Премьера «Бесприданницы» Даниила Френкеля (25-27 ноября 2022, Красноярский театр оперы и балета)

Премьера «Бесприданницы» Даниила Френкеля (25-27 ноября 2022, Красноярский театр оперы и балета)
Иллюстрация к постановке — Красноярский театр оперы и балета, официальный сайт

25, 26 и 27 ноября 2022 в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится премьера оперы «Бесприданница». Музыка Даниила Френкеля на либретто Всеволода Рождественского. Музыкальный руководитель и дирижер – Александр Юдасин. Режиссер-постановщик – Даниил Дмитриев. Художник-постановщик – Мария Высотская. Хормейстер – Дмитрий Ходош. Спектакль выпускается в преддверии 200-летия со дня рождения Александра Островского.

Композитор Даниил Френкель (1906-1984) – автор большого количества музыкально-театральных, симфонических и камерных произведений – своим главным делом считал оперу. Френкелю принадлежит 9 опер, среди которых «Закон и фараон» (1933) и «В ущелье» (1934) по мотивам рассказов О’Генри, «Диана и Теодоро» (1944) по пьесе Лопе де Вега «Собака на сене», «Джордано Бруно» (1966), опера «Смерть Ивана Грозного» (по драме А. К. Толстого, 1970). Опера «Бесприданница» по одноименной пьесе А. Н. Островского была поставлена в 1959 ленинградским Малым оперным театром, после чего сошла со сцены.

Спустя более 60 лет «Бесприданницу» в Красноярском театре оперы и балета поставит молодой режиссер Даниил Дмитриев. Работал в Московском драматическом театре под руководством А. Б. Джигарханяна. С августа 2017  – режиссер Красноярского театра оперы и балета, где поставил несколько оперных спектаклей, в том числе (вместе с Сергеем Бобровым) оперу Пуленка «Груди Терезия», постановка получила спецприз «Золотой маски» 2020 «За новый взгляд на оперный жанр в новом театральном пространстве» (речь идет о заводском лофте-блэкбоксе «Квадрат», в котором уже два года проходят премьеры современных опер или другие оригинальные постановки, не вписывающиеся в формат академического театра).

Даниил ДМИТРИЕВ: «Основным вопросом пьесы Александра Островского, по которой написана опера, всегда была сама Лариса: почему все мужчины жаждут ею обладать, но при этом никто не хочет жениться? Как мне кажется, Лариса всех притягивает к себе как человек искусства, в ней ярко выражено творческое начало: поет, рисует, танцует – в мире дельцов она как белая ворона, тем и манит к себе. К тому же, очень хороша собой. Но все же главное в ней – именно непохожесть на всех других женщин в этом насквозь продажном мире.

<…> Что касается музыки Даниила Френкеля, то он явно вдохновлялся творчеством выдающихся композиторов, особенно Петра Ильича Чайковского. В “Бесприданнице” очень красивые дуэты и романсы, есть несколько серьезных арий – они яркие, чувственные, легко ложатся на слух. Все сцены оперы сделаны емко, компактно, одно действие перетекает в другое. Не лишены самобытности фрагменты с цыганским колоритом: некоторые музыканты оркестра выйдут в образе цыган, в этих эпизодах будут задействованы и артисты балета (над пластикой сейчас работает Никита Дмитриевский). Кстати, у нас в спектакле появится также старая цыганка, вспоминающая, как в юности она безрассудно отдалась молодому цыгану, а потом всю жизнь ту ночь проклинала. В общем, вся история сводится к тому, что люди разучились любить, и отсюда все беды.

Вероятно, кто-то придет на спектакль в надежде услышать “Мохнатого шмеля”, но вынужден разочаровать: вставных номеров из фильма Эльдара Рязанова у нас не будет. Зато знатоков интерпретаций этой пьесы наверняка порадует романс “Нет, не любил он” из фильма “Бесприданница” 1936 года».

Роль Ларисы в премьерных показах исполнят Светлана Рацлаф-Левчук, Виктория Маслюкова и Екатерина Кочетова; ее матери Хариты Игнатьевны Огудаловой – Ольга Басова, Елена Никитина и Наталья Плотникова. В образе Паратова на сцену выйдут Алексей Бочаров, Севастьян Мартынюк и Андрей Силенко; незадачливого жениха Карандышева – Давит Есаян и Андрей Колобов. В роли Кнурова заняты Владимир Александрович, Илья Кривчиков, Сергей Самусев и Сергей Теленков; Вожеватова – Денис Гречишкин, Александр Михалев и Алексей Соколов; Робинзона – Борис Сабиров и Эдвард Арутюнян; Старой цыганки – Нина Кириенко.

Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Александр Юдасин.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм