Сигизмунд Кржижановский – 135 лет со дня рождения

Сигизмунд Кржижановский – 135 лет со дня рождения

11 февраля 2022 – 135 лет со дня рождения Сигизмунда Кржижановского (1887-1950), поэта, прозаика, драматурга, переводчика, литературоведа, театроведа, автора либретто опер «Кола Брюньон» Дмитрия Кабалевского (поставлена в итоге на либретто В. Брагина в 1938 в ленинградском Малом оперном театре) и «Суворов» Сергея Василенко (премьера в 1942 в московском Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко). Также авторству Сигизмунда Кржижановского принадлежит либретто не осуществленного в Московском камерном театре спектакля «Евгений Онегин» на музыку Сергея Прокофьева.

Сумерки

Густеют сумерки. Ползут в усталый ум,
Туманом влажным и холодным,
Сплетенье серых чувств и звенья бледных дум…
Хочу их разогнать усилием свободным, –
Но воля тупо спит. Всё сумерки густей…

Туман поёт в душе тоскливо и уныло.
Вдруг вспыхнут отблески неведомых огней!
Всё это, помню я, когда-то… раз уж было..
И в душу вновь пришло –
И сумерки густей.

(С. Кржижановский)

«”Я выбрал: лучше сознательно не быть, чем быть, но не сознавать”. Так жестко, бескомпромиссно обозначил Кржижановский свое отношение к литературной ситуации тридцатых годов. Здесь не было позы, этакого “смирения паче гордости” – реакции на неизданность и непризнанность, весьма обыкновенной для переоценивающих свои возможности людей. Запись сделана не напоказ – для себя, в пору, когда выбор у Кржижановского действительно был, когда еще не выветрилась, не позабылась его известность, даже популярность в московских – и не только московских – литературных кругах.

Он читал свои новеллы в Камерном театре у Александра Таирова и в варьете “Кривой Джимми”, располагавшемся близ Страстной площади (ныне там Учебный театр ГИТИСа), в доме вдовы Брюсова Иоанны Матвеевны на Первой Мещанской, и в квартире Льва Каменева, на знаменитых “Никитинских субботниках”, и в Коктебеле у Волошина. Андрей Белый слушал его чтение у П. Н. Зайцева, бывшего секретаря Московского религиозно-философского общества. Александр Грин в 1925 году прочитал в журнале “Россия” его документальную историко-философскую повесть в письмах “Штемпель: Москва”, выделил, запомнил незнакомое имя, а через год, встретив Кржижановского в Крыму, обрадовался и пригласил к себе. Этот “сочинитель новелл” появляется на страницах “Театрального романа”, с автором которого, по свидетельству С. А. Макашина, был издавна и дружески связан. Как и с Ольгой Форш, Сергеем Мстиславским, Евгением Ланном, Михаилом Левидовым, Евгением Лундбергом, Георгием Шенгели, Павлом Антокольским…

По его сценариям Яков Протазанов поставил “Праздник святого Йоргена”, а Александр Птушко – первый отечественный художественный мультфильм “Новый Гулливер”. На сцене Камерного театра при аншлагах шла в 1924 году пьеса “Человек, который был Четвергом”, написанная Кржижановским “по схеме Честертона”.

Пускай успех не был оглушительным, но, безусловно, достаточным, чтобы опереться, удержаться, занять устойчивое место в литературе. И уж как минимум – избежать забвения. Не удалось. Мастер парадокса оказался бессилен перед парадоксом собственной судьбы.

“За Вас всегда тревожно, – писал к нему Лундберг, – такой уж Вы уродились. И “за ручку” Вас не проведешь, и “без ручки” Вы не очень-то хорошо ходите. Правда, нужно отдать Вам справедливость: сбиваетесь Вы с пути и проваливаетесь не от недостатка сил или подслеповатости, а от более почтенных свойств Вашей натуры (по Пушкину: “И мимо всех условий света // Стремится до потери сил…”), более опасных, чем близорукость…”

Произведений, которые на долгие годы оказались вне читательской досягаемости, в нашей литературе, увы, множество. Публикации последних лет быстро утратили налет исключительности и еще не дали полного представления о размерах подводной части айсберга. Прозвучавшие было поначалу скептические пророчества, что “запасы” эти вскоре иссякнут, пока не оправдываются. Однако даже и на этом фоне поразительно “выпадение” из истории литературы всего творческого наследия Сигизмунда Кржижановского. Другого подобного примера, думается, не найти.

И впрямь: “Как беззаконная комета // В кругу расчисленном светил…”

Попытки издать прозу Кржижановского в последние десятилетия делались неоднократно. Первая реально удавшаяся – публикация трех его новелл в 1988 году (“Литературная учеба”, No 3). При жизни писателя в последний раз его проза была напечатана в 1939 году. Этот пробел – без малого полвека – между прижизненным и посмертным печатанием – печальный рекорд в истории нашей литературы, который, хочется верить, никогда и никем не будет побит».

(Фрагмент вступительного текста поэта, историка литературы Вадима Перельмутера к прозаическому сборнику Сигизмунда Кржижановского «Возвращение Мюнхгаузена»; Издательство «Художественная литература», Ленинградское отделение, 1990)

«МО»