Снятся ли Электротеатру электроовцы? Оперный проект «Нонсенсорики Дримса»

В Электротеатре Станиславский — самая любопытная премьера сезона к 10-летию театра
Снятся ли Электротеатру электроовцы? Оперный проект «Нонсенсорики Дримса»
Фото Олимпия Орлова | Электротеатр Станиславский

В июле этого года исполнится 10 лет с момента, когда Борис Юхананов был назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Константина Станиславского. Юбилейный год выпал на время, которое не хочется описывать банальными эпитетами, а небанальных не подобрать; и все же в это время Юхананов входит создателем нового, хрупкого и тонкого творения – оперного сериала «Нонсенсорики Дримса».

Интендант и режиссер

Унаследовав лежавший в руинах драматический колхоз имени Станиславского, Юхананов вместе с Мариной Андрейкиной (директором театра в 2013-2015, ныне советником худрука) и Ириной Золиной (следующим и нынешним директором) провел тотальную реконструкцию и ребрендинг. Весь предыдущий репертуар ушел на списание, и 25 января 2015 зрители премьеры «Вакханок» Теодороса Терзопулоса увидели радикально новый театр – Электротеатр Станиславский. Да, новое название отдавало долг находившемуся в этом здании до революции кинозалу, но коннотаций у электричества куда больше: это и про технический прогресс, и про нервную проводимость, и про свет во всех смыслах, и про шоковую терапию. Nomen est omen: спектакли Электротеатра созвучны месседжам, заложенным в его названии.

Юхананов первым в России пригласил к сотрудничеству трендового режиссера Ромео Кастеллуччи – 18 июля 2015 состоялась премьера спектакля «Человеческое использование человеческих существ». В том же году вышел «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» Хайнера Гёббельса. Филипп Григорьян ставил здесь «Тартюфа» (2016), Константин Богомолов – нашумевшую «Волшебную гору» (2017).

А еще Юхананов диверсифицировал драматическую специализацию своего театра, разбавив репертуар музыкальными спектаклями – ультрасовременными операми. Часть из них поставил он сам. В их числе «Галилео. Опера для скрипки и ученого» (2017) с музыкой пяти композиторов – Сергея Невского, Кузьмы Бодрова, Дмитрия Курляндского, Кирилла Чернегина и Павла Карманова; спектакль стал лауреатом премии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Современная музыка». Кроме того, это «Октавия. Трепанация» (2019) Курляндского – спектакль, получивший 8 номинаций на «Золотую маску» (впервые за лучшую женскую роль в опере был номинирован вокальный ансамбль) и выигравший две из них (работа композитора, работа художника Степана Лукьянова), не считая специальной премии жюри музыкального театра (за работу Арины Зверевой в партии Призрака Агриппины). И, конечно, это оперный сериал «Сверлийцы», о котором чуть позже.

В числе опер, поставленных в Электротеатре приглашенными режиссерами: «Проза» Владимира Раннева (2017) в постановке самого композитора – спектакль-лауреат премии Casta Diva, театральной премии газеты «Московский комсомолец» и премии Ассоциации музыкальных критиков; «Книга Серафима» Александра Белоусова (2020), тоже в постановке композитора – 8 номинаций на «Золотую маску»; «Curiosity» Николая Попова (2022) в постановке Алексея Смирнова.

Итого на десять лет Москва обрела уникальную площадку: авторский, обладающий собственным уникальным лицом, современный музыкальный/драматический театр – островок эскейпистского созидания, технологичной и концептуальной игры в бисер. И Борис Юхананов – оплот его.

Борис Юхананов. Фото Олимпия Орлова

Электро-Кинопоиск

Юхананов любит работать крупными блоками и разветвленными командами – еще начиная с видеоромана «Сумасшедший принц» (1986-1993) на 1000 видеокассет. Электротеатр стал уникальной площадкой, выпускающей проекты формата сериалов: по сути, первым оффлайн-кинотеатром такого рода. В драме это «Орфические игры. Панк-макраме» (2018) в 12 спектаклях, над которыми работали 100 молодых режиссеров из Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР-5) Юхананова, а также «МИР РИМ» (2022) из 21 спектакля в постановке участников следующего выпуска (МИР-6). Да и первой собственной премьерой худрука в Электротеатре стала трилогия «Синяя птица», уложенная в один вечер.

Опера+сериал – союз, сакрализированный Вагнером («Кольцо нибелунга») и десакрализированный телевидением (мыльная опера). Соответственно, подходить к нему равно оправдано и как к священному, и как к профанному. К счастью, сегодня ничто не запрещает совмещать самоиронию с самолюбованием, смешивать и взбалтывать китч и духовный поиск. Так появился коктейль под названием «Сверлийцы» – «оперный сериал в пяти вечерах и шести композиторах» по одноименному роману Юхананова, вышедший летом 2015. Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский с Алексеем Сысоевым, Владимир Раннев – в композиторском лайн-апе «Сверлийцев» не было проходных имен. Рассматривая каждый спектакль сериала отдельно, «Золотая маска» взяла в шорт-лист два эпизода, выдав им в совокупности 9 номинаций; получила премию художник по костюмам Анастасия Нефедова.

Фото и коллажи к спектаклю — Андрей Безукладников, Электротеатр Станиславский

Сны о чем-то большем

17, 21, 25 и 30 декабря 2022 Электротеатр презентовал новый оперный сериал, где Борис Юхананов выступил как либреттист и постановщик: «Нонсенсорики Дримса». Четыре молодых композитора – Дарья Звездина, Александр Белоусов, Владимир Горлинский и Кирилл Широков – написали четыре разных оперы на текст одноименной поэмы Юхананова, а дирижер Филипп Чижевский сыграл их, задействуя свой ансамбль Questa Musica, вокальный ансамбль N’CAGED и МАСМ. Музыка звучит в сопровождении фильма, произведенного студией СИНЕ ФАНТОМ, так что по сути это не театральная работа, а концерт под видеоряд; художником-постановщиком значится Степан Лукьянов, автором визуального контента – Андрей Безукладников. Видеоряд представляет собой череду изображений, от эпических постапокалиптических видений до слащаво-уютных домашних портретов, в каждом из которых есть разной степени безумная неправильность, говорящая о том, что они созданы с помощью искусственного интеллекта. Словно сон (dream из имени заглавного героя) вырвался в реальность и преследует нас – а снотворная музыка, особенно в последней части, не позволяет его отогнать.

Хотя по жанру «Нонсенсориков» можно смело относить к пост-чему-бы-то-ни-было, в них есть старый добрый нарративный сюжет. Дримс – падший ангел, усомнившийся в замысле Творца и приговоренный жить на Земле, среди презираемых им творений. И земная жизнь Дримса в современной нам Москве – самое настоящее воплощение мечты (тоже dream) любого зрителя сериала. Условно белый (нарисованный Дримс обладает неотразимой семитской внешностью молодого Юхананова), цисгендерный, гетеросексуальный, вечно юный герой умеет делать деньги из воздуха и проводит время в теологических беседами с друзьями в самых дорогих ресторанах и в необременительных краткосрочных встречах с женщинами, лениво ища ответы на экзистенциальные вопросы.

Дримс – откровенное и однозначное альтер эго своего создателя: стоит только сравнить экранные приключения ангелического Марти Стю (в низкопробной литературе – архетип идеализированного персонажа-везунчика) и, например, недавнее интервью Бориса Юхананова изданию Moskvich Mag, где худрук Электротеатра характеризует себя как типичного «московского расп**дя» (бездельника), тусующегося на Патриарших и завтракающего в «Пушкине». Совпадают и менее приземленные интересы: Юхананов исследовал иудаизм, в частности, в проектах ЛАР (Лаборатория ангелической режиссуры) и ЛабораТория, по итогам которых создал спектакль «Повесть о прямостоящем человеке» (2004) в Школе драматического искусства.

Не далее как в феврале 2023 Юхананов принимал участие в проекте «Идеи без границ» культурного центра Бейт Ави Хай в Иерусалиме, где философ Ури Гершович обсуждает с деятелями культуры Тору в контексте искусства. Там Юхананов сформулировал принципы своего театра так: «У меня есть такой концепт, важный для меня, — «театр полноты», то есть театр, который берёт на себя все удивительные акты свободы <…>. Такой театр берёт на себя традиционный объём здания, людей, сцен, которые необходимы друг другу. И он оказывается в рамках широкой традиции, идущей из античности или из восточной культуры — японской или китайской. Всё это театр полноты. И когда мы видим этот потенциал, мы понимаем, что там необходим Моисей. <…> Как тот, кто получит — в огне и жаре, в страхе и в риске принятия, в полном объёме — заповедь, завет, направление пути. Я даже не буду говорить «текст», потому что театр не всегда имеет дело с текстом. Концепт, замысел, изначальную идею, в которой уже кружатся все потенциалы, но которой предстоит ещё развернуться, а потом материализоваться в действиях, вещах, образах, и в конечном итоге — ещё и в зрителях. И эту идею народ никогда не может принять целиком. Её может принять какая-то единственность, готовая уместить в себя идею со всеми потенциалами, которой предстоит найти путь, позволяющий передать её всем и каждому».

Дарья Звездина
Александр Белоусов
Владимир Горлинский
Кирилл Широков

Что же до музыки…

Минималистки-однообразная первая часть Дарьи Звездиной неиронично отрабатывает самые изящные рифмы Юхананова: взвыв-взрыв, баллон-эталон и враг-овраг. Как признается сама автор в интервью «Музыкальной жизни»: «Ситуация, когда в опере что-то поется и ничего не понятно, меня всегда раздражала. Я подумала, если текст действительно важен, то те, кто будут ставить его, придумают способ дополнительного донесения его сложного смысла. Ситуация с донесением текста в моем случае была невозможна».

Рэп Александра Белоусова во второй части пытается насытить сериал живой жизнью. «Если бы четыре оперы, составляющие новый сериал, можно было представить как единый сонатно-симфонический цикл, то вторая часть была бы в нем скерцо. Столько счастья и веселья не дарил еще ни один спектакль Электротеатра Станиславский» – восхищаются Петр Поспелов и Татьяна Яковлева в «Музыкальной жизни».

Но куда более яркой и хулиганской становится часть третья, где Владимир Горлинский через красивую полистилистку идет к яростной атаке на барабанные перепонки слушателя. Алексей Парин на страницах Opernwelt пишет, что композитор «…оказался самым театральным из всех, его действо состояло из контрастных, спорящих частей, и богатство динамики сообщало спектаклю мощную убедительность».

Финальная же часть Кирилла Широкова – обратное погружение в мечту и сон. Как формулируют Владимир Жалнин и Ирина Севастьянова в той же «Музыкальной жизни»: «Эффект дистанцированности от всего мирского создавался именно за счет музыки. Она застыла в нулевой точке (многое здесь строилось от ноты до) и лишь слегка поблескивала холодными звучностями».

Манифестировать эскейпизм – пожалуй, единственное, что остается, когда за злободневное высказывание можно получить удар током. Да и будь Юхананов злободневен, он не был бы верен себе. В конце концов, электросон – процедура лечебная, одобренная официальной медициной.

Молниеотвод

Надо полагать, что форма «Нонсенсориков» будет в какой-то степени продолжена Электротеатром весной 2023 в Аудиовизуальном театральном концерте, который планируется провести совместно с Центром электроакустической музыки (CEAMMC) и композитором Николаем Поповым и на котором прозвучат произведения современных российских и европейских композиторов.

Летом 2023 планируется провести фестиваль мультимедийной и электроакустической музыки «Биомеханика» в Электродворе. В качестве исполнителей заявлены музыканты CEAMMC Artists – резиденты Центра, специализирующиеся на новейшей электроакустической музыке, звуковых экспериментах и работе с медиа, руководитель – Николай Попов.

Проекты будут сопровождаться образовательными программами от популярной лекторки Ляли Кандауровой.

А еще раньше, 10 мая 2023, Электротеатр запускает проект Опера нон-стоп – на протяжении пяти дней на площадке Основной сцены в режиме инсталляции, внутри которой можно свободно находиться любой промежуток времени с 12 до 22 часов, будут проходить трансляции записей поставленных здесь опер и фильмов к ним.

Борис Юхананов: «Мы собрали весь имеющийся у нас оперный репертуар и представим его в виде нон-стоп программы. Каждый раз зрителя ждет новая организация пространства – оно будет в той или иной степени создано специально для этой программы». Будут показаны «Сверлийцы», «Маниозис» 1 и 2 Александра Белоусова, «Книга Серафима», «Октавия», «Галилео», «Проза», «Curiosity» и, наконец, «Нонсенсорики».

Электростанция Бориса Юхананова на Тверской, 23 продолжает вырабатывать свет для тех, кому необходимо и достаточно, чтобы существовало искусство ради искусства.

Кей БАБУРИНА, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях