Премьера восстановленной оперы Чайковского «Ундина» состоялась в Клину

Премьера восстановленной оперы Чайковского «Ундина» состоялась в Клину

Концертное исполнение оперы Чайковского «Ундина» в восстановленной авторской версии состоялось в подмосковном Клину 11 ноября в рамках празднования 175-летия со дня рождения композитора.

Чайковский в 1870 году заявил, что уничтожил оперу, однако, как выяснилось, ее фрагменты он перенес в другие сочинения

Концертная версия «Ундины» прозвучала в исполнении Государственного академического Большого симфонического  оркестра имени Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер — Народный артист СССР Владимир Федосеев), хора Академии хорового искусства имени Попова  (главный дирижер — Алексей Петров), солистов Анны Аглатовой (сопрано), Алексея Татаринцева (тенор). Фрагменты повести «Ундина» Фридриха де ла Мотт Фуке и Жуковского читал народный артист России Михаил Филиппов.

«Опера “Ундина” — совершенно особый случай в творчестве композитора, — рассказала ТАСС ведущий научный сотрудник Дома-музея Чайковского в Клину Полина Вайдман. — При жизни Чайковского эта опера исполнена так и не была, но большая часть музыки известна широкой публике: разочарованный сценической судьбой “Ундины”, композитор использовал ее фрагменты в других своих сочинениях. Любопытно, что эта опера была написана не по заказу, а из личного интереса. Это была любимая книга Чайковского с детства. А томик с поэмой Фридриха де ла Мотт Фуке 1838 года, изданный ровно за два года до рождения композитора, хранится у нас в библиотеке».

«Ундина» — единственная романтико-фантастическая опера в творчестве Чайковского. В 1870 году были исполнены отрывки из «Ундины». Партитура этих фрагментов сейчас также хранится в Доме-музее. Однако разочарованный провалом, Чайковский написал, что уничтожил оперу.

«Но это не совсем так, — поясняет Полина Ефимовна. — Фрагменты оперы он перенес в другие сочинения, большую часть — в “Лебединое озеро”, в “Снегурочку”, во вторую часть Второй симфонии. Долгое время в архиве Дома-музея хранился неясный листочек. Танеев думал, что это из “Мазепы”. А сейчас выяснилось, что это фрагмент дуэта Ундины и Гульбранда, реконструкцию которого в 1958 году сделал Шабалин…»

Работа по восстановлению оперы была проведена в рамках подготовки нового Полного собрания сочинений Петра Чайковского: первые тома его уже выпущены. Однако в случае с Ундиной” точно знать, как именно выглядела эта опера, не представляется возможным, поэтому в восстановленную версию вошло «все, что удалось подтвердить документально».

Маэстро Владимир Федосеев в разговоре с ТАСС отметил, что, несмотря на то, что “Ундина” относится к раннему творчеству Чайковского, в ней уже слышно все, что композитор будет делать дальше.

«Из этой оперы возникло много прекрасного Чайковского, которого мы знаем. Мы слышим и “Лебединое озеро”, и Вторую симфонию. Эта опера открывает душу Чайковского. Поэтому думаю, что публика воспримет ее хорошо, хотя это и не полновесный Чайковский. Он и сам, видимо, был ей не доволен. Но тогда и многая другая музыка Петра Ильича долгое время подвергалась критике, сознание слушателей приходило позже. Мы принимаем его всего, с его огромным сердцем, а по мелодизму с Чайковским мало кто может сравниться», — убежден Федосеев.

Мероприятие состоялось 11 ноября, в 18:00 в концертном зале Государственного мемориального музыкального музея-заповедника Чайковского, заключается в материале.

Источник публикации ТАСС