Репетиция в яме и за иллюминаторами

Первая открытая для прессы репетиция оперы «Пассажирка» состоялась в Екатеринбургском ТОБ
Репетиция в яме и за иллюминаторами
Фото Культура Екатеринбург.рф

Главного дирижёра театра, постановщика оперы Оливера фон ДОХНАНЬИ мы увидели в яме — оркестровой. Первыми в открытый репетиционный процесс вступили музыканты оркестра под управлением маэстро. И мы впервые услышали фрагменты незнакомой музыки Моисея ВАЙНБЕРГА, которая в середине сентября прозвучит на премьере «Пассажирки» — её первой театральной постановки в России. В нашей стране эта опера «оживала» для публики лишь однажды в концертном исполнении, хотя творчество композитора Вайнберга, ученика и друга Дмитрия ШОСТАКОВИЧА, было широко известно и ценимо. Его знают и сегодня, даже не зная имени этого автора музыки к кинофильмам и мультфильмам — «Летят журавли», «Последний дюйм» и «Афоня», «Двенадцать месяцев», «Винни-Пух» и «Каникулы Бонифация»…

И вот из оркестровой ямы звучат фрагменты оперы Вайнберга. Музыка, словно простреленная автоматными очередями, наполненная смертельной опасностью, страхом, тревогой и нежными «каплями» надежды на жизнь. Маэстро Дохнаньи время от времени останавливает музыкантов, уточняет нюансы звучания, и снова, и снова оркестр играет эту музыку трёх времён — войны, послевоенного мира, будущего.

Эта открытая для нас репетиция — своего рода третье действие работы над оперой «Пассажирка», которой Театр оперы и балета откроет 105-й сезон. Первым актом стало представление постановочной группой концепции спектакля, сценографии, эскизов костюмов в феврале. Вторым, апрельским, действием была публичная презентация масштабного международного гуманистического проекта его кураторами — главным редактором Национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андреем УСТИНОВЫМ и Александром ЛАСКОВСКИМ, представителем официального польского партнёра «Пассажирки» Института Адама Мицкевича. Истоки проекта — ещё раньше, когда в июле 2015 года постановщики, кураторы и директор театра Андрей ШИШКИН побывали в Польше, в мемориальном комплексе Аушвиц-Биркенау, встретились с писательницей Зофьей ПОСМЫШ, автором повести «Пассажирка», бывшей узницей Освенцима.

Главный дирижёр театра Оливер фон ДОХНАНЬИ (Словакия), закончив репетицию, поднялся из оркестровой ямы и рассказал нам:

— Работается очень хорошо и очень трудно. Такая это опера: страшная судьба персонажей, не знающих, доживут ли до вечера, будут ли живы через пять минут, и в то же время они все надеются… Музыка контрастная, экспрессивная. Будет ли легко зрителю? Не думаю. Ведь это не лёгкая музыка, а нелёгкая музыка, серьёзная. Но, мне кажется, она способна задеть душевные струны человека.

В цехах театра художник по костюмам Вита ЦЫКУН (США) показала, как из её эскизов материализуются в ткани эсэсовская форма, робы заключённых, нарядная одежда пассажиров мирного океанского лайнера. А на сцене тем временем за иллюминаторами этого лайнера начали репетицию хореограф-постановщик Надежда МАЛЫГИНА и режиссёр-постановщик, сценограф спектакля Тадэуш ШТРАСБЕРГЕР (Великобритания). В танцевальном салоне лайнера вместе с артистами балета исполнители двух главных партий — Лизы, бывшей надзирательницы Освенцима, которой кажется, что среди пассажиров она увидела Марту, узницу концлагеря, и её супруга, немецкого дипломата Вальтера, отправляющегося к новому месту службы в Бразилию и не подозревающего об эсэсовском прошлом жены. Надежда БАБИНЦЕВА, Ксения КОВАЛЕВСКАЯ, Надежда РЫЖЕНКОВА и Владимир ЧЕБЕРЯК, Евгений КРЮКОВ. В спектакле — несколько составов артистов. Кто из них будет петь премьеру, к премьере же и решат, но репетируют все, пока под рояль.

Происходящее мы видим из зала как будто за иллюминаторами лайнера, возникшего на сцене. Вот в проёме океанского «окна» появляются Лиза (Надежда Бабинцева) и Вальтер (Владимир Чеберяк). Вальтер предвкушает новый медовый месяц с любимой женой, счастлив ожиданием новой интересной жизни, предлагает помахать удаляющемуся берегу белым платочком. Лиза с улыбкой отвечает, но когда вдруг муж вспоминает о войне, напрягается, сдержанно советует не мучить себя воспоминаниями. Однако в этой героине уже сейчас, на репетиции в первой сцене, ощущается затаённый, очень старый страх разоблачения, понимание, что с её непростительным прошлым вот так просто, помахав белым платочком, не расстаться. Берег прошлого невидимо надвигается.

Шестнадцать артистов балета разделяются за иллюминаторами на пары. Им предстоит танцевать в салоне океанского лайнера вместе с героями. Режиссёр Тадэуш Штрасбергер напоминает им сюжет «Пассажирки», объясняет, что в финале предстоит исполнить вальс. Этот танец заказывает музыкантам салона та самая Марта, встречи с которой так боится Лиза. Бывшая надзирательница, жена дипломата была вынуждена признаться мужу, последовало тяжёлое объяснение, примирение, успокоение: «Наверняка не она. Показалось». Но пассажирка заказала особенную музыку — любимый вальс начальника концлагеря…

Приступая к работе над «Пассажиркой», Тадэуш Штрасбергер тоже побывал в Освенциме и рассказал на встрече после репетиции, что эти личные впечатления его потрясли. По его словам, никакие фотографии и фильмы не передают в полной мере того ощущения, которое он испытал, оказавшись на огромной территории лагеря — целого города, производящего смерть, истребившего сотни тысяч людей.

…Кто же в этом спектакле та самая «пассажирка», давшая название опере? Лиза или Марта? Поймём на премьере.

Источник публикации Вечерний Екатеринбург