Премьера балетов Стравинского в Ростове-на-Дону (17 и 18 ноября 2023, Ростовский музыкальный театр)

Премьера балетов Стравинского в Ростове-на-Дону (17 и 18 ноября 2023, Ростовский музыкальный театр)

Впервые на сцене Ростовского музыкального театра – балеты Игоря Стравинского «Концертные танцы» (1942), «Игра в карты» (1937), «Пульчинелла» (1920). Постановочную команду возглавляют хореографы из Москва и Санкт-Петербурга: Александр Сергеев, Виктория Литвинова, Софья Гайдукова и Константин Матулевский. Дирижер-постановщик Михаил Грановский. Художник-постановщик – Леонид Алексеев. Показы состоятся 17 и 18 ноября.

«Концертные танцы» (1942) были написаны Стравинским по заказу Лос-Анджелесского оркестра Вернера Янссена и предназначались в первую очередь для концертного исполнения. Тем не менее, Стравинский облек сочинение в форму абстрактного балета, хореографию к которому создал Джордж Баланчин для постановки 1944 года Русским балетом Монте-Карло, с декорациями и костюмами Эжена Бермана. Вторая версия хореографии была создана Кеннетом Макмилланом в 1955 для балета театра Сэдлерс-Уэллс в Лондоне.

Для ростовской премьеры хореографию ставит Александр Сергеев – первый солист труппы Мариинского театра, постановщик балета Бориса Тищенко «12» (2022).

Александр СЕРГЕЕВ. Окончил Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой в 2004 году (класс профессора Геннадия Селюцкого). В труппе Мариинского театра с 2004. Солист с 2010. Танцевал премьерные спектакли «Диана Вишнёва: Красота в движении» («Повороты любви» Дуайта Родена, «Лунный Пьеро») в США и российскую премьеру в Мариинском театре. В рамках проекта Мариинского театра «Мастерская молодых хореографов» в 2019 представил балет «Не вовремя» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, в 2020 – номер «Фарфор» на музыку Михаила Глинки. Также в 2020 для артистов Мариинского театра поставил номер «Пионерская сюита» на музыку Дмитрия Шостаковича. В 2022 поставил балет «12» Бориса Тищенко. Хореограф опер «Сказки Гофмана» (2021) и «Лакме» (2021), театрализованного концерта Юлии Маточкиной и Анатолия Кузнецова «Истории любви» (2021), а также совместного видеопроекта Мариинского театра и Русского музея – постановщик танцевальных номеров, исполненных артистами балета Мариинского театра в интерьерах Михайловского дворца (2021). В апреле 2021 дебютировал в качестве чтеца в представлении «Истории солдата» Стравинского в Концертном зале Мариинского театра.

«Игра в карты» (1937) – одноактный балет в трех частях («балет в трех сдачах»). Действующие лица балета – карточные фигуры, разыгрывающие партию в покер. В каждой сдаче ситуация запутывается плутнями Джокера, который может превращаться в любую карту. Баланчин писал, что в «Игре в карты» он ощущал итальянский дух комедии дель арте, что балет был сложен в ритмическом отношении и требовал от танцовщиков улавливать всем телом эти ритмические изменения. Для исполнителя партии Джокера хореограф сочинил виртуозную, насыщенную акробатикой партию. В одной из вариаций Джокер перекувыркивался через голову, вставал, делал ряд пируэтов и, перегнувшись назад, опять делал кувырок через голову. Премьера балета в исполнении труппы «Американский балет» (первая профессиональная труппа, созданная в США Баланчиным) состоялась в театре Метрополитен-опера в 1937, а в 1940 хореограф перенес его в более опытную труппу «Русского балета Монте-Карло». С 1951 этот балет Стравинского вошел в репертуар «New York City Ballet». В 2005 Алексей Ратманский сочинил для Большого театра бессюжетный балет на музыку «Игры в карты», получивший «Золотую маску» за лучшую работу хореографа.

В Ростове-на-Дону балет Стравинского поставит Виктория Литвинова – бывшая артистка балета Большого театра, балерина, хореограф. Ассистент хореографа В. Посохова в балете «Чайка».

Виктория ЛИТВИНОВА. В 2006 окончила Московскую государственную академию хореографии. В 2006-2020 – артистка балета Большого театра России. В числе партий: Балерина («Нуреев» Кирилла Серебренникова), Люська («Золотой век» Юрия Григоровича на музыку Дмитрия Шостаковича; участница мировой премьеры); ведущая партия в «Рубинах» («Драгоценности» Джорджа Баланчина); Прюданс Дювернуа («Дама с камелиями» Джона Ноймайера); партия в балете Иржи Килиана «Симфония псалмов» на музыку Игоря Стравинского; первая солистка («Ундина» Вячеслава Самодурова). Первая исполнительница партии Котобенка в балете Юрия Смекалова «Мойдодыр» (2012). Участвовала в проекте «Мастерская новой хореографии»: в 2006 была среди исполнителей номера «Мыслю, следовательно существую» на музыку группы Coil (хореография Анны Абалихиной и Дины Хусейн). В 2008 исполнила партию Офелии в мировой премьере балета Алексея Фадеечева «Гамлет» в Ростовском государственном музыкальном театре. В 2018 выступила в мировой премьере пластического спектакля Юрия Смекалова «Солярис» на музыку Бхимы Юнусова, поставленном на сцене Санкт-Петербургского государственного драматического театра «Приют комедианта». В 2019 принимала участие в петербургских спектаклях «1-2-3-4» (автор идеи, художественный руководитель и один из хореографов – Юрий Смекалов) на Второй сцене БДТ и «Три товарища?..» в театре «Приют комедианта» (режиссер и хореограф – Юрий Смекалов).

Балет с пением «Пульчинелла» (1920), созданный на основе музыки Дж. Б. Перголези и других композиторов XVIII века, стал для Стравинского «открытием прошлого», которое определило его неоклассический поворот. Балет был создан по мотивам традиционной итальянской комедии дель арте, в которой Пульчинелла выступает одним из главных мужских персонажей. Либретто создавалось организатором Русских сезонов Сергеем Дягилевым, композитором Игорем Стравинским, хореографом Леонидом Мясиным и сценографом Пабло Пикассо. Первое исполнение состоялось в 1920 в Гранд-опера, Париж, под управлением Эрнеста Ансерме силами труппы Русский балет Дягилева.

Будущую премьеру «Пульчинеллы» готовят хореографы Софья Гайдукова и Константин Матулевский.

Софья ГАЙДУКОВА. Родилась в балетной семье (бабушка – известная советская балерина, солистка Большого театра, автор реформы хореографического образования и ректор училища хореографии Софья Николаевна Головкина). В детстве занималась в Школе классического танца «Ледяха» при культурном центре ЗИЛ, в 2003 окончила Московскую государственную академию хореографии. Высшее балетмейстерское образование получила в 2011, окончив ГИТИС (мастерская Нины Семизоровой). Там же стала магистром по направлению «Театральное искусство. Современный сценический танец и хореография» (мастерская Аллы Сигаловой). С 2012 преподает современный и сценический танец в ГИТИСе. С 2003 в течение 14 лет – ведущая солистка классической и современной труппы театра «Балет Москва».

В амплуа хореографа работала над номерами балета «Арабеск» для конкурса артистов в Перми. Занималась также постановкой выступлений на фестивале танцев DANZOLYMP в Берлине, конкурсе, проходившем в рамках проекта Дианы Вишневой CONTEXT, а также на Dance-платформе в Екатеринбурге.  В тандеме с Константином Матулевским занималась постановкой спектаклей Other Words в рамках проекта Большого театра «Лица», «Оркестр» в театре «Балет Москва», «Райский» на фестивале CONTEXT и других. Ставила номера для различных телевизионных проектов на каналах Первый, ТНТ, «Россия-1», «Россия-Культура». Куратор третьего сезона танцевального шоу молодых талантов «Большой балет». В 2020 вошла в состав жюри проекта «Большие и маленькие», где танцевальные команды из разных регионов борются в различных танцевальных стилях.

Константин МАТУЛЕВСКИЙ. В 2000 окончил Академию русского балета им. А.Я. Вагановой по специальности «Артист балета», с 2000 по 2006 работал в Театре Балета Бориса Эйфмана. С 2006 работает как видео-дизайнер и виджей с петербургскими музыкальными группами. С 2010 по 2012 – в Театре танца Саши Кукина, участвует в танцевальных проектах «Времена года», «Овощи и фрукты». В качестве видео-дизайнера и танцовщика участвует в создании перформансов «Теснота» и «Через лес» арт-группы Dance Video Action, в качестве танцовщика – в проекте METAMORPHOSE. С 2013 по 2017 – в составе трупп классического и современного танца театра «Балет Москва». Работал с хореографами Р. Обадиа, Н. Сайдаковой, И. Перезом, Х. Аркесом, А.Л. Очоа, К. Пантьез, М. Форсбергом, В. Варнавой. Преподает в школе танца ЦЕХ. Постановки в проектах: «Хореодром» в театре «Балет Москва», «Ночь танцев» в Москве и в Санкт-Петербурге.

Как танцовщик и хореограф выпускает работы в сотрудничестве с С. Гайдуковой: Wormholes and jumping moles, «Оркестр. Мера страха», Memoriae в театре «Балет Москва», «Райский» на Фестивале Дианы Вишневой CONTEXT. В качестве хореографа участвовал в постановках «Психоз», «Андромаха», «Октавия. Трепанация» Электротеатра Станиславский, «Андерсен. В поисках сказки» Центра им. Вс. Мейерхольда.

Ставит номера для российских и международных балетных конкурсов. Участник мастерской молодых хореографов «Dance-платформа» в Екатеринбургском театре оперы и балета. Преподает современный танец и сценическое движение в РАТИ-ГИТИС, Школе-студии МХАТ и Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова (окончил ее в 2020 по специальности «Режиссер театра, кино и телевидения).

Хореограф проекта «Большой мюзикл» на канале «Культура», хореограф ледового шоу Евгения Плющенко «Щелкунчик».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.