Последний из могикан

20 января 2014 в Болонье скончался Клаудио АББАДО, последний из великих дирижеров ХХ века
Последний из могикан

Его имя при жизни стало легендой, многие его интерпретации признаны эталонными. Начало его взлету положил Г. Караян: он восторженно отозвался о молодом Аббадо и пригласил его дирижировать в Зальцбург. Аббадо превзошел своего «крестного отца», став единственным дирижером в истории, который руководил всеми главными музыкальными институциями планеты: Ла Скала, Венской государственной оперой, Берлинским филармоническим оркестром, Зальцбургским фестивалем. Если к этому списку добавить Лондонский и Чикагский симфонический оркестры, возрожденный Люцернский фестиваль, несколько симфонических коллективов и фестивалей, организованных Аббадо в течение его полувековой карьеры, а главное — размах его репертуара, мощь и глубину интерпретаций, то становится ясен титанический масштаб этой личности.

Сообщение о смерти Аббадо стало главной мировой новостью, однако в России это известие не вошло даже в десятку топ-новостей информационных агентств.

Путь наверх

К. Аббадо родился 26 июня 1933 в Милане в семье известного скрипача М. Аббадо, который стал его первым педагогом. В юности посещал репетиции Тосканини и Фуртвенглера. Окончив Миланскую консерваторию им. Верди (классы фортепиано, композиции и дирижирования), Аббадо с 1955 учился у Х. Сваровского в Венской Академии музыки. Таким образом, с первых шагов он был связан не только с итальянской, но и с австро-немецкой музыкальной традицией.

Позже музыкант совершенствовался в Академии Киджи в Сиене.

В 1958 Аббадо выиграл конкурс дирижеров имени Кусевицкого в США, что позволило ему стажироваться в ряде оперных театров Италии. В 1963 победил на дирижерском конкурсе имени Митрополуса, в качестве награды 5 месяцев работал с Нью-йоркским филармоническим оркестром.

Ла Скала

В 1960 Аббадо впервые дирижировал в Ла Скала на концерте, посвященном 300-летию А. Скарлатти. Оперный дебют в миланском театре – мировая премьера оперы Д. Манцони «Атомная смерть» (1965, малая сцена). С 1966 регулярно выступал в спектаклях Ла Скала; в 1968 – 1986 Аббадо — музыкальный руководитель, в 1977 – 1979 — художественный руководитель театра. Важнейшие работы: «Капулетти и Монтекки»,«Лючия де Ламмермур», «Золушка», «Итальянка в Алжире», «Симон Бокканегра», «Макбет», «Дон Карлос», «Борис Годунов», «Лоэнгрин», «Кармен»,«Пеллеас и Мелизанда» (позже спектакль повторен в Венской опере и Ковент-Гардене). В 1982 Аббадо создал Филармонический оркестр Ла Скала, с которым провел серии концертов музыки Берга и Мусоргского.

В 1993 Аббадо выступил на миланской сцене с Берлинским филармоническим оркестром (сочинения Брамса и Р. Штрауса). Его последний концерт в Ла Скала состоялся 30 октября 2012. Филармонический оркестр Ла Скала и Оркестр Моцарта (Болонья) под его управлением совместно исполнили 6-ю симфонию Малера и 1-й фортепианный концерт Шопена (солист Д. Баренбойм).

Вена и Зальцбург

Австрия стала для Аббадо второй родиной, где он не только учился, но и добился высочайших творческих достижений в течение полувека.

В 1965 по приглашению Караяна дирижер провел на Зальцбургском фестивале первый концерт с Венскими филармониками, в 1968 дебютировал в оперной программе («Севильский цирюльник»), с тех пор появляясь там почти каждый год. Самые яркие постановки: «Электра», «Из мертвого дома», «Борис Годунов», «Воццек».

В 1994 – 2002 Аббадо руководил в Зальцбурге Пасхальным фестивалем, поставив «Электру» (оперный дебют российского режиссера Л. Додина), «Отелло», «Тристана и Изольду», «Фальстафа», «Парсифаля». По инициативе Аббадо на фестивале стали присуждать награды за композицию, живопись и литературу. Его последний концерт в Зальцбурге состоялся летом 2013, всего дирижер выступил там 101 раз!

В 1984 Аббадо дебютировал в Венской государственной опере («Симон Бокканегра»). В 1986 – 1991 Аббадо — художественный руководитель и главный дирижер театра. Лучшие постановки: «Бал-маскарад», «Воццек», «Путешествие в Реймс», «Хованщина», «Электра», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро»(Театр ан дер Вин). В 1988 в Театре «Ан дер Вин» Аббадо возродил забытую оперу Шуберта«Фьеррабрас».

Более 40 лет дирижер сотрудничал с Венским филармоническим оркестром, записав с ним все симфонии Бетховена, его ф-п. концерты (солист М. Поллини), клавирные концерты Моцарта (солисты Ф. Гульда, М. Ж. Пиреш), симфонии Брукнера, Малера, Чайковского, «Песни Гурре» Шенберга.

В 1987 Аббадо стал Генеральным директором музыки Вены.

Англия – Старая и Новая

В 1965 Аббадо впервые выступил в Англии с Халле-оркестром, в 1968 дебютировал «Дон Карлосом» в Ковент-Гардене и Метрополитен Опера (в этом театре он провел 6 спектаклей и больше не выступал). В Ковент-Гардене исполнял «Бал-маскарад», «Бориса Годунова» (авторская редакция, режиссер А. Тарковский).

В 1979 – 1988 Аббадо возглавлял Лондонский симфонический оркестр, исполнив с ним все оркестровые сочинения Равеля, симфонии и увертюры Мендельсона, произведения Стравинского, Мусоргского, Бизе, Гайдна, Берга, Вивальди (в том числе «Времена года» с солистом Г. Кремером), StabatMater Перголези, увертюры и оперы Россини, Реквием Верди, «Кармен» Бизе, клавирные концерты Моцарта (солист Р. Серкин), ф-п. концерты Рахманинова (солист Л. Берман), «Александра Невского» Прокофьева.

В 1982 – 1986 Аббадо — главный приглашенный дирижер Чикагского Симфонического оркестра. Наиболее заметные записи: все симфонии и другие оркестровые сочинения Чайковского, Фантастическая симфония Берлиоза, «Подпоручик Киже», «Скифская сюита» и скрипичные концерты Прокофьева (солист Ш. Минц).

Берлин

В 1966 Аббадо впервые встал за пульт Берлинского филармонического оркестра. После смерти Караяна оркестр выбрал его главным дирижером. Аббадо стал первым иностранцем во главе легендарного коллектива (1989 – 2002).

Репертуар Аббадо в Берлине: все симфонии и фортепианные концерты Бетховена (солист М. Поллини), Немецкий реквием, все симфонии и увертюры Брамса, сочинения Дворжака, Дебюсси, русская музыка – все симфонии Прокофьева, Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Рахманинов.

С Берлинскими филармониками дирижер исполнял также оперы, оратории, вокальную музыку: «Бориса Годунова», увертюры, Реквием и «Фальстафа» Верди, Реквием Моцарта, «Путешествие в Реймс», фрагменты из опер Вагнера, Сцены из «Фауста» Шумана.

В 2004 Аббадо снова дирижировал Берлинским филармоническим оркестром (6-я симфония Малера, премия «Лучшая запись года», британский журнал «Граммофон»).

Последняя декада

Уйдя из Берлинского филармонического оркестра, Аббадо сосредоточился на созданных им коллективах: Камерном оркестре Европы, Камерном оркестре Малера, Оркестре Моцарта (Болонья). Он также поддерживал Молодежный Оркестр Симона Боливара (Венесуэла), дал старт карьере Г. Дудамеля. Среди его последних оперных проектов – «Волшебная флейта», «Фиделио». Однако главным детищем последнего периода жизни Аббадо стал возрожденный им фестиваль в Люцерне.

Люцерн

Фестиваль был учрежден в 1938 Тосканини. Здесь выступали лучшие оркестры и дирижеры. Однако в 1990-х форум растерял авторитет. В 2000 Аббадо, уже объявивший об уходе из Берлина, поручил известному скрипачу М. Хефлигеру собрать новый фестивальный оркестр. Его основу составили музыканты Камерного оркестра Малера, к которым присоединились солисты Берлинских и Венских филармоников, участники «Хаген-квартета» и Квартета А. Берга, К. Блахер, Н. Гутман, С. Майер и члены ее ансамбля. Первый концерт нового коллектива состоялся в августе 2003 под управлением Аббадо, ставшего к тому времени руководителем фестиваля. В 2004 Аббадо пригласил в Люцерн Булеза возглавить фестивальную Академию.

По общему признанию, сочинения Бетховена, Моцарта, Дебюсси и особенно циклы симфоний Малера и Брукнера, исполненные Аббадо в Люцерне, обозначили новую планку исполнительского искусства.

Болезнь

В 2000 у Аббадо обнаружили рак желудка. Это вынудило дирижера покинуть Берлинских филармоников. В борьбе со страшной болезнью он проявил удивительное мужество, активно работая в течение 13 лет. Аббадо приходилось делать перерывы в дирижерской деятельности в 2007, затем в 2010: он отказался от выступлений в Ла Скала, куда собирался вернуться спустя 24 года. Тогда же Аббадо пришлось отменить драгоценные для него концерты к 150-летию Малера. Все больше времени он проводил в своем имении на Сардинии, где вырастил своими руками более 9000 деревьев. Однако дирижер неизменно возвращался на сцену. Осенью 2011 он все же выступил в Ла Скала, год спустя дал незабываемый концерт в Москве.

Последний концерт Аббадо прошел в Люцерне 26 августа 2013. Его духовным завещанием стала 9-я симфония Брукнера.

Универсум

Репертуар Аббадо почти безбрежен, простираясь от Вивальди, Перголези и Баха до Штокхаузена, Куртага и Пендерецкого, а музыкальные интересы поистине всеохватны. Помимо десятков оперных постановок, в репертуаре Аббадо-симфониста – полное собрание оркестровых произведений Бетховена, Малера, Мендельсона, Шуберта, Равеля, Чайковского; симфонии Моцарта; Брукнера, Прокофьева, симфонии и концерты Брамса, сочинения Мусоргского, Дворжака, Р. Штрауса, Шостаковича. Он исполнял «Страсти по Матфею» Баха, «Глорию» Вивальди, StabatMaterПерголези, Большую мессу до минор и Реквием Моцарта, мессы Шуберта, Реквием Верди, Немецкий Реквием Брамса, «Александра Невского» Прокофьева. В последний период творчества Аббадо обратился к аутентизму, в частности, записал в этой манере Бранденбургские концерты Баха с Оркестром Моцарта.

К новым берегам!

Аббадо пропагандировал музыку ХХ века (Шенберг, Берг, Веберн, Яначек, Равель, Хиндемит, Барток, Прокофьев, Стравинский), сочинения своих современников (Берио, Ноно, Штокхаузен, Булез, Куртаг, Такемицу, Ксенакис, Лигети, Пендерецкий, Бенджамин, Рим, Манцони и др.). Он исполнил немало мировых премьер. Бескомпромиссно отстаивая свои убеждения, он нередко повторял новые произведения, если публика слушала их невнимательно или воспринимала в штыки.

Подвижник

Аббадо — организатор ряда заметных фестивалей: «Малер, Вена и XX век» (Лондон, 1985), «Вин модерн» (Вена, 1988), который позже включил другие виды искусства; «Берлинские встречи» (1992, совместно с Н. Гутман), где молодые музыканты играли вместе со звездами.

В 1991 дирижер учредил Международный конкурс композиторов в Вене.

Помимо Филармонического оркестра Ла Скала и оркестра Люцернского фестиваля, Аббадо основал Молодежный оркестр Европейского Сообщества (1978), Камерный оркестр Европы (1981), Молодежный оркестр имени Г. Малера (1986; помимо Аббадо с этим оркестром сотрудничали Булез, Янсонс, Хайтинк), Камерный оркестр Малера (1997), в который вошла часть музыкантов Молодежного оркестра имени Г. Малера, Оркестр Моцарта в Болонье (2004), с которым записал множество моцартовских концертов, его поздние симфонии, Бранденбургские концерты Баха, произведения Перголези (2010, к 300-летию композитора).

Малер

Музыка Малера была главной любовью Аббадо. Он многократно записывал симфонии австрийского гения с разными оркестрами: Чикагским симфоническим, Венским филармоническим, Берлинским филармоническим, Молодежным оркестром имени Г. Малера. Вершин своей малеровской эпопеи Аббадо достиг в Люцерне, где исполнил весь симфонический цикл, кроме 8-й (он должен был играть ее в августе 2012, но в последний момент отказался из-за проблем со здоровьем). К шедеврам Малера дирижер возвращался на фестивале в разные годы, открывая в них новые непостижимые глубины.

Почерк

Волевой дирижерский почерк, широкие плавные жесты Аббадо напоминали его «крестного отца» Караяна. Отсутствие внешних эффектов, сдержанность и концентрация сближали итальянского дирижера с Мравинским. Аббадо всегда дирижировал наизусть, считая это обязательным условием контакта с оркестром.

По словам Аббадо, диктаторские манеры Тосканини по отношению к музыкантам оскорбляли его, и он решил взять за образец Б. Вальтера. Интеллигентность, аристократизм, дружелюбие и уважительность Аббадо стали легендой.

« Клаудио — не из тех, кто командует или строго руководит. Он ведет оркестр изнутри. Потому его самый гениальный жест – для легато, плавного голосоведения » (А. Карбонаре, музыкант Симфонического оркестра Люцернского фестиваля).

Большинство интерпретаций Аббадо признано шедеврами. Это касается опер (прежде всего итальянских гениев: Россини, Беллини, Доницетти), оркестровых сочинений – опусов Шуберта, Мендельсона, Брамса, Равеля; произведений русской школы – Мусоргского, Прокофьева, Стравинского. Но даже на этом фоне выделяются симфонии Малера и Брукнера. Идеальное чувство формы и драматургии, совершенство звучания, максимальное погружение в мир автора – благодаря этим качествам трактовки Аббадо останутся в истории.

Признание

Среди наград Аббадо — ордена Италии, Франции, Германии, Австрии, Золотые медали Венского филармонического оркестра и Лондонского Королевского филармонического общества, премии Э. фон Сименса, Г. Вольфа, Японской ассоциации искусств, пост пожизненного сенатора Италии.

По результатам опроса британского журналом BBC Music Magazine (ноябрь 2010) Аббадо занял 3-е место среди выдающихся дирижеров всех времен, на одну строчку опередив Караяна (1-е место занял К. Кляйбер, 2-е – Л. Бернстайн). Позади Аббадо оказались такие титаны, как Фуртвенглер, Тосканини, Мравинский.

Аббадо был 21 раз номинирован на премию Grammyи дважды становился лауреатом (1997, запись Камерной музыки № 1 Хиндемита; 2005, запись концертов Бетховена № 2 и 3 для ф-п. с оркестром, солистка М. Аргерих). В активе Аббадо другие почетные призы: Diapasond’Or, GrandPrixInternationalduDisque, Orphéed’Or, ICMA.

Русская сага

«Моя карьера началась с исполнения оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Этого композитора я играю с большим удовольствием. Недавно в Ла Скала прошел фестиваль Прокофьева, где звучали все его оперы. Список российских музыкантов, с которыми мне довелось выступать, очень велик. Я играл с Эмилем Гилельсом и Давидом Ойстрахом, со Славой Ростроповичем и Наталией Гутман. Всех перечислить невозможно. Незабываемы встречи с Еленой Образцовой. С ней мы записали много пластинок: оперы Верди «Бал-маскарад», «Аида», «Дон Карлос» и его Реквием. Я собираюсь записать авторскую редакцию оперы Мусоргского «Борис Годунов» (К. Аббадо, пресс-конференция в Москве, 1991).

«Когда мне было три-четыре года, я слушал старенький диск на 78 оборотов с записью сцены из «Бориса Годунова» в исполнении Шаляпина. С тех пор у меня была мечта – продирижировать этой оперой. Мне это удалось спустя несколько десятилетий. Я хочу исполнить все сочинения Мусоргского. Он создал свой музыкальный мир, у него был редкий вкус и фантазия» (К. Аббадо, пресс-конференция в Петербурге, 1993).

Российская эпопея Аббадо началась в 1974, когда с труппой Ла Скала он впервые гастролировал в СССР («Золушка», «Симон Бокканегра», «Аида», Реквием Верди). В 1975 дирижер вместе с режиссером Ю. Любимовыми художником Д. Боровским осуществил в театре «Лирик» (Милан) мировую премьеру оперы Л. Ноно «Под яростным солнцем любви».

Аббадо приезжал с Берлинскими филармониками в Москву (декабрь 1991; октябрь 1999) и в Петербург (декабрь 1991; май 1996, Мариинский театр, концерт ко дню рождения оркестра).

В декабре 1991 в Москве и Петербурге под управлением Аббадо прошли объединенные концерты основанных им коллективов: Молодежного оркестра Европейского Сообщества и Молодежного оркестра имени Г. Малера (солисты В. Муллова и Е. Кисин). Затем Аббадо еще три раза выступал с Молодежным оркестром имени Малера в Петербурге: летом 1993 (в числе других сочинений – «Песни и пляски смерти» Мусоргского, солист Д. Хворостовский); в августе 1995 (произведения Бетховена и Брукнера), в апреле 2004 (2 последних опуса Малера: «Прощание» из «Песни о Земле», 9-я симфония).С 1993 в составе этого оркестра выступали молодые музыканты из России.

Последний концерт Аббадо в России состоялся 19 сентября 2012 в Москве. С Симфоническим оркестром Люцернского фестиваля он исполнил Концерт Моцарта № 17 для фортепиано с оркестром (солистка М.Ж. Пиреш) и 1-ю симфонию Брукнера.

На протяжении всей жизни Аббадо играл русскую музыку, которую любил и понимал. Одним из его последних проектов стала программа «Оркестр Моцарта встречается с русским кино». В 2011 в Академии Санта-Чечилия в Риме под кадры из фильма Козинцева «Король Лир» оркестр под управлением Аббадо исполнил музыку Шостаковича к этой картине. В дальнейшем планировалось соединить исполнение музыки Прокофьева к «Александру Невскому» и «Ивану Грозному» Эйзенштейна с показом этих лент.

Аббадо работал с десятками российских музыкантов – помимо названных выше Гилельса, Ойстраха, Ростроповича, Бермана, Образцовой, Гутман, Кисина, Хворостовского, Кремера напомним о русских солистах его оперных постановок, о диске А. Нетребко «SempreLibera» (2004, Камерный оркестр Малера).

Русская сага Аббадо имела и личное измерение. В течение 4-х лет в период жизни в Вене в конце 80-х его женой была известная скрипачка В. Муллова, победительница VIIконкурса имени Чайковского, оставшаяся на Западе в 1983. Муллова и Аббадо вместе выступали в Москве в декабре 1991, в 1992 гастролировали с Берлинским филармоническим оркестром в Японии, где записали скрипичный концерт Брамса. Этот диск имел большой успех.

В 1991 у Мулловой и Аббадо родился сын – Миша. Он закончил музыкальный факультет Кембриджского университета по классу валторны и поступил в Королевскую академию музыки, где изучает композицию и осваивает контрабас. Миша успешно выступает с собственным джазовым квинтетом, где он играет на басу, и носит двойную фамилию: Муллов-Аббадо.

