Первые на Первом: Новосибирский оркестр под управлением Арнольда Каца на фестивале оркестров мира

Первые на Первом: Новосибирский оркестр под управлением Арнольда Каца на фестивале оркестров мира

Материал опубликован в газете «Музыкальное обозрение», 2006, № 7–8 (271–272)

В июне 2006 Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Арнольда Каца выступил в Москве, в Колонном зале Дома союзов на Первом Фестивале симфонических оркестров мира.

Коллектив из Новосибирск был первым российским оркестром, удостоившимся честь выступить на этом форуме, который во второй половине 2000-х был главным событием оркестровой жизни России, к участию в котором приглашались лучшие оркестры и дирижеры. В числе участников в 2006 — Израильский филармонический оркестр с Зубином Метой, итальянский Симфонический оркестр Артуро Тосканини с Лорином Маазелем, лондонский Оркестр «Академия Святого Мартина в Полях» с Клаусом Петером Флором и Филармонический оркестр Радио Франции с Мюнг-Вун Чунгом.

Вот как писало «Музыкальное обозрение» о концерте Новосибирского оркестра:

«Наконец, кульминация президентского благоволения фестивалю ­– присутствие В.В. Путина на концерте Новосибирского академического симфонического оркестра. Символично, что для визита Президент выбрал концерт единственного российского участника фестиваля.

…Власть завораживает: сама себя — владением этой властью. Визит президента был четко срежиссирован. На сцену вышел оркестр, сел. В зал вошел В. Путин, сел. На сцену вышел дирижер — Арнольд Кац. Зазвучала Пятая симфония Чайковского.

Интересно, о чем думал Президент? Завораживающая картина: Главный управленец страны смотрит, как другой управляет оркестром. «Вот бы и мне так, — думает сидящий в зале. — Махнул рукой — стало тише, махнул — громче, еще раз махнул — замолчали». Но — маленькая деталь: оркестранты играют по партитуре, написанной гениями. И учились 17 лет в школах — училищах — консерваториях и продолжают учиться всю жизнь…

После концерта В. Путин пообщался с Арнольдом Кацем и музыкантами оркестра: поблагодарил за прекрасное выступление, отметил «красивую» сдержанную манеру дирижирования» маэстро. «Она впечатляет», — добавил Президент. Арнольд Кац, в свою очередь, вспомнил слова Римского-Корсакова о том, что «профессия дирижера — темное дело». И провел шутливую параллель: «А вообще дирижер — это как президент: пришел на Совет, дал совет и все в порядке». Беседа продолжилась за бокалом шампанского. В ней также приняли участие Юрий Лаптев, Михаил Швыдкой, Юрий Башмет, Александра Пахмутова и Николай Добронравов.

Арнольд Кац и его оркестр

Участие именно Новосибирского оркестра в фестивале Юрий Лаптев (с 2004 по 2012 советник президента по культуре — ред.) объяснил так: «Этот фестиваль — приношение России к празднику. В Москве много прекрасных оркестров, но Новосибирский недавно отмечал свое 50-летие, и все полвека он пропагандировал классическую музыку на огромной территории, далекой от Москвы». Он подчеркнул, что московские оркестры могут внести свой вклад в празднование Дня России самостоятельно, а на фестиваль приглашен один из тех оркестров, который достоин играть в столице чаще.

По слухам, Новосибирский оркестр выбрал сам Президент. Впрочем, можно только согласиться с таким выбором: оркестр, входящий в тройку лучших нестоличных коллективов (Новосибирск, Екатеринбург, Казань); оркестр, заслуживающий полное право быть в той «великолепной пятерке», которая собралась на фестивале в Москве.

Москва увидела один из самых громких триумфов Новосибирского оркестра и Арнольда Каца, а за кадром остались 50 лет. И лишь один маэстро знает, какие перипетии переживал его коллектив, как сложно было выживать в эти пол века, какими хитростями приходилось «выбивать» доплаты и квартиры… В финале концерта на «бис» прозвучал знаменитый Гавот из Классической симфонии Прокофьева. Прозвучал без дирижера. А в лукавом взгляде маэстро Каца можно было прочитать: «Конечно, они могут и без меня. Но потому, что я это создал»…

«Музыкальное обозрение», 2006, № 7–8 (271–272)