«Сельская честь» Масканьи — премьера в «Геликон-опере» (28, 29 июня 2023)

«Сельская честь» Масканьи — премьера в «Геликон-опере» (28, 29 июня 2023)
Иллюстрация к спектаклю — Геликон опера, официальный сайт

Впервые в «Геликон-опере» – «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман, дирижер-постановщик – Евгений Бражник, художник-постановщик – Игорь Нежный, художник по костюмам – Татьяна Тулубьева. Первый премьерный блок – 28 и 29 июня, 1, 5, 6, 7, 8 июля.

«Эта опера – одна из самых изумительных по красоте. Она задевает все струны человеческой души, потому что каждый из нас пережил и предательство, и измену. Мир стал очень жестоким, и иногда кажется, что история “Сельской чести” – уже атавизм, но ведь эта история происходит вне политики, вне контекста. Именно поэтому мы переносим действие спектакля в античный мир. Когда мы приезжаем, например, в Рим, мы видим в этих древних стенах вывески современных магазинов и толпы туристов. Это новая бизнес-цивилизация, которая наслаивается на древнюю. Вековая история античного камня пришла к засилью брендов… Увы, маркетинг нынче вытеснил всё! Но мы расскажем о старомодных чувствах, которые очень редки сейчас, которые не подвластны маркетингу», – говорит Дмитрий Бертман.

Впервые «Сельская честь» (либретто Джованни Тарджони-Тоццетти и Гвидо Менаши по одноименной новелле Джованни Верги) прозвучала в римском Teatro Costanzi 17 мая 1890. Премьера в Мариинском театре состоялась 18 января 1893 года (на русском языке, перевод Михаила Иванова и Николая Спасского), в Большом – 21 сентября 1903.

«Название “Cavalleria rusticana” обычно переводится как “Сельская честь”. Такова ирония судьбы, ведь в поведении большинства персонажей оперы нет никакой чести. А что касается новеллы Джованни Верги, то в ней описано поведение героев еще более варварское, чем то, с каким мы сталкиваемся в опере Масканьи. Открыто, с огромной силой выраженная всепоглощающая страсть – вот те качества оперы, которые сразу же принесли ей невероятный успех. <…> “Сельская честь” была первым и, быть может, самым значительным триумфом как в литературе, так и в музыке направления, получившего название verismo (веризм). <…> Более полустолетия Масканьи жил на славу и доходы от постановок этого маленького шедевра. Ни одна из других его опер (а он написал их еще четырнадцать) не имела успеха, который хотя бы отдаленно мог сравниться с успехом “Сельской чести”, но и при этом он умер в 1945 году в полной славе и почете». (Генри У. Саймон в переводе Александра Майкапара; из книги «Сто великих оперы и их сюжеты»)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях