Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова
55 лет

Ростовская государственная консерватория отметила в 2022 55-летие. Ее история началась 1 сентября 1967, когда по Постановлению Совета Министров РСФСР в Ростове-на-Дону открылся Музыкально-педагогический институт. Через четверть века, в 1992, РГМПИ был преобразован в Ростовскую консерваторию — ныне один из ведущих музыкальных вузов России.

Годы становления


У истоков донского вуза стояли его первый ректор, профессор Владимир Германович Шипулин — коренной петербуржец, великолепный хоровой дирижер, преподававший ранее в Ленинградской консерватории и занимавший одновременно пост директора ССМШ при консерватории, а также проректоры:

Владимир Михайлович Гузий — блестящий организатор и методист, обладавший большим административным опытом работы в сфере музыкального образования;

Михаил Николаевич  Саямов — пианист, выпускник Московской консерватории, в будущем ректор РАМ им. Гнесиных.

Успех начинания был гарантирован и тем, что в новый южный вуз были приглашены (с обеспечением квартирами) профессора и доценты из консерваторий Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Свердловска, Минска, Киева, Харькова, Баку, представлявшие мощные музыкально-педагогические школы страны.

Первый концерт в РГМПИ состоялся 1 декабря 1967/68 учебного года. Практика регулярного проведения «взрослых» и студенческих концертов стала отличительной чертой нового института. Институт с первых шагов своей деятельности утверждал себя как полноценный и перспективный вуз консерваторского типа: были сформированы симфонический и камерный оркестры, большой смешанный, а затем и камерный хоры, оркестр народных инструментов. Коллективы начали активную концертную деятельность в городе и за его пределами.

Еще один коллектив, работавший с основания вуза — оперная студия РГМПИ. Первыми ее постановками (конец 1960-х – начало 1970-х годов) стали «Каменный гость» А. Даргомыжского и «Золотой ключик» В. Ходоша (дипломная работа молодого композитора — выпускника вуза). По окончании обучения участники этих постановок стали ведущими солистами российских оперных театров. Среди них Н. Майборода — заслуженный артист РФ, солист Большого театра и Театра им. С.М. Кирова (ныне Мариинского); А. Ненадовский — заслуженный артист РФ, солист Малого оперного театра им. М.П. Мусоргского (ныне Михайловского); А. Басалаев — заслуженный артист РФ, солист Новосибирской, Харьковской, Днепропетровской опер; В. Мостицкий — заслуженный артист РФ, солист Молдавской оперы, партнер знаменитой Марии Биешу, а в настоящее время — профессор Ростовской консерватории.

Стали лауреатами международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов многие инструменталисты, учившиеся в РГМПИ в первые годы его существования: скрипачи М. Левин и А. Ресьян; струнный квартет в составе: Ю. Юрасов, Л. Айзенберг, Л. Атлас, А. Вольпов (лауреаты первой премии Всесоюзного конкурса струнных квартетов им. А.П. Бородина в Таллине); тубист А. Маркович; саксофонист Е. Гнездилов; валторнист В. Шиш (впоследствии заслуженный артист РФ, профессор, заведующий кафедрой медных духовых инструментов Московской консерватории); аккордеонист Ю. Дранга (ныне народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных) и другие.

Институт готовил и специалистов по неакадемическим специальностям. Так, в 1972 было открыто отделение руководителей народного хора — c направлением аутентичного ансамблевого и хорового исполнения фольклора. Многие годы его возглавлял выдающийся хормейстер-фольклорист, ученик А.А. Юрлова, народный артист России, лауреат Государственной премии им. М.И. Глинки, профессор А.Н. Квасов.

В 1982 был объявлен набор на первое в стране эстрадно-джазовое отделение, благодаря которому Ростов-на-Дону стал одним из главных джазовых центров в СССР, а кафедра эстрадно-джазовой музыки РГМПИ под управлением ее создателя — К.А. Назаретова — заняла лидирующие позиции в этой сфере, инициировала проведение международных и всероссийских конкурсов и фестивалей.

С момента открытия РГМПИ в нем были представлены историческая и теоретическая отрасли музыкознания, научная работа. Профессора Н.Ф. Орлов и Л.Я. Хинчин (кафедра истории музыки), Б.И. Зейдман и Н.Ф. Тифтикиди (кафедра теории музыки и композиции) воспитали многих перспективных специалистов. В их числе первый выпускник РГМПИ, впоследствии в течение 30 лет возглавлявший кафедру истории музыки А.М. Цукер — доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, председатель правления ростовской организации Союза композиторов России; профессор, доктор культурологии, проректор по научной работе А.В. Крылова; профессора, доктора искусствоведения А.Я. Селицкий, Е.Г. Шевляков, Т.С. Рудиченко, И.П. Дабаева и другие. Именно они определили облик ростовской музыковедческой школы и пути ее развития.

Весомы заслуги РГМПИ и как научно-образовательного центра. В самом начале его деятельности силами педагогов и студентов была организована первая конференция, посвященная 50-летию советского музыкального искусства. В 1967–1977 состоялось девять студенческих конференций, давших мощный импульс развитию исследовательского потенциала кафедр и во многом предопределивших будущий размах научных форумов в Ростовской консерватории. С начала работы вуза педагоги и студенты выезжали с докладами на конференции в Ленинград, Новосибирск, Ташкент, Горький. Все эти годы активно работает студенческое научное общество.

Немалыми достижениями на этапе становления РГМПИ отмечена и деятельность молодых композиторов — преподавателей и студентов института, а впоследствии  признанных мастеров. В их числе — Л. Клиничев (автор опер, балетов, симфонических и хоровых сочинений, профессор, заслуженный деятель искусств РФ), В. Красноскулов (профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой теории музыки и композиции), В. Ходош (профессор, заслуженный деятель искусств РФ, декан нескольких факультетов РГК), А. Кусяков (народный артист РФ, профессор, в 1980-х ректор РГМПИ). С конца 1960-х сочинения этих авторов входили в репертуар симфонического оркестра филармонии, хоровых коллективов, звучали в концертных программах, на ежегодном фестивале «Донская музыкальная весна», на композиторских пленумах и съездах в Москве, отмечались центральной и местной прессой.

В 70-80-е годы РГМПИ возглавляли ректоры Ефим Павлович Белодед (1973–1980) и Анатолий Иванович Кусяков (1981–1987). В эпоху известных исторических перемен институт вошел как состоявшееся высшее учебное заведение, накопившее знания и опыт, способное решать новые задачи.

Этапы зрелости


В 1987–2012 вузом руководил Александр Степанович Данилов. Это был период целенаправленных преобразований по всем ключевым направлениям деятельности: структурному развитию, открытию новых подразделений, укреплению творческих и научных позиций.

В 1992 случилось долгожданное преобразование Ростовского государственного музыкально-педагогического института в Ростовскую государственную консерваторию с присвоением ей имени Сергея Васильевича Рахманинова (ни одно учебное заведение в России не носило тогда имя великого русского композитора).

В 1993 в структуре консерватории появилась Средняя специальная музыкальная школа (11-летка), ныне ССМШ-колледж, который возглавляет композитор, пианист, доцент А.А. Хевелев.

Всероссийские, всесоюзные, а затем и международные научные конференции и музыкальные фестивали, ежегодные постановки оперных спектаклей, первые исполнения прежде не звучавших в Ростове музыкальных опусов (классических и современных), развитие материально-технической базы…

Среди важнейших событий вуза:

успешное прохождение первой и последующих государственных аттестаций;

проведение научно-фестивальных проектов «Рахманиновские дни», на одном из которых состоялась памятная премьера неоконченной оперы Рахманинова «Монна Ванна» в сопровождении студенческого симфонического оркестра консерватории;

организация аспирантуры и ассистентуры-стажировки;

открытие в 1994 Совета по защите кандидатских диссертаций, а в 1995Центра повышения квалификации специалистов с музыкальным образованием при консерватории.

В 1997 институту (ныне консерватории) исполнилось 30 лет. Профессорско-преподавательский состав был тогда представлен 78 профессорами и доцентами, 28 докторами и кандидатами наук, 26 педагогами, получившими почетные звания заслуженных артистов РФ, заслуженных деятелей искусств РФ.

Александр Степанович Данилов


Александр Степанович Данилов (род. 15 июня 1945) — ректор Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова с 1987 по 2012 (до 1992 — Ростовский государственный музыкально-педагогический институт).

А.С. Данилов — известный в СССР, России и за рубежом исполнитель-виртуоз на балалайке. Народный артист Российской Федерации (2007), Заслуженный артист РСФСР (1977), профессор (1988), лауреат Всероссийского (Москва,1972), Всесоюзного (Воронеж, 1973), международного (Берлин, 1973) конкурсов. Работает в РГМПИ / Ростовской консерватории с 1971, сразу после окончания ГМПИ (ныне РАМ) им. Гнесиных.

За 25-летний период его руководства Ростовская консерватория приобрела авторитет одной из ведущих в стране. В эти годы в вузе происходили значительные структурные и качественные изменения:

преобразование музыкально-педагогического института (1967–1992) в Ростовскую консерваторию с присвоением ей имени С.В. Рахманинова (1992);

открытие при консерватории ССМШ-Колледжа (11-летки) для одаренных детей (1992) и реконструкция части помещений общежития под учебный корпус 11-летки;

открытие аспирантуры и ассистентуры-стажировки (1993);

открытие Центра повышения квалификации и профессиональной подготовки (1994);

организация Совета по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций (1994);

организация редакционно-издательского отдела и книгоиздательской и нотоиздательской деятельности;

организация ежегодных всесоюзных, всероссийских и международных научных конференций и музыкальных фестивалей;

начало постановок полных оперных спектаклей на театральных сценах Ростова-на-Дону;

организация одного из крупных в России, международного фестиваля современной музыки «Ростовские премьеры» (с 2000);

организация студии мультимедиа (2007);

начало подготовки студентов по новым специальностям: оперно-симфоническое дирижирование, звукорежиссура, музыкальный менеджмент (2006), народное и эстрадно-джазовое пение (2008).

В период ректорства А.С. Данилова консерватория стала лауреатом всероссийского конкурса «Окно в Россию» среди учреждений культуры и искусства в номинации «Институт искусств года” (1998).

В 2007 вуз выиграл престижный Грант Евросоюза для реализации уникального международного проекта «Европейская молодежная опера”, осуществленный силами студентов РГК и Шотландской Королевской Академии музыки и драмы в период 2007–2010 на сценах Ростовского музыкального театра и Королевских оперных театров Глазго и Эдинбурга. В рамках этого проекта состоялись совместные постановки опер «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Федра» Б. Бриттена, «Евгений Онегин» П. Чайковского и мировая премьера первой версии оперы Прокофьева «Война и мир».

А.С. Данилов дважды был удостоен Премии газеты «Музыкального обозрения». В 2002 в рейтинге «МО» «События и персоны» назван «Руководителем года», в 2012 году — «Персоной года».

В настоящее время А.С. Данилов — и.о. проректора по концертной и творческой работе.

РГК в XXI веке


В новый век Ростовская консерватория вошла как зрелое, авторитетное, конкурентоспособное высшее учебное заведение России, реализующее образовательные программы по всем направлениям, специальностям и уровням подготовки в сфере музыкального искусства: от начального и среднего профессионального до послевузовского. Масштабные конференции, музыкальные фестивали, разноплановая издательская деятельность, активная работа диссертационного совета, расширение международных связей…

В 1990-е – 2000-е ростовская исполнительская школа получила признание на крупнейших международных и всероссийских трех- и четырехтуровых исполнительских конкурсах пианистов, вокалистов, оркестровых музыкантов, исполнителей на народных и джазовых инструментах в Бельгии, США, Японии, Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии, Испании, Мексике, Чехии, Болгарии и других странах, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Примечательно, что многие из инструменталистов-лауреатов были воспитанниками непрерывной системы музыкального образования, сложившейся в вузе, прошли путь профессионального совершенствования у ведущих профессоров РГК от школы до ассистентуры-стажировки.

Перечислим основные вехи преобразований Ростовской консерватории в 2000-е годы:

– Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки преобразован в Северо-Кавказский межотраслевой центр переподготовки и повышения квалификации специалистов творческих профессий при Ростовской консерватории;

– организованы первые международные фестивали современной музыки «Ростовские премьеры»;

– впервые проведена научно-практическая школа «Информатизационные технологии в музыкальном творчестве и педагогике»;

– организовано регулярное издание научного журнала консерватории «Южно-Российский музыкальный альманах»;

– начата работа студии мультимедиа и концертно-издательского отдела;

– открыты новые специальности – «Музыкальная звукорежиссура» и «Менеджмент организации»;

– учреждены кафедры оркестрового и оперно-симфонического дирижирования, инновационной педагогики;

– положено начало многолетнему сотрудничеству с Королевской Шотландской академией музыки и драмы (ныне Королевской консерваторией);

– открыт Совет по защите докторских диссертаций — второй в России среди нестоличных консерваторий.

Научные достижения вуза ознаменованы проведением ряда знаковых международных конференций с остроактуальной тематикой: «Проблемы менеджмента в сфере академической музыки», «Композиторы “второго ряда” в историко-культурном процессе», «Оперный театр: вчера, сегодня, завтра», «Эксперимент в сфере музыкального искусства: образование, наука, творчество», «Музыкальное искусство в современном социуме», «Медиа-технологии в музыкальном образовании, науке и творчестве» и др.

Все эти события стимулировали издательскую деятельность Ростовской консерватории, которая по объему ежегодно публикуемых научных работ вышла на уровень ведущих столичных музыкальных вузов.

В 2013 ректором РГК им. С. В. Рахманинова стал профессор Михаил Петрович Савченко. С его приходом на эту должность консерватория продолжила развиваться в качестве одного из ведущих музыкальных вузов страны.

Михаил Петрович Савченко


Михаил Петрович Савченко (род. 20 ноября 1962) — ректор Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова с 2013, профессор.

Авторитет М.П. Савченко в музыкальных кругах связан с широким диапазоном творческой и музыкально-общественной деятельности. Он — руководитель одного из самых успешных музыкальных вузов в стране, блестящий исполнитель-домрист, известный как в России, так и за ее пределами, маститый педагог, чьи воспитанники востребованы в оркестрах и в музыкальных учебных заведениях страны.

М.П. Савченко — выпускник РГМПИ по классу домры (1990). Лауреат первых премий Всероссийского и Международного конкурсов. Яркая и масштабная исполнительская деятельность музыканта насчитывает выступления более чем в 35 странах мира.

В 2011 на VII Международном конкурсе камерной музыки в г. Осака (Япония), в составе руководимого им трио (две домры и фортепиано), М.П. Савченко одержал уникальную победу, удостоившись Золотой медали Иегуди Менухина и Гран-при.

Под руководством ректора М.П. Савченко Ростовская консерватория ежегодно занимает лидирующие позиции по данным различных рейтингов, конкурсов и профессиональных экспертных оценок. За последние пять лет в Консерватории проведено девять новых Международных и Всероссийских конкурсов. В четыре  раза увеличилось количество обучающихся иностранных студентов. Развивается сотрудничество с Донецкой государственной академией музыки им. С.С. Прокофьева и Луганской государственной академией культуры и искусств им. М. Матусовского.

Исполнительские школы


Кафедра специального фортепиано
(заведующий А.В. Красноскулов)

В Ростовской консерватории сложилась уникальная фортепианная школа, формирующая исполнителей мирового уровня. Рождение кафедры связано с именем ее первого заведующего, профессора В.В. Топилина — известного пианиста, ученика Г.Г. Нейгауза. Самое примечательное в общем облике этого подразделения на сегодняшний день то, что в его деятельности живым образом переплелись, обогащая друг друга, различные фортепианные школы. На кафедре работали и продолжают свою работу ученики Г. Нейгауза, Л. Оборина, В. Софроницкого, А. Иохелеса, Г. Бузе, Л. Власенко, М. Воскресенского, Н. Перельмана, П. Серебрякова, Т. Николаевой, Б. Давидович, С. Фейнберга, Н. Штаркмана.

Творческая преемственность и профессиональная база — ключевые составляющие успеха ростовской фортепианной школы. Сегодня ее визитной карточкой стали победы (первые премии и Гран-при) воспитанников на самых престижных международных конкурсах пианистов: им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, им. Бузони и Поццолли (Италия), в Такамацу и Осаке (Япония), в Цинциннатти (США), в Хаэне (Испания), ARD в Мюнхене и им. Шнабеля (Германия), в Монтеррее (Мексика), Австрии, Китае, Швейцарии и других странах.

Весомы достижения Сергея Давыдченко, одного из учеников профессора С.И. Осипенко, уникального педагога, заслуженного деятеля искусств РФ. Несмотря на юный возраст, Сергей уже стал победителем Grand Piano Competition (Москва), Astana Piano Passion (Астана), фортепианного конкурса русской музыки (Рязань), телевизионных международных конкурсов «Щелкунчик» и «Синяя птица». Помимо С.И. Осипенко, лидерами ростовской фортепианной школы можно назвать профессоров консерватории, заслуженных артистов РФ Р.Г. Скороходову и В.С. Дайча (на протяжении 30 лет возглавлявшего кафедру). Наиболее яркие выпускники концертируют в России и за рубежом, преподают в отечественных и зарубежных вузах. В их числе: А. Винницкая (Германия), А. Яковлев (Санкт-Петербург, Швейцария), С. Тарасов (Москва, Республика Корея), А. Булкина (Италия, США), Н. Шаламов (Германия), Ю. Чаплина (Великобритания), О. Аккуратов (Москва), А. Красноскулов — кандидат искусствоведения, профессор, нынешний заведующий кафедрой, С. Бугаян, А. Жирикова (Ростовская консерватория), А. Денисенко, Д. Пархоменко, А. Зенин (Германия), М. Тимофеев (Краснодар).

Кафедра струнных оркестровых инструментов
(заведующий М.Н. Щербаков)

Сегодняшний высокий рейтинг кафедры струнных оркестровых инструментов Ростовской консерватории во многом обусловлен тем прочным фундаментом, который заложили в первые годы профессора и доценты, талантливые ученики А.И. Ямпольского: заведующий кафедрой, заслуженный артист Белоруссии, профессор А.Н. Амитон, доцент М.Р. Дрейер, заслуженный деятель искусств России, профессор С Б. Куцовский, руководивший кафедрой свыше 30 лет (он обучался также у П.С. Столярского и Ю.И. Янкелевича). Все они — основатели известной в стране ростовской скрипичной школы, а их незаурядный педагогический талант позволил воспитать целую плеяду профессионалов экстра-класса, многие из которых и сегодня поддерживают высокий авторитет отечественного скрипичного исполнительства в разных странах мира. Среди выпускников кафедры — профессора А. Ресьян (Финляндия), Л. Атлас (Великобритания), М. Левин (Нидерланды), заслуженные артисты России М. Фадеев (Москва), известные скрипачи Л. Айзенберг, В. Кракович, А. Гипс, А. Геер (США), М. Хайн, Н. Волынская (Германия), В. Петриченко (Нидерланды).

Традиции ростовской скрипичной школы передают следующим поколениям ученики С.Б. Куцовского: заслуженный артист РФ, профессор С.И. Нестеров, профессор Д.В. Шейнкман, доценты Л.В. Борисова, Е.А. Шлыкова.

Среди воспитанников кафедры — лауреаты международных и всероссийских конкурсов скрипачей им. Д. Ойстраха, им. Гнесиных в Москве, им. Я. Коциана и «Концертино Прага» в Чехии, Демидовского конкурса «ДеМЮКС» (Екатеринбург), конкурса Захара Брона (Новосибирск), других престижных скрипичных конкурсов в Италии, Болгарии, Германии. Ведущим профессором по классу скрипки в течение десятилетий является представитель ленинградской скрипичной школы (класс Б. Л. Гутникова), народный артист России, профессор А.С. Милейковский. Последние 25 лет кафедру возглавляет профессор, народный артист России, известный в стране виолончелист, концертмейстер Ростовского академического симфонического оркестра М.Н. Щербаков, представляющий ленинградскую виолончельную школу.

Кафедра духовых и ударных инструментов
(заведующий С.П. Крылов)

Прежние руководители кафедры — профессора В.М. Гузий, М.К. Аргусов. За 55 лет кафедра добилась  впечатляющих результатов, подготовила не одну сотню специалистов — исполнителей на духовых и ударных инструментах. 95 из них стали лауреатами и дипломантами международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов, 35 — удостоены ученых и почетных званий Российской Федерации в области культуры и искусств, 3 — ученой степени кандидата искусствоведения, 9 — стипендий Правительства Российской Федерации, фондов М. Л. Ростроповича и «Русское исполнительское искусство».

География творческой деятельности выпускников расширяется с каждым годом: многие из них работают в ведущих оркестрах России, США, Германии, Канады, Израиля, Испании, Греции. На кафедре полностью укомплектованы классы по всем специальностям, в том числе дефицитным. Класс фагота ведет профессор, доктор искусствоведения, заслуженный артист РФ В.А. Леонов, гобоя — профессор, народный артист РФ В.В. Хлебников, трубы — профессора С.П. Крылов и Ф.А. Ревенко, кларнета — заслуженный работник культуры РФ, профессор М.К. Аргусов. Большой вклад в профессиональную подготовку десятков известных флейтистов и исполнителей на ударных инструментах внесли заслуженный артист РФ, профессор Ю.М. Шишкин и профессор А.И. Кротов.

Кафедра эстрадно-джазовой музыки
(заведующий Л.А. Бердников)

Пионером джазового образования в России является кафедра эстрадно-джазовой музыки — плод колоссального многолетнего труда К.А. Назаретова: выдающегося российского бэнд-лидера, пианиста, педагога, музыкально-общественного деятеля, первого заведующего кафедрой и первого в России профессора в системе отечественного джазового образования. Благодаря этому музыканту и его сподвижникам Ростов-на-Дону удостоился неофициального титула «южной джазовой столицы». Профессор К.А. Назаретов воспитал многих известных джазовых пианистов — лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Среди них М. Иванов, Н. Иоаннисян, Н. Кабоев, А. Рустамянц, Г. Хабнер, В. Долгочуб, И. Райхлин, А. Кандрачьян, А. Кутов, А. Готов. В 1986 за выдающиеся заслуги в области музыкальной культуры К.А. Назаретову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Впоследствии кафедру возглавил его сын — пианист, профессор П.К. Назаретов, а сейчас ею руководит известный джазовый гитарист, профессор Л.А. Бердников. Высокую планку профессионализма поддерживают воспитанники кафедры и сегодня. Их имена известны в России и за рубежом, они успешно реализуют себя в сфере музыкального образования и шоу-бизнеса: заслуженные артисты РФ, упомянутые выше джазовые пианисты М. Иванов, Н. Иоаннесян, заслуженный деятель искусств РФ, пианист, композитор, дирижер Н. Кабоев, лауреат международных конкурсов И. Эпштейн (контрабас, скрипка), лауреат международных конкурсов, профессор А. Бердников (гитара), лауреат Гран-При престижнейшего в джазовом мире Международного конкурса Herbie Hancock Institute of Jazz в США Е. Побожий (гитара) и лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры О. Аккуратов — ныне солисты Московского джаз-оркестра п/у И. Бутмана, известный деятель российского шоу-бизнеса В. Пивторыпавло (ударные инструменты), солист Национального концертного оркестра Беларуси (Минск) Д. Бударин (тромбон), солист Государственного джаз-оркестра им. О.Л. Лундстрема С. Текучев (саксофон), лауреат международных и всероссийского конкурсов Д. Сагамонянц (ударные инструменты).

Кафедра баяна и аккордеона
(заведующая Л.В. Варавина)
Кафедра струнных народных инструментов
(заведующий А.Г. Буряков)

Одна из ярчайших исполнительских школ, сформировавшихся в РГК, связана с кафедрами баяна и аккордеона и струнных народных инструментов, ежегодно собирающими «богатый урожай» лауреатских званий на самых престижных конкурсах России и мира. Оценивать их можно совокупно, с учетом первоначального единства этих структур. Изначально высокое качество образования — безусловная заслуга первых руководителей кафедры баяна и аккордеона, профессоров А.В. Сахарова и В.А. Семенова. Более 30 лет кафедрой руководит профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Л.В. Варавина. Во главе кафедры струнных народных инструментов — известный в России концертирующий исполнитель, балалаечник, профессор, лауреат многих международных и всероссийских конкурсов А.Г. Буряков. Ведущим педагогом этой кафедры является народный артист РФ, профессор А.С. Данилов, воспитавший за 50 лет работы в РГК известных в стране балалаечников, гитаристов и домристов.

Кафедрами народных инструментов подготовлены музыканты российского и мирового уровня. Среди них лучший баянист России и мира, заслуженный артист РФ Ю. Шишкин, самый известный в стране аккордеонист, народный артист РФ, профессор Ю. Дранга; баянисты —профессора, заслуженные артисты РФ А. Заикин и В. Шишин, обладатели первых премий самых престижных конкурсов Л. Сетраков, Г. Галицкий, М. Зацепин, А. Стаценко, А. Шалыгин, П. Масюк, Д. Милентьев; балалаечники — профессор А. Буряков, а также В. Терещенко, А. Коденко, С. Кириенко, А. Давлетшин, заслуженные артисты РФ А. Мищенко и А. Колонтаев; домристы — профессор, обладатель Золотой медали им. Менухина и Гран-при на престижнейшем Международном конкурсе камерных ансамблей в Осаке (Япония) и первой премии IV Всероссийского конкурса, нынешний ректор РГК М. Савченко, его ученики А. Жебровская, А. Савченко, Д. Блеклов; доценты О. Лаптева и А. Орлова, заслуженная артистка РФ О. Путина, И. Козлов, И. Тихонов; известные гитаристы О. Каморник, Е. Шкарупа, А. Лихачева, Ю. Алешников, А. Глушкин, С. Ковтунов; талантливые администраторы — генеральный директор Ростовского музыкального театра, заслуженный деятель искусств РФ В. Кущев, ректор Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова, заслуженный артист РФ, профессор Р. Бажилин, заслуженный деятель искусств России Ф. Ищенко, на протяжении многих лет руководивший Ростовской филармонией.

9.12.2022 Гала-концерт, посвященный 55-летию Ростовской консерватории. Выпускники консерватории - ведущие солисты оперных театров России

Кафедра сольного пения
(заведующая Н.О. Петрова)

Вокальная школа Ростовской консерватории лучше всего характеризуется востребованностью и успешной карьерой большинства ее выпускников в оперных театрах и концертных организациях страны, в том числе в Большом театре, Мариинском и Михайловском театрах, «Новой Опере», «Геликон-опере», в театрах Самары, Киева, Кишинева, Харькова, Днепропетровска и, конечно — в Ростовском музыкальном театре. Основатель и первый заведующий кафедрой — кандидат искусствоведения, профессор А.П. Зданович получил образование в Ленинградской консерватории под руководством И.С. Томарса и Л.М. Образцова. Из его класса в РГМПИ вышли оперные певцы, украсившие, в частности, сцены Москвы, Санкт-Петербурга, Кишинева, Киева, Львова, Донецка, Алма-Аты, народные и заслуженные артисты России, Украины, Казахстана, других стран и республик. В течение 30 лет кафедру возглавляла выдающийся вокальный педагог, оперная певица, заслуженный деятель искусств РФ, профессор М.Н. Худовердова, воспитавшая десятки ярких и успешных оперных певцов. В данный момент ею руководит профессор Н.О. Петрова.

На сегодняшний день лучшие представители ростовской вокальной школы стали обладателями Гран-при, первых премий и других лауреатских званий на десятках известных в мире и в России международных и всероссийских конкурсах: в Тулузе, Безье, Бургундии (Франция), «Marcello Giordani», «Ottavio Ziino», «Piccardo Zandonai», «Citta di Pesaro», «Сitta di Fasano» (Италия), имени Б. Христова, Мануэля Гарсия (Болгария), С. Монюшко (Польша), Л. Паваротти, Е. Образцовой, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, М. Глинки, Г. Вишневской, Л. Собинова, Н. Шпиллер, Б. Штоколова, Н. Обуховой, Ф. Шаляпина (Россия) и многих других. Выпускники РГК Н. Дмитриевская (сопрано) и Г. Григорян (баритон) завоевали первые премии, М. Киртадзе (сопрано) — третью премию Всероссийского музыкального конкурса. А. Шаповалова (сопрано) стала обладателем Гран-при последнего телевизионного международного конкурса «Большая опера» и является четвертым представителем Ростовской консерватории, приглашенным в разные годы в оперную труппу Большого театра.

Среди выпускников кафедры — народные, заслуженные артисты РФ, обладатели «Золотых масок», премии творческого центра ЮНЕСКО «Певица года», победители ежегодных всероссийских смотров-конкурсов выпускников вокальных кафедр музыкальных вузов страны. Кафедра гордится и своими недавними выпускниками: А. Кулаевой (Большой театр), А. Маркаровой и В. Ястребовой (Мариинский театр), Х. Бадаляном («Новая Опера»), Г. Григоряном («Санктъ-Петербургъ Опера»), П. Макаровым, Н. Дмитриевской, Б. Гусевым, А. Мусиенко и другими певцами (Ростовский музыкальный театр). Сегодня вокальная школа Ростовской консерватории известна и признана в России.

«Ростовские премьеры»


С 2001 Ростовская консерватория регулярно проводит международные фестивали современной музыки «Ростовские премьеры». Идею проведения фестиваля предложил тогдашний ректор РГК Александр Данилов. Постоянным  исполнительным директором является композитор, профессор Геннадий Толстенко, арт-директоры — профессор, доктор искусствоведения Анатолий Цукер и Г. Толстенко.

Фестиваль основан на идеях музыкального просветительства и премьерных исполнений ранее не звучавшей в Ростове современной музыки.  Само наименование фестиваля говорит о приоритете  включения в его программы сочинений современных композиторов. Главная особенность фестиваля — личное присутствие на концертах выдающихся, всемирно известных композиторов-современников.

На исполнение своих сочинений в Ростов-на-Дону приезжали Андрей Эшпай, Александр Чайковский, Эдуард Артемьев, Сергей Слонимский, Роман Леденев, Юрий Фалик, Юрий Каспаров, Ефрем Подгайц, Мурад Кажлаев, Михаил Броннер, Владимир Тарнопольский, Виктор Екимовский, Дмитрий Курляндский (Россия), Кшиштоф Пендерецкий (Польша), Гия Канчели (Бельгия-Грузия), Ольвье Кюанде (Швейцария), Валентин Сильвестров (Украина), Ашот Зограбян (Армения), Толиб Шахиди (Иран – Таджикистан – Россия), Гюс Янссен и Мартин Пэддинг (Нидерланды), Джон Корильяно (США), Франсуа Парис (Франция), Вячеслав Кузнецов (Беларусь). Звучали сочинения недавно ушедших авторов: Бориса Чайковского, Альфреда Шнитке.

23.11.2015. «Ростовские премьеры»-V. Премьера 4-й симфонии Александра Чайковского для оркестра, хора и солирующего альта. Дирижер Андрей Аниханов, автор, солистка Диана Юрченко.

На фестивале были представлены премьеры симфонических и камерных сочинений ведущих композиторов Ростова-на-Дону разных поколений: Леонида Клиничева, Анатолия Кусякова, Виталия Ходоша, Геннадия Толстенко, Владимира Красноскулова, Галины Гонтаренко, Михаила Фуксмана и многих других.

В насыщенных программах «Ростовских премьер» участвовали симфонические оркестры консерватории, филармонии, музыкального театра, хоровые коллективы, разнообразные ансамбли, в том числе ведущие московские — «Студия новой музыки» и Московский ансамбль современной музыки (МАСМ).

Симфонические и камерные концерты фестиваля проводятся, как правило, в течение трех-четырех недель на сценах Ростовской филармонии, Ростовского музыкального театра, залах Ростовской консерватории.

Темами «Ростовских премьер» были: «Музыка русского авангарда», «Музыка в информационном пространстве», «Музыка композиторов — стран антигитлеровской коалиции»  (к юбилеям Победы в Великой Отечественной войне); авторские концерты композиторов Андрея Эшпая, Кшиштофа Пендерецкого, Гии Канчели, Александра Чайковского, Валентина Сильвестрова. В проекте «Русский музыкальный авангард 1920-х годов» прозвучали Симфоническая поэма для хора с оркестром «Комсомолия» Николая Рославца; «Завод. Музыка машин» Александра Мосолова; «Индустриализация» Алексея Животова для хора и симфонического оркестра; Вторая симфония Сергея Прокофьева.

Особенность фестиваля «Ростовские премьеры» — встречи гостей-композиторов со студентами, аспирантами, профессорами и преподавателями Ростовской консерватории.

11.11.2006. Гия Канчели, Геннадий Толстенко, Александр Данилов, Валентин Сильвестров

Международное сотрудничество


Уникальным международным творческим достижением РГК является проект «Европейская молодежная опера», осуществлявшийся на протяжении 2007–2010. Ростовская консерватория, единственная из всех музыкальных вузов России, совместно с Королевской Шотландской академией музыки и драмы (RSAMD) дважды выигрывала (среди почти 400 соискателей из всей Европы) грант Евросоюза в сфере искусства и образования. Студентами двух высших учебных заведений были осуществлены постановки оперных спектаклей «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, «Федра» Б. Бриттена на оперных сценах Глазго и Ростова-на-Дону.

Завершился проект в 2010 исключительным культурным событием, вызвавшим отклики в европейской прессе: мировой премьерой ранее не исполненной первой версии оперы С. Прокофьева «Война и мир». Постановка, осуществленная силами студентов (солисты, хор, студенческий симфонический оркестр), сначала состоялась на сценах Королевских оперных театров Эдинбурга и Глазго, затем в Ростовском государственном музыкальном театре.

Мировая премьера первой версии оперы С. Прокофьева «Война и Мир»

Многолетнее творческое сотрудничество Ростовской консерватории с одним из ведущих европейских музыкальных вузов — Королевской консерваторией Шотландии — успешно продолжилось в 2017. Два вуза-партнера вновь, в сложных международных условиях, выиграли среди сотен претендентов грант Евросоюза по программе академической мобильности Erasmus+ для реализации новых совместных композиторских, исполнительских и научных проектов в течение двух лет. Программа позволила студентам Шотландской и Ростовской консерваторий на протяжении трех месяцев обучаться в вузе-партнере; 40 педагогов обеих консерваторий получили возможность посетить учебные заведения в Глазго и Ростове-на-Дону и обменяться ценным педагогическим, исполнительским и научным опытом в рамках лекций, мастер-классов, творческих встреч, концертов, конференций.

Конкурсы. Концерты. Коллективы


Важнейшим направлением деятельности РГК в целом и каждой кафедры в отдельности является организация и проведение творческих и научных состязаний. Большинство из них ежегодно включается в перечень мероприятий, по результатам которых студенты имеют право претендовать на получение стипендии Президента РФ.

Сегодня Ростовская консерватория организатор 16 всероссийских и международных конкурсов исполнителей, композиторов, дирижеров, звукорежиссеров, продюсеров, музыковедов-исследователей. Стоит отметить такие значимые для музыкального сообщества конкурсы, как Всероссийский конкурс молодых композиторов и хоровых дирижеров им. Виталия Ходоша, Международный конкурс пианистов «Наследие Рахманинова», Всероссийский конкурс исполнителей на оркестровых струнных инструментах «Молодые виртуозы России», Международный конкурс исполнителей на домре, балалайке и гитаре «Дон Гран-при», Международный конкурс молодых исполнителей на баяне, аккордеоне и национальной гармонике им. Анатолия Кусякова, Всероссийский конкурс джазовых ансамблей им. Кима Назаретова, Международный конкурс звукорежиссеров, Всероссийский молодежный конкурс музыковедческих исследований и др.

Суммируя крупные творческие инициативы Ростовской консерватории, необходимо подчеркнуть, что осуществляются они на фоне ежедневной, разнонаправленной, охватывающей все музыкальные жанры концертно-просветительской деятельности в молодежной среде (залах Южного федерального, Донского государственного технического и Медицинского университетов, колледжах, школах), в залах филармонии, музыкального театра, социальных учреждений. К сожалению, РГК — единственная в стране консерватория, в которой до сих пор отсутствует главная учебно-репетиционная площадка — большой концертный зал. Учитывая значительный творческий и организаторский потенциал консерватории, масштаб концертно-просветительской деятельности и количественный охват аудитории при наличии такого зала мог бы возрасти в несколько раз. Перечислим лишь некоторые, наиболее знаковые из множества событий:

– мировые премьеры в Мариинском театре музыкально-театральных сочинений профессора РГК, композитора Л. Клиничева: оперы «Бэла», «Казаки», «Анна», «Страсти по Марине», «Маленький принц» (Мариинский театр), «Цыган» (Ростовский музыкальный театр), балет «Тихий Дон» (Михайловский театр, Санкт-Петербург);

– первое исполнение в России (в инструментовке доцента РГК М. Фуксмана) неоконченной оперы С. Рахманинова «Монна Ванна»;

– мировые премьеры опер профессоров РГК: «Письмо» В. Ходоша и «Anima» Ю. Машина, а также оперы «Х» доцента РГК А. Хевелева (Ростовский государственный музыкальный театр).

Оркестр и хор Ростовской консерватории. Дирижер - проф., нар.арт. России С. А. Коган

С похвалой отзывались об исполнительском мастерстве педагогов и студентов Ростовской консерватории, ее творческих коллективов (особенно симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств РФ, профессора А. Гончарова и народного артиста РФ, профессора С. Когана) композиторы А. Эшпай, Г. Канчели, В. Сильвестров, А. Чайковский, Т. Шахиди, Ю. Фалик, чьи новые сочинения впервые исполнялись в Ростове. Неоценим художественный вклад в музыкальную культуру нашего города и региона студенческого факультетского хора под руководством профессора, заслуженного деятеля искусств России Ю. Васильева, на протяжении 40 лет заведующего кафедрой хорового дирижирования. Десятки крупнейших шедевров кантатно-ораториального жанра, первые исполнения множества хоровых сочинений стали доступны широкому слушателю в городе, регионе, в Москве (Большой зал консерватории), Нижнем Новгороде и других городах России благодаря этому коллективу. Значительный вклад в развитие и популяризацию хорового искусства внесли народный артист РФ, профессор В. Гончаров (руководитель Синтез-хора «Певчие Тихого Дона»), заслуженный деятель РФ, профессор Е. Клиничева (главный хормейстер Ростовского музыкального театра), заслуженный артист РФ, профессор С. Тараканов (руководитель хоровой капеллы «Анастасия»).

Необходимо отметить, что интерес к современному репертуару, ранее не исполнявшимся сочинениям композиторов-современников является отличительной особенностью всех студенческих художественных коллективов Ростовской консерватории. Оркестр русских народных инструментов под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, профессора К. Хурдаяна, а затем профессора Ю. Машина, доцента О. Лаптевой и М. Копырюлина впервые исполнил оригинальные сочинения и переложения произведений А. Эшпая, Г. Канчели, Г. Толстенко, М. Фуксмана, А. Кусякова, Л. Клиничева, Г. Гонтаренко, Р. Леденева, А. Чайковского. Т. Шахиди, М. Броннера, Е. Подгайца, Г. Фрида. Многое из этого репертуара осталось в концертной практике.

Оркестр духовых инструментов консерватории в разные годы возглавляли опытнейшие музыканты: профессора В. Еждик и В. Леонов, доцент В. Вилинов. Программы духового оркестра включали в себя, в частности, сочинения С. Губайдулиной, А. Шнитке, Э. Денисова, П. Хиндемита, Л. Бернстайна, М. Пютца, Ю. Машина. И, конечно, высокую всероссийскую и международную оценку заслужил Биг-бенд Ростовской консерватории, ныне возглавляемый видным джазовым музыкантом, заслуженным артистом РФ, профессором В.  Будариным.

Наука


Особая роль в деятельности современного вуза отведена научной деятельности: это один из главных показателей мониторинговой оценки вузов. Заметные и значительные результаты научной деятельности Ростовской консерватории отражены в рейтинговых показателях системы РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), где РГК устойчиво сохраняет третью позицию среди консерваторий России как по числу публикаций, так и по количеству цитирований, уступая лишь Московской и Петербургской консерваториям. По данным РИНЦ, показатели числа публикаций и количества цитирований, подтверждающие рост интереса научного искусствоведческого сообщества к трудам педагогов и студентов Ростовской консерватории, ежегодно возрастают на 10–15 %.

Силами трех кафедр: теории музыки и композиции (заведующая кафедрой — доктор искусствоведения, профессор И.П. Дабаева), истории музыки (заведующая кафедрой — кандидат искусствоведения, доцент Е.Э. Лобзакова), социально-гуманитарных дисциплин (заведующая кафедрой — проректор по учебной работе, кандидат искусствоведения, доцент Г.В. Рыбинцева) — осуществляются фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям. В ряду фундаментальных — методология и теория исторического процесса развития музыкального искусства; анализ актуальных процессов развития современной музыкальной культуры; интеграция научного и творческого знания в процессе сохранения культурного и духовного наследия; музыкальное искусство в эпоху глобализации; гуманистические основы и социальные функции музыкального искусства.

Не менее разнообразна тематика прикладных исследований: история и теория отечественной и зарубежной музыки в контексте культуры; проблемы музыки XX и XXI веков; массовые музыкальные жанры; духовная музыка; певческие традиции донского казачества; история и теория прикладных музыкальных жанров; рекламная аудиокоммуникация в современной культуре; менеджмент в сфере академической музыки.

Активную работу по продвижению научных идей музыковедов России и стран СНГ ведет научный журнал РГК «Южно-Российский музыкальный альманах», включенный в перечень ВАК. На протяжении трех последних лет в высококонкурентном конкурсном отборе журнал сохраняет грантовую поддержку Российского фонда культуры, заняв в 2022 вторую позицию в ряду лучших периодических изданий страны. Не менее значимы и результаты деятельности редакционно-издательского отдела РГК, ежегодно выпускающего несколько десятков научных и учебно-методических изданий.

Развитию науки и тесному содружеству с научным сообществом других музыкальных вузов способствует и наличие в консерватории Диссертационного совета РГК, который возглавляет известный ученый-музыковед, доктор искусствоведения А.М. Цукер. Отличительной чертой деятельности Совета является не только забота о воспроизводстве и росте собственных научных кадров, но и развитие исследовательского потенциала учреждений культуры и искусства Юга России и Северного Кавказа. Активно привлекая соискателей из музыкальных вузов других, подчас весьма отдаленных российских регионов (а вместе с ними и их научных руководителей, консультантов, оппонентов), Диссертационный совет Ростовской консерватории стал мощной интеграционной структурой и площадкой для научного общения представителей различных музыковедческих школ. Специалисты, защитившиеся в Диссертационном совете РГК, работают в учебных заведениях и творческих организациях многих городов России, а также Германии, Индии, Колумбии, Китая, Монголии, Туниса, Украины, Южной Кореи.

Подводя итоги работы Совета в год 55-летия консерватории, необходимо отметить, что в РГК было защищено около 200 кандидатских и докторских диссертаций по специальности «Музыкальное искусство».

Образование


Ростовская государственная консерватория сегодня — это мощный образовательный кластер, включающий в себя Среднюю специальную музыкальную школу 11-летку (колледж) для одаренных детей (единственную на Юге России), аспирантуру и ассистентуру-стажировку, докторантуру, диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, центр повышения квалификации и дополнительного образования. Такая структура позволяет реализовывать образовательные программы по всем существующим в России специальностям в сфере музыкального искусства и обеспечивать подготовку научно-педагогических кадров.

Консерватория постоянно работает над расширением спектра образовательных направлений и их содержательным обновлением, что позволяет сочетать лучшие традиции академического музыкального образования с актуальными запросами отрасли, в том числе в области подготовки специалистов, владеющих навыками работы в медиасреде, современных творческих индустриях. Помимо уже действующих и хорошо зарекомендовавших себя программ обучения звукорежиссеров и продюсеров, в 2022 в Ростовской консерватории впервые был осуществлен набор студентов по программам «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ», «Компьютерная музыка и аранжировка», «Менеджмент музыкального искусства».

Решение стратегически значимых задач обеспечивает сложившийся в консерватории высокопрофессиональный профессорско-преподавательский коллектив, в составе которого 40 докторов и кандидатов наук, 100 профессоров и доцентов. Более 90 педагогов – лауреаты международных и всероссийских конкурсов. 43 преподавателя имеют различные почетные звания Российской Федерации. Таким образом, научный и творческий потенциал Ростовской консерватории на протяжении последних 25 лет является одним из самых высоких среди российских консерваторий, что подтверждается государственными аккредитациями и мониторингами.

В РГК обучаются студенты, ассистенты-стажеры, аспиранты и учащиеся ССМШ (Колледжа) из всех регионов России. По линии Россотрудничества и на договорной основе учатся студенты из ближнего (Украина, Белоруссия, Армения, Узбекистан, Таджикистан) и дальнего (Китай, Сербия, Эквадор, Алжир, Аргентина, Южная Корея, Вьетнам) зарубежья. За последние пять лет количество иностранных студентов увеличилось в два раза и составляет сейчас 17 % от общего числа обучающихся. Кроме того, к поступлению в консерваторию в качестве слушателей подготовительных курсов готовятся десятки граждан других государств.

По итогам независимой оценки в рамках проекта «Россия сегодня», организованного при поддержке Минобрнауки, Ростовская консерватория оказалась в списке лучших вузов страны. По результатам исследований, проведенных Департаментом статистики и экспертизы «Экспертмедиагрупп», в 2020 РГК была включена в официальный реестр лауреатов Всероссийского конкурса «Лучшие образовательные учреждения Российской Федерации», а также получила статус Федеральной инновационной площадки в рамках реализации проекта «Музыкальное краеведение — Южный регион РФ: синтез образовательных и воспитательных практик».

В 2021, после оценки качества, проведенной Минобрнауки, консерватория получила сертификат, подтверждающий высокий уровень образования по всем показателям. В Национальном агрегированном рейтинге всех вузов России 2022 года РГК вошла в Топ-100 – Первую лигу.

Перечень можно продолжать, но важнее, как нам представляется, внутренняя самооценка вуза-юбиляра, измеряемая обозначенными выше творческими и научными достижениями. На прочном фундаменте профессионализма Ростовская консерватория смело смотрит в будущее.

Юбилейный сезон РГК имени С.В. Рахманинова 2022—2023


В юбилейном учебном году в РГК имени С.В. Рахманинова проходят знаменательные события: концерты, фестивали, конкурсы, конференции, творческие встречи.

Концерты

В ноябре – декабре в залах консерватории, филармонии, Ростовского музыкального театра, Дворца творчества для детей и юношества, других залах Ростова-на-Дону прошли концерты Всероссийского музыкального фестиваля «Ростовской консерватории – 55 лет».

19.12.2022. Концерт симфонического оркестра и хора РГК, посвященный 55-летию Ростовской консерватории. Дирижер Сергей Нестеров

В ноябре прошли концерты фестиваля баянно-аккордеонной музыки, юбилейные отчетные концерты всех исполнительских кафедр: баяна и аккордеона, сольного пения, специального фортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, струнных оркестровых инструментов, струнных народных инструментов.

В ноябре и декабре состоялся юбилейный цикл концертов «Творцы Ростовской исполнительской школы», в который вошли мемориальные концерты памяти ушедших профессоров С.Б. Куцовского, В.М. Гузия, А.П. Здановича, Л.Я. Хинчин, Ю.В. Шишкина, В.Н. Горбунова, М.Н. Худовердовой, М.П. Ожиговой, А.П. Беляевой, В.С. Машечкова, А.В. Сахарова, В.С. Ходоша, А.И. Кусякова, В.Г. Шипулина; мастер-класс народного артиста РФ, профессора А.С. Милейковского «Ростовская скрипичная школа»; концерт класса народного артиста РФ, профессора М.Н. Щербакова «Ростовская виолончельная школа».

Прошли юбилейные концерты художественных коллективов консерватории: оркестра русских народных инструментов, биг-бенда, духового оркестра, студенческого симфонического оркестра, камерного оркестра Musika della vita».

9 декабря на сцене Ростовского музыкального театра состоялся гала-концерт ведущих солистов оперных театров России — выпускников Ростовской консерватории. Среди них Агунда Кулаева (Большой театр), Анна Маркарова, Виктория Ястребова (Мариинский театр), Хачатур Бадалян (Новая опера), Валерий Гордеев (Урал Опера Балет), Татьяна Гайворонская (Самарский театр оперы и балета), Наталья Дмитриевская, Александр Мусиенко, Семен Антаков (Ростовский музыкальный театр). Они пели в сопровождении оркестра и хора театра, дирижер Александр Шакуро. Вступительное слово — профессор РГК, доктор искусствоведения Александр Селицкий.

В год 150-летия со дня рождения С.В. Рахманинова, чье имя носит Ростовская консерватория, с 13 марта по 27 апреля, пройдет фестиваль «Рахманиновские дни в Ростове»: 9 концертов симфонической, фортепианной, вокальной, камерной музыки Рахманинова; Третий международный конкурс пианистов «Наследие Рахманинова», студенческие конкурсы пианистов и вокалистов на лучшее исполнение произведений Рахманинова. В программу фестиваля вошла и церемония открытия памятнику С.В. Рахманинову в ДМШ г. Кисловодска 24 марта.

С 20 по 28 апреля — фестиваль камерной музыки «Донская молодежная Камерата».

29.11.22. ОРНИ РГК. Концерт, посвященный 55-летию Ростовской консерватории. Дирижер - Михаил Копырюлин

Конкурсы юбилейного года

Кроме конкурса «Наследие Рахманинова», во второй половине юбилейного сезона (с февраля по апрель) проходят и другие конкурсы:

IV всероссийский открытый конкурс юных исполнителей на домре, балалайке и гитаре «ДОН-ГРАН-ПРИ ЮНИОР» (2–3 февраля);

Всероссийский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах им. В.М. Гузия (5–10 февраля);

XXIII международный конкурс молодых исполнителей им      композитора Анатолия Кусякова (баян, аккордеон) (30 марта – 5 апреля);

II Всероссийский конкурс джазовых ансамблей им. Кима Назаретова (10–12 апреля);

III всероссийский конкурс композиторов и хоровых дирижеров им. композитора В.С. Ходоша (21–24 апреля).

17–19 апреля 2023 Ростовская консерватория проводит Четвертую международную научную конференцию на тему: «Музыкознание в современном мире: темы, проблемы и тенденции развития».

OPUS 33

Важным событием юбилейного года и новым этапом многолетнего сотрудничества Ростовской консерватории и «Музыкального обозрения» стал мини-фестиваль Ростовской консерватории в ходе Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – Opus 33». Три концерта прошли 23, 26 и 30 ноября в Малом зале РГК.

23 ноября – концерт педагогов кафедры специального фортепиано РГК. В исполнении профессора А. В. Красноскулова прозвучали «Вариации на тему менуэта Дюпора» Моцарта (написаны в 33 года) и три Интермеццо ор. 117 Брамса. Доцент А.В. Тимофеева сыграла 4 мазурки ор. 33 Шопена. Балладу № 4 Шопена (написана в 33 года) исполнил профессор, заслуженная артистка России Р.Г. Скороходова. Ноктюрн ор. 33 № 3 Форе прозвучал в исполнении ассистента-стажера А. Титовой. В программе также были произведения Рахманинова: Этюды-картины ор. 33 в исполнении преподавателя Н.В. Бобрышевой и III часть Второй симфонии в переложении для двух фортепиано (профессор А.В. Красноскулов и доцент О.Н. Журавлева).

26 ноября — концерт камерной музыки, в котором приняли участие преподаватели и студенты кафедр сольного пения и камерного ансамбля. В программе — вокальные сочинения Моцарта, Мусоргского, Рахманинова, Форе, Гаврилина, Десятникова из эксклюзивного проекта «Музыкального обозрения» «OPUS 33» и Концерт для двух фортепиано Пуленка, написанный композитором в 33 года. Вела концерт музыковед Наталья Становова.

Завершающий концерт Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – Opus 33» в РГК имени С.В. Рахманинова состоялся 30 ноября. В программе: I часть Сонаты № 9 («Крейцеровой») для скрипки и фортепиано Бетховена; Концерт для двух фортепиано с оркестром Пуленка (I и II части); сюита Равеля «Моя матушка-гусыня» для двух фортепиано; Анданте и вариации Шумана для двух фортепиано; вокальный цикл Мусоргского «Детская»; романсы Рахманинова и Танеева; ария Снегурочки из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и выходная ария Сильвы из оперетты Кальмана «Королева чардаша». Все эти сочинения написаны композиторами в возрасте 33 лет.

Исполнители — студенты и преподаватели Ростовской консерватории.