Память

Церемония прощания с маэстро прошла в базилике Санто Стефано в Болонье 21 января 2014. Семья попросила исполнить желание Аббадо и принести вместо цветов пожертвования Центру гематологии, онкологии и педиатрии Болоньи.

В Австрии уход дирижера восприняли как национальную трагедию. Телерадиокомпания ORF изменила программу, в течение нескольких дней транслируя его записи. На здании Венской оперы 20 января, в день смерти маэстро, был вывешен траурный флаг. 23 января 2014 театр посвятил памяти дирижера спектакль «Борис Годунов». В партии Юродивого дебютировал молодой артист из России П. Колгатин, роль Бориса исполнил прославленный Ф. Фурланетто.

22 января в Соборе Парижской Богоматери симфонический оркестр Венесуэлы имени С. Боливара, Симфонический оркестр и хор Радио Франции под управлением Г. Дудамеля исполнили в память об Аббадо Реквием Берлиоза. Концерт транслировался на Интернет-портале ARTELiveWeb.

27 января филармонический оркестр театра Ла Скала под управлением Д. Баренбойма провел специальный концерт памяти Аббадо, исполнив Похоронный марш из 3-й симфонии Бетховена.Оркестр играл в пустом зале, выступление транслировалось он-лайн на площади перед театром, на сайте Ла Скала и его канале в сервисе YouTube.

Об утрате

         «Клаудио Аббадо был исключительным музыкантом и человеком. Его любовь к музыке и неутолимое стремление к познанию вдохновляли нас и формировали наше музыкальное творчество с самых первых концертов под его руководством. Мы гордимся, что он был нашим главным дирижером и является частью нашего музыкального наследия» (Берлинский филармонический оркестр).

«Мы в Зальцбурге прощаемся с музыкантом, который на протяжении десятилетий дарил нашей публике необыкновенные переживания» (Х. Рабль-Штадлер, президент Зальцбургского фестиваля).

 «Маэстро Аббадо – наш великий современник, бескомпромиссный и требовательный музыкант, учитель для сотен начинающих артистов, которые работали под его руководством, дирижер, оставивший нам в записях высокие образцы своей работы. Маэстро Аббадо принадлежит к тем творцам, которые, по словам Бодлера, подобны “маякам для застигнутых бурей пловцов”» (В. Гергиев, коллектив Мариинского театра).

«Ушел выдающийся артист, на протяжении многих десятилетий являвший собой один из недосягаемых образцов музыканта и дирижера. Санкт-Петербургская филармония навечно сохранит в памяти его концерты, которые даровали российской публике несравненную радость живого общения с этим великим человеком и его вдохновенным искусством» (Ю. Темирканов).

«Он был пионером, который на протяжении всей своей карьеры работал с молодыми музыкантами, оказывал им неустанно поддержку и помощь» (Д. Баренбойм).

 «Со смертью Клаудио Аббадо завершилась целая эпоха. Он был настоящим титаном, в том числе внес неоценимый вклад в исполнение новой музыки. В течение 10 лет я имел возможность восхищаться его концертами с Берлинским филармоническим оркестром. Его работа с Оркестром Люцернского фестиваля и Оркестром Моцарта установила новые стандарты качества звучания симфонического оркестра. В будущем появятся новые великие музыканты, но никто не сможет занять место Аббадо» (В. Юровский).

«Работа с К. Аббадо – целая эра в истории нашего оркестра. С 1965 по 1997 мы провели вместе более 500 выступлений, не считая множества записей. Его преданность искусству, вклад в современную музыку, поддержка молодых музыкантов, деликатность и стремление к высочайшему качеству исполнения – главные черты его непревзойденной творческой личности. Аббадо подарил нам яркие и незабываемые мгновения, которые мы всегда будем помнить с безмерной благодарностью» (Венский филармонический оркестр).

Материалы по теме