Почему Илья Резник, Максим Фадеев, Алексей Рыбников вышли из авторского общества?

Почему Илья Резник, Максим Фадеев, Алексей Рыбников вышли из авторского общества?
Ирина Романова и Илья Резник, 2015. Фото из личного архива.

Недавно Ирина Романова, жена известного поэта, народного артиста России Ильи Резника написала пост в Facebook . Даже не пост — крик души. Поводом послужило дорожно-транспортное происшествие, в которое попал Илья Рахмиэлевич. Мы процитируем ее слова.

«Я никогда не разрешала снимать близко автомобиль (Ниссан Пайтфандер 2007 года выпуска — Ред.), на котором ездит мой муж. Было стыдно, что Илье Резнику приходится закрашивать ржавчину черным фломастером, когда нужно ехать в Кремль и выступать на благотворительном концерте. На новое авто денег нет. И у кого?! У поэта, который сочинил более двух с половиной тысяч песен. Его «Яблони в цвету», «Кабриолет», «Маэстро», «Еще не вечер», «Старинные часы», «Вернисаж», «Странник» хотя и были написаны более 30 лет назад, но до сих пор звучат не только в концертах исполнителей, которых он «родил» и сделал знаменитыми, но и на всех радиостанциях и телеканалах России и стран СНГ. По идее, такой классик песенной поэзии должен быть богатейшим человеком в стране. Но, к сожалению, это далеко от действительности.

Зато, как мы недавно узнали, в том числе из СМИ, генеральный директор российского авторского общества Сергей Федотов приобрел старинный замок в Шотландии стоимостью в 1 миллион фунтов стерлингов. Кроме замка, ему принадлежит квартира в центре Лондона стоимостью в 5,7 млн фунтов, несколько особняков в Англии. Как говорят, и в России мать и сын Федотовы год назад приобрели дома на знаменитой Рублёвке, общей суммой 25 млн евро. Как сообщали в прессе, один только перелет заграницу Федотова вместе с мамой Верой Владимировной, которая является его первым замом в РАО, стоит 30-40 тысяч евро. Это стоимость чартерного рейса на двоих. Для меня эта цифра символическая. 30-40 тысяч ежемесячно получал в РАО мой муж. Но только не в евро, а в рублях. А теперь ничего не получает, поскольку вышел из этой организации, написав о сложившейся ситуации премьер-министру Дмитрию Медведеву открытое письмо. При этом представители РАО и сам Федотов, сообщают в СМИ, что Резнику начисляли по 1 миллиону рублей в год. Но забывает уточнить, что из этой суммы около 60% уходило в подоходный налог и на комиссионные РАО, хотя подоходный — 13%, а комиссионные — 25%. Наверное, к Илье Рахмиэлевичу было особое отношение. Почему посторонние люди жируют на деньги творцов? Мы знаем известных поэтов и музыкантов, которые умирали в нищете и страданиях. Илья Рахмиэлевич лично помогал Римме Казаковой, ежемесячно давая ей деньги на лекарства.

Мы пытались разобраться в распределении средств в РАО. Но это китайская грамота. Сложная схема, которая позволяет небольшой группе лиц зарабатывать на чужом таланте и творчестве. По идее РАО должно охранять авторские права – собирать отчисления от исполнения музыки, стихов, проката фильмов и т. д. И перечислять их авторам. На деле все не так просто….»

Нищенское пособие для гениев

Оказалось, что история с Резником — не единичный случай.

На сайте РАО есть список авторов, исключивших свои произведения из управления авторского общества. Из известных людей, помимо Резника, в этом списке Раймонд Паулс, Максим Фадеев. Еще раньше покинули РАО Стас Намин, Алексей Рыбников.

Почему творцы забирают свой репертуар?

— Если бы вы знали, какое нищенское пособие выплачивает мне РАО, — дал емкий ответ один из самых успешных музыкальных российских продюсеров, композитор Максим Фадеев. — Мои песни попадают в мировые чарты, звучат в Америке, в Европе, в Азии… Так вот, для примера, на Западе только одна моя песня «Ми-ми-ми» группы «Серебро» за месяц принесла мне больший доход, чем все, что мне выплатило РАО за 30 лет (!) творческой работы за весь мой каталог. А это более 400 песен! Я был в шоке. Естественно возник вопрос: где деньги, Зин?

— Возможно, российское авторское общество не может платить столько, сколько платят авторам в Германии, Японии, США…

— В советские времена, когда вместо РАО было Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), композитор, написавший хотя бы одну популярную песню, был обеспеченный человек. Я слышал такую историю: в союзе композиторов обсуждали Александра Зацепина, мол, тот за три месяца получил 100 тысяч рублей гонорара? «Мы пишем симфонии, а Зацепин — легкие песенки и музыку для кино, а такие деньжищи заколачивает», — возмущались классики. Когда эти разговоры дошли до Зацепина, он даже оскорбился: «Вранье! Я получил не 100 тысяч, а 200 тысяч!». По советским временам это были бешеные деньги. 5 тысяч рублей стоили дефицитные «Жигули», а 10 тысяч — недоступная для народа «Волга». У моего отца, педагога, композитора и заслуженного деятеля искусств была зарплата 100 рублей в месяц.

— Почему возмущаются РАО не все, а только некоторые авторы?

— Есть авторы, которые входят в авторский Совет РАО. Это, как правило, очень известные и авторитетные люди, знаковые композиторы и поэты, которые в нужный момент могут подписать письмо в защиту, их именем можно прикрыться. У меня есть предположение, что их авторские вознаграждения другие. Вообще система распределения денег в РАО непрозрачна. Но я не стал выяснять причины. Просто решил отозвать свой репертуар. Более того собираюсь отозвать свои песни с радиостанций. Не хочу, чтобы на мне зарабатывал непонятные дяди и тети, которые перераспределяют по своей воле мои деньги, мне же выплачивают копейки. Буду сам защищать интеллектуальную собственность. Если радио захочет со мной работать, оно будет заключать договор напрямую, минуя посредников и агентов.

Похожие претензии к РАО высказал и другой известный композитор — Алексей Рыбников.

— РАО выплачивает авторские, которые не соответствуют действительности, — признался нам Алексей Львович. — Раньше в РАО я получал гонорар за все мои произведения, которые исполнялись в России, в том числе — за «Юнону и Авось» в Ленкоме. Но потом заключил договор с Ленкомом напрямую. Вообразите, что авторские отчисления от Ленкома были намного больше суммы, которую перечисляло мне РАО, делая сборы по России, включая Ленком и все остальные театры. После этого я сразу стал заключать договоры с театрами напрямую.

Даже заставка к телепрограмме приносит доход

Из чего же складываются доходы РАО и есть ли лазейки для злоупотреблений.

Половину доходов приносит так называемое публичное исполнение — театры, концерты. С каждого концерта, спектакля в общество поступает 5% от общего сбора. Больше всех получают драматурги, композиторы, сценографы, балетмейстеры, даже переводчики иностранных пьес. Несколько лет назад по числу постановок в театрах следом за Чеховым шел популярный английский драматург Рэй Куни. Этому был очень рад его российский переводчик. Хорошо зарабатывают композиторы, особенно те, что пишут музыку для кино. Не обижены классики телевидением, где их музыка звучит в заставках, как, например, фрагмент знаменитой сюиты Свиридова в заставке программы «Время». Всего-то несколько секунд, но изо дня в день набегает приличная сумма.

Самые высокие доходы у поэтов и композиторов-песенников. И у великих классиков, вроде Шостаковича, Хачатуряна, Шнитке… Но их наследники давно прописали свои права в западных авторских обществах . Там и сборы больше, несмотря на высокие налоги.

Так возможны ли манипуляции с распределением авторского вознаграждения?

— Не берусь утверждать, но, думаю, что возможны, — сообщил наш источник, знакомый с кухней РАО. — Независимого контроля за этим процессом не существует. Можно, к примеру, по указанию зарегистрировать директора театра или другого «нужного» человека в качестве, предположим, поэта-песенника и зачислять на его счет в ручном режиме часть гонорара реального драматурга или композитора. В этом случае директор лично заинтересован в авторских отчислениях в РАО.

Так же в ручном режиме можно подправить данные о длительности звучания произведений «избранного» автора на радио или ТВ. И тогда законные деньги одного автора можно легко заплатить другому и так далее. Официально все распределение в РАО делается как бы автоматически на компьютере. Весь вопрос только в том, что ввести в программу в качестве исходных данных. А этим пока занимаются люди.

Много странностей в так называемом «рейтинговом» распределении платежей от радиостанций. Деньги от радио поступают в общий котел и уже оттуда распределяются между авторами согласно частоте звучания песен. По этому рейтингу выбирают, например, первую сотню авторов, на которых делятся все поступившие вознаграждения, остальные творцы отдыхают. Так же делается и на Западе, но никому в голову не придет передвигать авторов в этом рейтинге. Кому-то рейтинг можно поднять, а кому-то занизить в ручном управлении. Конечно, РАО пока технически не может отследить все исполнения произведений конкретного автора на каждой радиостанции России, но многие авторы, не зная этих тонкостей, частенько обижаются, что их не заметили.

Но если автор популярен, а тем более входит, или имеет друга в Авторском совете РАО или Ревизионной комиссии, или просто вхож к руководству РАО, то у него с авторскими отчислениями все в полном порядке. Уже давно сложился «золотой» круг успешных авторов, ежемесячно получающих от РАО более миллиона рублей. Их не так много, но их общественный вес часто используется руководством для решения своих задач. Эти авторы, чьи имена нельзя оглашать без их разрешения, в основном популярные композиторы — песенники, авторы музыки для кино и ТВ, хореографы с мировым именем… Они честно зарабатывают свои деньги и не особо вникают в проблемы РАО.

P.S. РАО — авторская организация и, конечно, вопрос распределения вознаграждения должен решаться самими творцами, а не через СМИ. Но как нам кажется, давно пора бы самим авторам добиться независимой аудиторской проверки, чтобы получить ответы на все вопросы, в которых мы пытались разобраться.

Кстати

Мы подумали, что история с гонораром Александра Зацепина, которую нам рассказал Максим Фадеев, — из серии советских анекдотов, профессиональных баек. Но знающие люди подтвердили, что такое могло быть. Один из популярнейших композиторов советской поры и автор собственных песен (он, кстати, до сих пор очень популярен), чьи песни каждый вечер гремели в ресторанах по всей стране, получал сотни тысяч рублей в год. Эта информация дошла до ЦК партии. Но когда увидели, что все выплаты были сделаны честно, по закону, от успешного музыканта отстали. Тогда авторские права никто не нарушал.