Режиссер Лариса Шепитько – 85 лет со дня рождения

Режиссер Лариса Шепитько – 85 лет со дня рождения

«От Ларисы исходило что-то такое, что таит в себе иногда великая старая музыка, – утешение» (Вернер Херцог). 6 января 2023 исполнилось бы 85 лет Ларисе Ефимовне Шепитько (1938-1979) – новатору кино, человеку тонкого индивидуального стиля, автору, возможно, лучшего фильма о Великой Отечественной войне – «Восхождение» (1976, по повести Василя Быкова), музыку к которому написал Альфред Шнитке.

«У меня был случай с фильмом “Восхождение” Ларисы Шепитько. Там в сцене казни возникает иллюзия многомерного пространства от наложения звучания оркестрового эхо. И это можно было сразу услышать! Вот пример того, как искусственно созданное кажется всегда существовавшим. Когда что-то сделано, чем дальше ты от этого отходишь, тем больше начинает казаться, что так оно и было с самого начала. В самом процессе работы есть что-то необъяснимое!» (А. Ш. в книге бесед с виолончелистом и музыковедом А. Ивашкиным; М.: РИК «Культура», 1994)

«Лариса редко говорила высокие слова и уж никогда не пользовалась тем заумно-выспренним языком, в котором термины сопредельных искусств так ловко и многозначительно скрывают отсутствие ясности в художественном мышлении. Всякие там “палитра симфонии”, “музыкальность пейзажа”, “пластика роли”, “структура эмоций”. Лариса четко постулировала принципы, в которые она верила, и проводила их непосредственно в жизнь, нисколько не заботясь об их терминологическом обозначении». (Юрий Визбор, поэт, прозаик, музыкант, актер, сыгравший одну из главных ролей в фильме Ларисы Шепитько «Ты и я», 1971: еще одна киноработа, в которой участвовал А. Шнитке)

«Моя работа в кино – это именно жизнь, которую ты не делишь на частную и производственную. К тому же у меня счастливое совпадение: у меня муж – режиссер. Так что мы и дома живем в том же мире. Кино – мой дом в буквальном смысле слова. Это естественный способ моего существования, так уж случилось. Как для бегуна на длинные дистанции естественное состояние организма – это бег, так для меня жизнь – кино». (Лариса Шепитько в последнем интервью журналу «Искусство кино»)

«Ее гибель тоже закручена в ее судьбу и силу ее воли. Она начала снимать новый фильм – “Матёра”. Выезжать на выбор натуры надо было очень рано. А до этого у кого-то из группы был день рождения, и они просили Ларису выехать позже. “Нет. Раз назначено – надо”. И они выехали. Шофер заснул. Милиционер видел, как мчалась по параболе “Волга”, в которой все спали, он хотел ее остановить, но не успел. “И, – рассказывал шофер грузовика, – я увидел, как на меня мчится “Волга”. Я свернул к обочине, потом я практически встал. Больше мне некуда было…” Грузовик был с прицепом, груженным кирпичами, “Волга” со всего размаха врезалась в прицеп, и эти кирпичи накрыли общую могилу. Характер Шепитько – и в ее фильмах, и в ее гибели.

“Прощание с Матёрой” («Прощание», 1981, по мотивам повести В. Распутина, композиторы – В. Артёмов, А. Шнитке. – «МО»), которое доделывал Элем Климов, интересно по материалу, и там интересен Петренко, но по мироощущению фильм получился мягче, чем у Ларисы, потому что Лариса сделала бы абсолютную трагедию. С таким трагическим мироощущением я женщин не встречала». (Алла Демидова, исполнительница роли Кати в фильме Л. Шепитько «Ты и я»; цит. из книги А. Демидовой «Бегущая строка памяти»; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000)

Материал подготовил Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм