«Русский авангард 1920-х» в Воронеже и Рязани: концерты «Студии новой музыки» (7 и 9 декабря 2022)

«Русский авангард 1920-х» в Воронеже и Рязани: концерты «Студии новой музыки» (7 и 9 декабря 2022)
В. Кандинский, «Секущая линия» 1923 — www.wassilykandinsky.ru

В декабре 2022 Ансамбль «Студия новой музыки» представит в двух российских городах программу «Русский авангард 1920-х». 7 декабря – концерт в Малом зале Воронежского государственного института искусств, 9 декабря – в Большом зале Рязанского музыкального колледжа им. Г. и А. Пироговых. Концерты проводятся в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

В программе:
  • Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906-1975). Трио № 1 op. 8 для рояля, скрипки и виолончели (1923)
  • Иван ВЫШНЕГРАДСКИЙ (1893-1979). Медитация на две темы из Дня бытия, op.7 для виолончели и фортепиано (1918-1919)
  • Александр МОСОЛОВ (1900-1973). Три пьески op. 23а для фортепиано (1926)
  • Артур ЛУРЬЕ (1892-1966). Дивертисмент для скрипки и альта (1929)
  • Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882-1971). «История солдата». Версия для скрипки, кларнета и фортепиано (1919-1920)
Исполнители:
  • Игнат КРАСИКОВ, кларнет
  • Станислав МАЛЫШЕВ, скрипка
  • Екатерина МАРКОВА, альт
  • Мона ХАБА, фортепиано

***

Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ (2019): «Имена художников русского модерна широко известны: туристы приезжают в новую Третьяковку часто именно на эти имена. В музыке же имена даже самых крупных представителей русского модерна, раннего русского авангарда (я, правда, разделяю для себя модерн и авангард, 20-е годы прошлого века) никому не известны. Только специалистам в консерватории. Ну, может, имя Мосолова и известно, отчасти в связи с тем, что в советские времена его клеймили как автора “формалистической” музыки под названием “Завод”. Вот и всё. А более десятка имен замечательных композиторов того времени никому ни о чем не говорят. Эту музыку у нас убили дважды – сначала в самом начале 30-х годов, когда ее просто запретили, причем запретили в период начинающегося настоящего расцвета, убили, так сказать, на взлете. А второй раз мы ее убиваем уже в наши дни – тем, что ее по-прежнему играют крайне мало. Поэтому произведений русского авангарда начала ХХ века, собственно, немного, но среди них есть подлинные шедевры. Например, сочинения того же Мосолова – на мой взгляд, самого интересного и мощного урбаниста, взятого даже в самом широком международном контексте!

<…>

Рославец еще относительно известен, в большой степени благодаря Денисову (будучи сам полузапрещенным автором, но несгибаемым гражданином, он вел в Доме композиторов циклы концертов, где пропагандировал западный и российский авангард). Много играет и записывает Рославца “Студия новой музыки”. Я горжусь тем, что наш ансамбль стал первооткрывателем его Камерной симфонии для 18 инструментов – первой русской Камерной симфонии, пролежавшей в архивах около 70 лет! Впрочем, сколько-нибудь широкого резонанса в России эта сенсационная находка не получила.

<…>

Тот же Гавриил Попов – крупнейший композитор, без Первой симфонии которого нельзя изучать развитие всей советской музыки, нельзя понять, как появилась, в частности, Четвертая симфония Шостаковича, написанная не без влияния Симфонии Попова. Или, скажем, Септет Попова, написанный в 1927 году… Часто ли играют этот шедевр?.. Симфония была исполнена за все это время раза три, по одному разу в Минске, Петербурге и Москве, но в концертном репертуаре наших оркестров ее по-прежнему просто нет.

<…>

Это я назвал хоть сколько-нибудь известные имена, а есть ведь масса неизвестных. Скажем, русская эмиграция: Лурье, Вышнеградский, Обухов, Голышев (который вообще феноменальное явление: еще в 1914 году, намного опередив Шёнберга, этот композитор, вынужденный впоследствии бежать из нацистской Германии, написал Струнное трио под названием Zwölftondauermusik – первое в мире двенадцатитоновое сочинение!)…»

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм