Премьера в Большом: «Сын мандарина» Кюи и «Соловей» Стравинского (30 ноября и 1—3 декабря 2023; Большой театр)

Премьера в Большом: «Сын мандарина» Кюи и «Соловей» Стравинского (30 ноября и 1—3 декабря 2023; Большой театр)

30 ноября и 1, 2, 3 декабря 2023 на Камерной сцене Большого театра пройдет премьера одноактных опер «Сын мандарина» Цезаря Кюи (1859) и «Соловей» Игоря Стравинского (1914). Дирижер-постановщик – Алексей Верещагин. Режиссер-постановщик – Алексей Франдетти. Сценограф – Виктор Антонов. Художник по костюмам – Виктория Севрюкова.

Будущая премьера – совместный проект Большого театра и Театра кукол имени Сергея Образцова. Режиссер-постановщик – Алексей Франдетти, главный режиссер (с 2022) театра Ленком; в Большом он ставил концертное исполнение «Путешествия в Реймс» и театрализованный концерт «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» (2017), оперетту «Кандид» (2018) и «Сказку о царе Салтане» (2019); кроме того, он автор либретто и режиссер балета «Габриэль Шанель», созданного для Светланы Захаровой (премьера в Большом театре состоялась в июне 2019). В декабре 2022 Франдетти выпустил в Театре Образцова мюзикл «Рождественская история» на собственное либретто. Дирижер-постановщик – Алексей Верещагин (выпускал на камерной сцене все три спектакля Владиславса Наставшевса: «Искателей жемчуга» Бизе, «Маддалену» Прокофьева, «Испанский час» Равеля). Сценограф – главный художник театра Образцова Виктор Антонов.

Кюи написал 15 опер, из которых ни одну нельзя назвать репертуарным хитом, в последнее время ставятся его детские оперы – например, «Красная Шапочка» в Театре им. Н. И. Сац, которую режиссер Георгий Исаакян оформил как домашний спектакль для цесаревича Алексея. Опера «Сын мандарина» также была предназначена для домашнего спектакля. На премьере в доме супругов Керзиных в роли мандарина выступил Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, причем увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Музыка сочинена под влиянием модного шинуазри оперы «Бронзовый конь» Даниэля Обера.

«Соловей» Стравинского – тоже история с китайским колоритом по сказке Андерсена о больном императоре, механической птице и живом соловье. Мировая премьера этой оперы состоялась 24 мая 1914 на сцене Театра Елисейских Полей в рамках Дягилевских сезонов (певцы находились в оркестровой яме, а на сцене – солисты балета; декорации и костюмы создал Александр Бенуа), а российскую премьеру 30 мая 1918 поставил в Мариинском театре Всеволод Мейерхольд. Декорации к премьере в Петербурге создал Александр Головин, а среди артистов балета, участвовавших в постановке, был 14-летний Георгий Баланчивадзе, будущий Джордж Баланчин.

Алексей ВЕРЕЩАГИН: «Наши две оперы объединяет китайская тематика. Интересно разбираться в том, как два совершенно разных композитора, представители разных стилевых эпох понимают Китай. В работе над “Сыном мандарина” я вижу “русский Китай”, эдакий “Китай в хохломе”. В опере есть и полонез (!), и романс, и арии в русской традиции. Задача, которую нам предстоит решить – все эти музыкальные формы подвести под общую “китайскую идею”. В “Соловье” Стравинского музыка очень изобразительна, что конечно помогает в формировании точных художественных образов. Вместе с тем, основной задачей для меня было сделать акцент на эволюции стиля Стравинского в звукописи. Ведь, как известно, опера писалась много лет. Первый акт написан под влиянием Дебюсси, Римского-Корсакова. И носит особый импрессионистический колорит. В то время как последний, третий акт хоть и небольшой, но написан достаточно сложным вокальным и оркестровым языком. Контраст композиторских стилей, взглядов на общую тематику вечера, а в итоге получается единая творческая идея».

Алексей ФРАНДЕТТИ: «В постановке действуют куклы. Любовь к театру кукол меня настигла год назад. Мы сделали спектакль в театре Образцова, затем в санкт-петербургском Театре эстрады, и я понял, что зачастую куклы могут быть очень выразительны – иногда даже более выразительны, чем живой актёр. Аналогично и вокал может оказывать более сильное воздействие на сознание зрителя, чем разговорный текст. Поэтому мне показалось, что такие «пиковые» театральные парадигмы, как оперное и кукольное искусство, неплохо было бы соединить. Причем, соединить именно на этом материале, ибо и то, и другое – мрачная андерсоновская сказка («Соловей») и водевильный “Сын мандарина” с его несколько “картонным” действием – к этому располагают».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.