. Броннера, А. Холминова, В. Рябова. Участник фестиваля «Софии — с любовью», посвященного юбилею С. Губайдулиной: исполнение пьесы «De profundis» заслужило восторженные отзывы выдающегося композитора.

Ф. Липс: «Иосиф продолжает традиции высокого академизма, заложенные его родителями, у которых он начинал учиться. Он очень трудолюбив, и в сочетании с природным талантом это дает хорошие результаты. Он один из немногих в своем поколении, кто освоил очень большой репертуар: играет и произведения, специально написанные для баяна, и переложения, и, конечно, много современной музыки, все время находится в поиске новых партитур. Он играет одухотворенно, в совершенстве владеет инструментом. Фанатически предан баяну и являет собой современный тип музыканта: его участие в концерте рядом со скрипачами и пианистами выглядит абсолютно гармонично. Иосиф — несомненный лидер своего поколения».