Санкт-Петербургская консерватория: музыка реконструкции

Новый учебный год в новых стенах
Санкт-Петербургская консерватория: музыка реконструкции
Фото Дмитрий СОКОЛОВ

Некоторое время назад многие СМИ сообщили, что благодаря переезду Консерватории в новое здание в одном из библиотечных шкафов были обнаружены считающиеся утерянными оркестровые партии «Погребальной песни» Игоря Стравинского, написанной им на смерть Римского-Корсакова. В музыкальном мире такая находка считается сенсацией. Но исполняющий обязанности ректора Консерватории Алексей Васильев к этой новости отнесся крайне осторожно: «Пока не проведены все необходимые экспертизы и не выяснен вопрос авторских прав, я на эту тему говорить не буду и прошу своих коллег также воздержаться от комментариев».

Тесно всем

Судьба замечательной находки прояснится позднее, но уже сегодня она привлекла повышенное внимание к консерваторской библиотеке, переживающей очень непростой период.

Как известно, старейший музыкальный вуз, три года назад отметивший свое 150-летие, на время ремонта переехал из исторического здания на Театральной площади в стены бывшего Военно-транспортного университета на улице Глинки. В старом здании, где Консерватория располагалась с 1896 года (до того кочевала по арендованным Русским музыкальным обществом местам), она обладала 23 тысячами квадратных метров. В той части огромного дома по улице Глинки, где сегодня расположилась Консерватория, ей пока принадлежит всего лишь 8 тысяч 600 квадратов. Через полтора года, если сроки будут соблюдены, Консерватория «прирастет» еще 10 тысячами квадратных метров. Понятно, что тесно всем.

До переезда консерваторцев утешали тем, что после окончания грандиозной реконструкции вузу будут принадлежать и историческое здание на Театральной, и все те помещения, где Консерватория расположена сегодня. Это «прекрасное далеко» вряд ли коснется тех, кто начал свое высшее образование в нынешнем году. Но жизнь продолжается, и студенты будущего получат отличные классы, студии, залы. В надежде на прекрасное будущее приходится жить в настоящем, которое отнюдь не безоблачно. В том числе – а может, и особенно – для уникальной библиотеки.

Кто успел, тому и ноты

В здании на Театральной находилось 650 тысяч единиц хранения нот и книг, среди которых уникальные экземпляры. Консерваторская Научная музыкальная библиотека занимала в своем родном доме 600 квадратных метров. В нынешних условиях она вынуждена была расположиться на 280. В штате библиотеки 55 сотрудников, а рабочих мест, часть которых ничем не оборудована, сегодня не больше двадцати. Работать приходится в две смены.

Директор библиотеки Елена Некрасова, чей стаж работы в Консерватории – 40 лет, собственного кабинета не имеет. Небольшую комнатку она делит с тремя сотрудницами и двумя программистами. Компьютер – один на всех. Выход в Интернет имеют лишь четыре компьютера. В некоторых комнатах нет даже розеток. В помещениях первого низкого этажа, где расположена библиотека, холодно и сыро.

Студентам очень непросто получить необходимые ноты и книги. До переезда они имелись в большом количестве экземпляров, теперь в лучшем случае – в двух-трех. Многие вынуждены приходить еще до открытия библиотеки, занимать очередь, и она – особенно в нотный отдел, где могут поместиться не более трех человек, – растягивается порой по всему коридору. В этом отделе находилось 300 тысяч нотных изданий, сегодня – в три раза меньше. Руководителей факультетов и кафедр попросили составить список тех произведений, без которых учебный процесс невозможен. Эти издания и составляют сегодняшний нотный фонд, остальные отправлены на склад.

Более чем в три раза сократился и книжный фонд, который включал в себя отечественные книги XVIII – XX веков, в первую очередь по вопросам музыкального искусства, первые учебники по истории и теории музыки, школы игры на музыкальных инструментах, отечественные справочники. Отправились на склад практически все редкие нотные издания.

Отдельная история – это рукописи. Библиотека обладает уникальным рукописным фондом русских и западных композиторов, он насчитывает более девяти тысяч единиц хранения. Основная часть этой коллекции – автографы композиторов XIX – первой половины XX века. Здесь рукописи Римского-Корсакова, Глазунова, Глинки, Мусоргского, Прокофьева и многих других великих музыкантов. На Театральной они хранились в больших дубовых шкафах XIX века. Держать рукописи на железных стеллажах, которыми оснащена библиотека сегодня, нельзя категорически. Вся эта бесценная часть фондов хранится в коробках, все страницы переложены специальной бумагой. А дубовые шкафы отправляются на реставрацию.

На птичьих правах

Одним из поводов расторжения контракта с бывшим ректором Михаилом Гантваргом сотрудники Министерства культуры назвали то, что консерваторская библиотека не была подключена к электронной библиотечной системе. Раньше такая подписка была рекомендованной, в этом году стала обязательной. Но в российских электронных системах необходимая музыкальная литература занимает незначительное место. Наверное, поэтому в Консерватории и не торопились оформить подписку. Однако работали над этим все лето. Сегодня библиотека подключена уже к пяти таким системам.

В ближайшее время и. о. ректора Алексей Васильев намерен встретиться с Еленой Некрасовой, обсудить положение и сделать то, что возможно в тех рамках и том пространстве, которым библиотека ограничена сегодня. Но ректор просит не забывать, что проблемы сегодня не только у библиотеки. До сих пор «на птичьих правах» пребывает в чужом здании Театр оперы и балета. В Консерватории отсутствует внутренняя телефонная связь. Не хватает кабинетов. Вступительные и выпускные экзамены теперь играются в аудитории с самодельной сценой и низкими потолками – не то что замечательный Глазуновский зал… Но как только вступит в строй так называемая вторая очередь помещений на Глинки, 2, там будет и настоящий концертный зал, и оркестровые классы, и два камерных зала, закрепленных за консерваторскими оркестрами.

— Пережить такое событие, как реконструкция исторического здания, — непросто, но давайте думать о будущем, давайте не раскисать и не жаловаться. Все вместе мы эти временные трудности обязательно преодолеем, — говорит Алексей Васильев. Очень хочется ему верить.