Андрей Устинов. Территория музыки. Inventions

Андрей Устинов. Территория музыки. Inventions

В мае 2007 на ХХ Собиновском музыкальном фестивале в Саратове, в театре оперы и балета прошла выставка работ Андрея Устинова: инсталляции, коллажи, фотографии, арт-объекты, перформансы.

В те годы Собиновский фестиваль был одним из самых ярких и интересных музыкальных событий в России, а сотрудничество «МО» с театром и его руководителями — директором Ильей Кияненко и художественным руководителем Юрием Кочневым — переживало пору расцвета.

«Предложил стены украсить, а дали дом построить и пустили в него жить.

Андрей Устинов. Территория музыки. Inventions. Каталог выставки.
Саратов, издательство Саратовского государственного социально-экономического университета. – 130 с., илл., DVD-диск. Тираж 700

Так что 13 моих объектов-инсталляций, разнообразных «артов» (видео-арт, аква-арт, зоо-арт и т.п.) в том числе музыка, сопровождавшая гостей Дома; 55 листов, выполненных в техниках коллажа, фото-инсталляций, компьютерного монтажа, заполнили закоулки, лестничные пролеты и площадь фойе IV яруса Саратовского оперного театра. Выше — только звезды. А за дверями фойе зрительный зал, внизу — таинства сцены и спектакля…

В таком взаимодействии казалось, что все вокруг и мы — часть какой-то планетарной выставки или вселенского театра.

Каждый объект обживал и создавал свое пространство:

– где притяжение везде (слева, справа, сзади, впереди), но только не под ногами (стулья с пультами);

– где тупики возносят или преодолены, прострелены устремленностью флейт;

– где противоборствуют в согласии два разнонаправленных притяжения (пульты с красными лентами);

– где земля глубоко под ногами, а предметы объекта с мертвой тяжестью свисают над пропастью;

– где брусья, как атланты, подпирают или распирают пространство;

– где свобода и вечность воды останавливают время и превращают настоящее в прошлое;

– где — то ли в тоннеле, то ли в невесомости — открывается и исчезает живое и бесконечное…

Одна из идей экспозиции — быстротечность, краткость, временность жизни и бытия.

Тысячи, миллионы потоков — искусство, история, жизни, судьбы — проходят рядом с нами, сквозь нас, я хотел ухватить какие-то из них, связывая, искривить их траекторию, чтобы показать с непривычной точки зрения и задержать вас в этом деформированном пространстве на время. Да, собственно, театр этим занимается всегда.

Я специально не давал имен и названий ни объектам, ни листам. Слово конкретизирует и сокращает многозначность смыслов, тормозит полифоничность мышления.

Хотя была идея озаглавить объекты — «Пролетим?», «Вскарабкаемся!», «Посидим», «Послушаем?», «Похлопаем», «Потанцуем», «Поплаваем» или «Не думай» или «Без названия». Лучший ли год из моих 48 лет? Лучшие ли дни моего 48 года? Без сомнения, счастливые дни я провел в Саратове в мае 2007. Отцы моего творческого счастья — Илья Кияненко, Юрий Кочнев и Владимир Динес.

Саратовская экспозиция «Территория музыки» и перформанс «L`ultima passione» сочинялись и создавались почти три месяца (и всю жизнь). Последние 7 дней перед открытием над строительством и монтажом объектов трудилось более 60 человек, представлявших почти все службы театра и симфонический оркестр.

Здесь все получалось, потому что впереди шел человек — Божья сила — Илия, — решая, разрешая, прикрывая, допуская, доставая, снимая, открывая… — покровитель — он был как воздух, на который птица опирается в полете — и складывалось, соединялось, находилось, строилось, создавалось, превращалось, творилось, летелось — так, будто это сошедшее свыше благо и есть естественный ход жизни.

С ним были, шли люди и, как бы стекаясь к нашему потоку, озарив, одарив вниманием, соучастием, приятием, вместе творили, словно этот будничный труд — праздник где-то на небесах счастья.

31 мая выставка была демонтирована, большинство объектов, созданных в пространствах Cаратовского театра, исчезли и нигде не могут быть повторены точно в том же виде…

Этот альбом — подарок Владимира Динеса — единственный хранитель моего саратовского действа» (Андрей Устинов).

Во вступительном слове к альбому художественный руководитель Собиновского фестиваля Ю. Кочнев написал:

«Устинов не просто художник — это человек, мыслящий концепционно. В полной мере Устинов-художник раскрылся для меня на ХХ Собиновском музыкальном фестивале в Саратове. Выставка в фойе театра в сочетании с действенной акцией перед зданием театра в день открытия музыкального форума продемонстрировала редкий сплав индивидуальных качеств автора.

Тема творчества Устинова-художника — восприятие и переживание противоречий окружающего мира в пластических образах нервами и чувствами музыкально сформированной личностью. Это фигуративное выражение музыкально пережитых коллизий сегодняшней российской действительности. Их невозможно выразить в логических понятиях, и поэтому они воплощены в ирреальных, не поддающихся рациональному анализу кинетических формах. <…> Обычные вещи, поставленные в непривычные комбинации, начинают говорить с вами загадочным языком необъяснимых намеков. Все это освобождает вас от стереотипного мышления, и вы проникаетесь нервным пульсом противоречий сегодняшний жизни».

«Андрей неординарный, творческий человек, и когда он предложил перформанс на площади рядом с театром, мы несколько насторожились. Это был рискованный шаг. Но театр должен идти на риск., и мы не хотели останавливать творческий порыв — уж слишком автор был увлечен убедителен и азартен. И, думаю, не ошиблись. Действо вызвало противоречивые мнения — от обвинения в акте вандализма до разговоров о судьбах российской культуры и творческой личности. <…> И выставка, и перформанс вошли в историю нашего фестиваля и музыкальной жизни Саратова яркой, сильной, эффектной, запоминающейся страницей», такой отзыв оставил директор фестиваля Илья Кияненко. Был издан каталог «Территория музыки. Inventions», при поддержке ректора Саратовского государственного социально-экономического университета Владимира Динеса.

В каталоге представлены экспонаты (арт-объекты) выставки, в том числе 26 коллажей первых полос «МО» разных лет. Факсимильные записи из книги отзывов: от восторженных откликов до обсценной лексики. Отзывы прессы. Перформанс “L’ultima passione”, состоявшийся на площади около театра оперы и балета.

Репортаж с выставки, интервью с А. Устиновым, видео-арт «Аплодисменты», объект «Балет», перформанс “L’ultima passione” можно увидеть на DVD-диске, приложении к каталогу «Территория музыки. Inventions».

Андрей УСТИНОВ (1959) Музыкальный и общественный деятель, музыковед, художник, журналист, критик, издатель, продюсер.

Один из основателей (1989) и с 1991 главный редактор газеты «Музыкальное обозрение».

Инициатор, художественный руководитель, куратор, арт-директор, автор более 100 концертных, фестивальных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, музыкально-информационных форумов во многих городах и регионах России.

Лауреат премии СКР им. Д.Д. Шостаковича. Заслуженный деятель искусств РФ.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях