Прекрасное далеко Евгения Крылатова

8 мая 2019 скончался композитор, народный артист России Евгений Павлович Крылатов
Прекрасное далеко Евгения Крылатова

23 февраля он отметил 85-летний юбилей, а через 2,5 месяца скончался от пневмонии.

Судьба Евгения Крылатова схожа с творческими судьбами многих композиторов его поколения. Арно Бабаджанян, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский, Александра Пахмутова, Александр Флярковский — все они получили консерваторское образование, начинали с академических жанров (хоровые и симфонические партитуры, фортепианные циклы, инструментальные концерты, оперы, балеты, оперетты), но известность и всенародную славу обрели в жанре песни.

Так произошло и с Евгением Крылатовым. Будущий композитор родился в маленьком городке Лысьва в Свердловской области (ныне это территория Пермского края) в рабочей семье Павла Евгеньевича и Зои Николаевны Крыласовых. Но из-за постоянного «коверканья» фамилии, повзрослев, решил сменить ее на «Крылатов». По окончании Пермского музыкального училища поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1959 (по фортепиано у Владимира Натансона, по композиции у Михаила Чулаки). Среди его ранних произведений — фортепианный концерт, «Памирское каприччио» для симфонического оркестра, балет «Цветик-семицветик», в 1960-х шедший в Большом театре. К этому же периоду относятся первые опыты в кино и мультипликации. А на рубеже 60–70-х годов родились первые по-настоящему популярные мелодии: музыка к мультфильмам «Умка» со знаменитой «Колыбельной медведицы» (1969) и «Умка ищет друга» (1970), «Дед Мороз и лето» (1969); кинофильмам «О любви» (1970), «Достояние республики» (1972), «Ох уж эта Настя!» (1972).

Можно сказать, что именно с этого времени талант Крылатова раскрылся полноценно, ярко, во всем великолепии мелодического дара и профессионального мастерства.

Кино — особая стезя Крылатова. Вместе с Андреем Петровым, Микаэлом Таривердиевым и Исааком Шварцем он был в числе композиторов, наиболее востребованных советским кинематографом 1960-х–1980-х годов.

Крылатов написал музыку более чем к 160 кинофильмам и мультфильмам. Среди них — художественные картины «Ищу человека», «Не болит голова у дятла», «Смятение чувств», «И это все о нем», «С любимыми не расставайтесь», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Не покидай…», «Дети понедельника», «Риск — благородное дело», «Кольца Альманзора», «Конец императора тайги», «Чародеи»; мультфильмы — трилогия «Простоквашино», «Верните Рекса», «Мы с Джеком»…

Композитор работал с выдающимися кинорежиссерами, среди которых Алла Сурикова, Динара Асанова, Михаил Богин, Павел Арсёнов, Константин Бромберг, Леонид Нечаев, Владимир Бычков.

Именно благодаря кинематографу песни Крылатова «пошли в народ» и стали любимыми во всех уголках СССР: «Песенка о шпаге» и «Баллада о городе» («Достояние республики»), «Лесной олень» («Ох уж эта Настя!»), «Крылатые качели» («Приключения Электроника»), «Три белых коня» («Чародеи»), «Прекрасное далёко» («Гостья из будущего») и многие другие, написанные на стихи Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Леонида Дербенева, Игоря Шаферана, Ильи Резника, Михаила Пляцковского, Юрия Энтина (с ним создано более 70 песен!) …

Эти и множество других песен пели самые популярные исполнители тех лет. Невозможно было представить репертуар Андрея Миронова без песен из «Достояния республики», Эдуарда Хиля и Иосифа Кобзона — без «Сережки ольховой», Аиды Ведищевой — без «Лесного оленя», Валентины Толкуновой — без «Кабы не было зимы», Ларисы Долиной — без «Трех белых коней», Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения — без «Крылатых качелей» и «Прекрасного далека».

Музыка для детей — еще одна стезя Крылатова. Его песни для детей овеяны особым настроем. Даже для самых маленьких (песни про Умку), не говоря уже о тинейджерах («Приключения Электроника»), он писал с серьезным, даже философским подтекстом, непременно побуждая подумать, задуматься.

Удивительно, но Крылатов в своем творчестве никогда не прославлял партию, Ленина, советскую власть, комсомольские стройки. Он всячески избегал помпезности, пышности, излишней торжественности. Суть его музыки — сдержанность и благородство. Крылатов писал о самом сокровенном: о любви, о детстве, о дружбе, о счастье — доступном и порой, увы, ушедшем. Даже в самых жизнерадостных его песнях звучит нотка ностальгии, светлая грусть, доверительная интонация, особый лирический, «крылатовский» голос.

Он и жил так же сдержанно, размеренно, несколько обособленно. В отличие от коллег, не любил «светиться» на телевидении. Почти полвека дружил со своими ровесниками и однокурсниками по консерватории: Альфредом Шнитке и Алемдаром Карамановым, на сестре которого Севиль Сабитовне женился в 1957. И много лет помогал семье композитора, который в сложных условиях жил в Крыму.

Сын Евгения Крылатова Павел пытался пойти по стопам отца, но проучившись год на теоретическом отделении Мерзляковского училища, ушел в другую профессию: стал известным кинооператором и сценаристом. Дочь Мария получила музыковедческое образование, но также избрала иной путь — ныне она известный писатель, автор популярного сборника сказок «Ключи от царства».

Композитор был удостоен Государственной премии СССР, Премии Ленинского комсомола, Премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества за 2014 год, звания народного артиста России, премии города Москвы, награжден Орденом Почета.

Как и многие коллеги по цеху, после распада СССР Крылатов не написал ничего, что бы сравнилось с его творчеством советского периода. Но продолжал работать для кино, мультфильмов, написал музыку к ремейкам «Простоквашина».

Прощание с композитором прошло 11 мая 2019 в Московском доме композиторов. В тот же день Евгений Павлович Крылатов был похоронен на Митинском кладбище Москвы рядом с супругой.

А путь его музыки в «прекрасное далёко» продолжается.