Посвящение Эдисону

Посвящение Эдисону

В 2015 в НИЦ Московской консерватории вышел монографический сборник статей «В Высоте небес. О музыке Эдисона Денисова». Его основой стали выступления на научно-практической конференции, посвященной 85-летию композитора и прошедшей 22 апреля 2014 в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Особенность состава авторов сборника состоит в том, что большинство из них лично знали Э.В. Денисова.

Сборник открывается приветствием участникам конференции ректора Московской консерватории профессора Александра Сергеевича Соколова.

Представленные материалы предлагают три взгляда на творчество и личность Денисова: музыковедческий, исполнительский и композиторский и, соответственно, составляют три главы сборника.

Анализ творчества

В каждой из статей первой главы акцентируется внимание на отдельном аспекте творчества Денисова. Г.В. Григорьева рассматривает некоторые ранние сочинения, в том числе Скрипичную сонату 1963 года как опус, показательный для этого периода композитора, свидетельствующий о его стилевых ориентирах той эпохи и, в частности, о явном влиянии С.С. Прокофьева и Б. Бартока. В.В. Тарнопольский предлагает детальный анализ вокального цикла «Жизнь в красном цвете» (1973) на стихи Бориса Виана, помещая его в историко-эстетический контекст эпохи каждого из авторов. В.Н. Холопова обращается к вопросу о психологической роли публики в постижении музыкального произведения, а также к феномену внутренней активности слушателя.

«В Высоте небес. О музыке Эдисона Денисова»: к 85-летию со дня рождения (1929-1996): материалы научно-практической конференции / ред.-сост. Е.О. Купровская
Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. – 176 с., нот., ил. Тираж 300 экз.

Особое значение она придаёт паузам в музыкальном дискурсе, демонстрируя это на примере двух сочинений Э. В. Денисова и С. А. Губайдулиной. Французский музыковед и композитор П.-А. Кастане предлагает свой взгляд на Реквием Денисова в панораме европейской религиозной музыки XX–XXI веков.

Статьи Е.В. Бараш и Е.О. Купровской затрагивают сонорный аспект творчества композитора. Е.В. Бараш исследует закономерности использования тональных центров и трезвучий в музыке Денисова, опираясь преимущественно на примеры из его поздних сочинений. Е.О. Купровская раскрывает некоторые специфические черты тембрового и пространственного мышления композитора, уделяя особое внимание внемузыкальным факторам.

Денисов вчера и сегодня

Личность и деятельность Эдисона Денисова — композитора, педагога, организатора музыкальной жизни — неотделимы от эпохи, в которую он жил и работал. Во второй главе книги известные музыканты — исполнители музыки Денисова — делятся своими воспоминаниями о совместной работе с композитором, рассказывают о легендарных премьерах и о сложностях культурной ситуации в советскую эпоху. Таковы воспоминания И.И. Блажкова, А.Б. Любимова и Т.А. Алиханова.

В этом же разделе важное место уделено сегодняшнему исполнительскому подходу к музыке Денисова, так как музыка живёт именно благодаря своему звучанию — как на концертных площадках, так и в записях. Пианист и композитор И.Г. Соколов предлагает «заново осмыслить <…> творчество этого удивительного, еще совсем непознанного композитора» и высказывает на первый взгляд парадоксальную идею о том, что «музыку Денисова надо слушать глазами». Анализ М.Э. Дубова интересен тем, что не только раскрывает ключевые черты инструментального стиля Денисова, которые автор объединяет термином «словарь музыкальных жестов», но и может быть использован как методическое пособие в исполнительской работе над сочинениями композитора. Статья дирижера Д. Кавки ломает наши традиционные представления о французской исполнительской позиции как картезианской — то есть в первую очередь рациональной. Кавка постоянно апеллирует к сенсорным аспектам восприятия музыки — как исполнителей, так и слушателей, а также прибегает к широкому спектру внемузыкальных понятий для анализа и выражения своего подхода к денисовским произведениям.

Штрихи к портрету

В третьей главе слово предоставляется композиторам — членам Ассоциации современной музыки, ученикам Денисова, его соратникам по культурной и общественной деятельности. Они предлагают «штрихи к портрету» старшего коллеги, учителя, друга, которого они знали и любили. Таковы статьи Ю.С. Каспарова, А.К. Вустина, Ф.К. Караева. В.А. Екимовский акцентирует внимание на работе Денисова в качестве президента АСМ, а заметки Д.Ю. Капырина посвящены Мастеру — учителю композиции.

Интервью А.Б. Дубина с композиторами Ю.С. Каспаровым и В.Г. Тарнопольским органично вписывается в круг актуальных проблем творчества Денисова. Так, например, вопрос восприятия его музыки сегодня является одним из самых животрепещущих — как для исполнителей, так и для слушателей.

Несмотря на постоянный интерес к творчеству Денисова со стороны исполнителей, музыковедов, широкой публики, литература о композиторе остаётся весьма ограниченной. Укажем на два недавно появившихся издания во Франции, впервые на французском языке: сборник статей под редакцией автора этих строк, «Edison Denisov, compositeur de la lumière» (Paris: CDMC, 2011) и монографию: Kouprovskaia E. «Edison Denisov» (Château-Gontier, Ed. Aedam musicae, 2016).

Данное издание пополняет этот ряд, раскрывает новые грани личности и творчества Эдисона Денисова и становится очередным этапом на пути его изучения.

Екатерина Купровская