Первая русская опера «Цефал и Прокрис» — на Новой сцене Большого театра

Первая русская опера «Цефал и Прокрис» — на Новой сцене Большого театра
Фото Виктор Немтинов

Возрожденный шедевр эпохи барокко — опера «Цефал и Прокрис» впервые в полном варианте была показана 4 октября 2016 г. в Эрмитажном театре (Санкт-Петербург) в рамках XIX Международного фестиваля EARLYMUSIC. Исполненный ансамблем «Солисты Екатерины Великой», спектакль этот воссоздал уникальное представление — первую оперу на оригинальный русский текст, показанную при дворе императрицы Елизаветы Петровны в 1755 г. Музыка принадлежала перу неаполитанского композитора Франческо Арайи, находящегося на русской службе (с постановки его оперы «Сила любви и ненависти» в 1736 г. в Зимнем дворце начинается история оперы в России, и нынешний фестиваль как раз отмечал ее 280-летие). Либретто сочинено Александром Петровичем Сумароковым, знаменитым драматургом, «отцом русского театра», оказавшимся благодаря «Цефалу» также первым русским либреттистом. Это событие значительно еще и потому, что предшествовало учреждению Елизаветой Петровной Первого публичного русского театра, который возглавил тот же Сумароков в следующем 1756 году.

В основе либретто — античный миф (изложенный в «Метаморфозах» Овидия) о молодоженах Цефале и Прокрис, сначала нарушающих супружеские обеты, а затем прощающих друг друга, пока трагический финал не разлучает их окончательно: на охоте Цефал, целясь в зверя, по ошибке убивает свою жену. Сумароков, однако, переписывает сюжет по-своему, делая основным стержнем верную и трагическую любовь героев, обреченных на разлуку и жестоко страдающих. Цефал, похищенный могущественной Авророй прямо со свадебной церемонии, отвергает любовь богини и остается верен своей Прокрис. Однако под действием ее злых чар смертельно ранит свою возлюбленную.

Все сольные партии, традиционно исполнявшиеся в опере-сериа певцами-кастратами, были поручены «юным оперистам» (Я. Штелин, действительный статский советник и академик, 1709-1785) из придворной капеллы (старшему из них было четырнадцать!). Особый масштаб спектаклю придавал грандиозный хор из пятидесяти певчих и соответствующий ему внушительный оркестр, подкрепленный трубами и литаврами. Специально написанные для спектакля декорации итальянского живописца Валериани вкупе с великолепной театральной машинерией, отвечающей за «чудеса» в опере, должны были представлять – и представляли! – роскошное и величественное зрелище. «Санкт-Петербургские ведомости» восторженно писали о выступлении артистов: «Шестеро молодых людей российской нации, <…> которые нигде в чужих краях не бывали, <…> представляли сочиненную А. П. Сумароковым на российском языке и придворным капельмейстером г. Арайем на музыку положенную оперу, «Цефал и Прокрис» называемую, с таким в музыке и итальянских манерах искусством и с столь приятными действиями, что все знающие справедливо признали сие театральное представление за происходившее совершенно по образу наилучших в Европе опер».

Чуть позже оперу давали в камерном варианте в Картинном доме императорской резиденции в Ораниенбауме. Партию скрипки исполнял будущий император Петр III. Ноты этой версии сохранились в Научной библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории, а недостающие речитативы к премьере 2016 г. дописал скрипач Андрей Пенюгин.

Представлению «Цефала» предшествовали многолетние исследования ансамбля «Солисты Екатерины Великой» по воссозданию русской сценической речи XVIII века, языка барочных театральных жестов (постановщик Данила Ведерников) и инструментальной музыки (художественный руководитель постановки Андрей Решетин). В спектакле приняли участие российские певцы, специализирующиеся на музыке барокко, – Елизавета Свешникова (Цефал), Юлия Холина (Прокрис), Вера Чеканова (царь Ерихтей), Варвара Турова (Аврора) и другие. Каждый акт оперы заканчивается танцевальными номерами, представленными «Барочным балетом Анджолини» в хореографии Клауса Абромайта. Костюмы для спектакля созданы Ларисой Погорецкой по эскизам XVIII века.

Источник публикации Большой театр