Парад балета в Большом: итоги XIV Международного конкурса артистов балета

Парад балета в Большом: итоги XIV Международного конкурса артистов балета

В Большом театре подвели итоги XIV Международного конкурса артистов балета, который проходил в Москве с 3 по 11 июня 2022.

Нынешний конкурс совсем немного выбился из графика из-за пандемии. Прошлый тринадцатый по счету смотр проходил в Москве в 2017 году, когда мир еще ничего не слышал о covid-19, и по правилам следующий конкурс должен был состояться в июне 2021 года, но было принято решение перенести форум на 2022 год, когда будут сняты ковидные ограничения. То есть на будущее надо помнить о заминке, которая случилась в 2021. Напомню, что самый первый балетный конкурс международного масштаба был устроен в 1969 году.

Особенностью данного смотра было отсутствие отдельного конкурса хореографов, что отражено в его названии. Напомню, что хореографы начали соревноваться на международном конкурсе впервые в 2001 году (было изменено и название на «конкурс артистов балета и хореографов»), и эти состязания, несомненно, добавили академическому исполнительскому форуму особый смысл, так как победители конкурса хореографов вскоре стали получать предложения из театров на постановки. Так Москва открыла для себя хореографа из Кишинева Раду Поклитару, который впоследствии поставил в Большом театре три балета – вместе с Декланом Донелланом «Ромео и Джульетту» и «Гамлета», а также «Палату №6». Из победителей конкурса 2001 года происходит Эдвард Клюг, в минувшем декабре выпустивший в Большом театре балет «Мастер и Маргарита». Юрий Смекалов ставил балеты в Мариинском театре, Большом театре, Самаре. Победители следующих смотров хореографов отправились работать не в академические балетные театры, а, например, в драматические, или ставят для театров современного танца в России или в своих странах. Яркий момент был на прошлом конкурсе 2017 года, когда первую премию и золотую медаль за лучшую хореографию разделили хореографы из Китая (Вен Сяочао) и Чили (Суньига Хименес Эдуардо Андрес), а россияне поделили вторую, и не участвовали в третьей – она также ушла в Китай (Лю Тхинтхин). Китайцы традиционно ярко выступают как на конкурсах балета, так и на музыкальных конкурсах (дирижерских и инструментальных), а в 2017 году они блеснули в хореографии. Увы, в 2022 году китайских участников на смотре не было, – считается, что это связано с неудачной эпидемиологической ситуацией в Китае, и китайские туристы также пока очень ограниченно путешествуют по миру.

В 2001 году московский конкурс был практически единственным (хотя пермский «Арабеск» начал практиковать состязание хореографов чуть раньше), где молодые хореографы могли представить свои работы, сегодня есть и другие конкурсы и фестивали, предполагающие не только разовые денежные премии, но и стажировки за рубежом и финансирование постановки спектакля для российской компании. Лидер этого направления – фестиваль «Context. Диана Вишнева». Оргкомитету Международного конкурса артистов балета еще предстоит решать вопрос о целесообразности проведения отдельного конкурса хореографов в последующие годы. Здесь покажет время. Тем не менее на данном конкурсе во втором туре соискатели старшей и младшей группы должны были выступить в современных номерах, и для многих участников из старшей группы выбор номера и качество его исполнения оказались решающими для прохождения в финальный раунд.

Григорович forever

Еще одной приметой Международного конкурса-2022 стало обязательное исполнение в третьем туре хореографии Юрия Николаевича Григоровича, к 95-летию которого четырнадцатый смотр приурочен. Прежде мэтр отечественной хореографии, патриарх конкурсной индустрии в СССР и России, практически бессменный председатель жюри международного конкурса Юрий Григорович был всегда против того, чтобы в условиях смотра прописывались списком имена хореографов XX века, фрагменты из балетов которых должны быть представлены в программе выступления участников. Он был против и на этот раз, но по случаю грандиозного юбилея новшество было в исключительном порядке введено. Участникам старшей группы в категории «дуэты» на третьем туре надо было станцевать фрагмент из авторских балетов Григоровича «Легенда о любви», «Спартак», «Золотой век», «Каменный цветок», «Ромео и Джульетта» или па де де из классических балетов в его редакции. Участники младшей группы и те, кто выступал соло в старшей группе, танцевали определенные сольные вариации из тех же балетов, но по желанию. К сожалению, опыт получился не совсем очень удачным, так как в список обязательных номеров не попали хиты балетов Григоровича – бравурные полеты Спартака и марши Красса, властные танцы Эгины. Напрасно никто из участников  категории «соло» не станцевал хулиганские плясы Конферансье, это бы очень оживило смотр. Участники чаще всего выбирали знаменитейшее адажио из «Спартака» и дуэт из «Легенды о любви», и в итоге не вся палитра балетов Григоровича была представлена на конкурсе. Опять же, нет ничего важнее опыта, и у организаторов есть четыре года на то, чтобы сделать программу следующего смотра более насыщенной тематически. О тех исполнителях, кому удалось встроиться в стиль авторских балетов Григоровича, мы расскажем ниже.

Юрий ГРИГОРОВИЧ

Семь плюс один – дети

Соревнование в младшей группе (14-18 лет на момент начала конкурса) – это всегда парад учебных заведений, где готовят артистов балета, разговоры о педагогах, об уровне преподавания, о новых точках притяжения. Всего в конкурсе младшей группы приняло участие 29 человек из восьми стран – из России (17), Республики Корея (4), Аргентины (2), Великобритании (1), Румынии (1), Беларуси (2), Австрии (1), Вьетнама (1). В отличие от старшей группы, в которой географическое разнообразие создалось в основном усилиями «внутренних» иностранцев, то есть иностранных артистов, работающих в труппах российских театров, но по традиции представляющих страну, где они родились, практически все не российские «дети» приехали в Москву специально. Это прежде всего участники из Южной Кореи – сильные и представительные в младшей группе, девушки-аргентинки, совсем юный и очень обаятельный вьетнамец.

А ну-ка, девушки!

Среди девушек фавориткой смотра стала четырнадцатилетняя кореянка Чжон Енчжу, которая выбрала удачный условно «детский» репертуар для первого выхода на сцену Большого театра – вариацию Лизы из «Тщетной предосторожности» в хореографии Горского, и условно очень взрослую вариацию из балета «Талисман». Конек юной артистки – артистизм, интерес к деталям танца и нюансам поз рук и ног, отсутствие силовых приемов. Чжон Енчжу легко прошла в третий тур, но там, скорее в силу возраста, не смогла бороться с более взрослыми студентками из АРБ, но зрители несомненно должны запомнить имя будущей звезды южнокорейского балета. В жюри Республику Корея представлял президент Корейского международного конкурса балета Жэ Кын Парк, который прежде танцевал в сильнейшей балетной компании страны – Universal Ballet.

Академию русского балета представляли три великолепные студентки, все родом из разных мест, но обучающиеся в данный момент в Петербурге. Они и получили заслуженные призовые места в категории соло. Мария Кошкарева родилась в Новосибирске, занимается в классе у Людмилы Ковалевой, которая приехала на конкурс в Москву вместе с ученицей. Незабываема ее грациозная Сванильда из «Коппелии» и нежная Ширин из «Легенды о любви». Она уже принята на работу в Мариинский театр в качестве стажера. Ярославна Куприна понравилась в вариации Гебы из балета «Пробуждение Флоры», который для АРБ реконструировал Юрий Бурлака. Юной балерине удалось вдохнуть жизнь и энергию в условную архивную хореографию. Камила Султангареева из Уфы блеснула в более традиционном репертуаре – очень достойно показала вариацию Медоры из «Корсара».

Мария КОШКАРЕВА

Made in Perm

Серьезную конкуренцию студенткам АРБ имени А.Я. Вагановой составили две студентки Пермского хореографического училища – романтичная и томная Валерия Кузнецова и игровая, энергичная и легкая Дарья Чугунова (первая ученица Е.Н. Щегловой, вторая – И.Б. Козынцевой) из Саранска (Мордовия). Обе выступали в категории «дуэт» и завоевали заслуженные премии. Было очень интересно наблюдать, как из юных студенток прямо на конкурсе вырастают героини классических балетов. Отрешенная от суеты мира, его треволнений и проблем Жизель из второго акта, грациозная и очень печальная Одетта с красивыми взмахами гармонично длинных мягких рук (Валерия Кузнецова). И веселая и сверхподвижная Сванильда из «Коппелии» Дарья Чугунова. Обе исполнительницы не поддались трюковой настроенности московского конкурса, как многие участники из стран СНГ в былые времена, да и россияне, ставящие на прыжок, пируэт, тур в ущерб театральности. Педагоги подобрали будущим балеринам подходящий репертуар и они его аккуратно показали в Москве, не забывая о верности пермской школе, которая продолжает оставаться одной из сильнейших в России.

Алмазы Якутии

Отдельно хочется отметить участников из Якутии, которые представляют как бы другую Россию. В разное время неожиданно «поднимаются» балетные школы в дальних регионах страны, и вот последние несколько лет «звучит» Якутия. Студенты Якутской балетной школы Алисия Пак и Иван Одинцов удачно показались на Российском балетном конкурсе в Йошкар-Оле, который проходил в апреле 2022 по специальности «современная хореография». Артисты танцевали и оригинальные номера с фольклорным оттенком, и современную хореографию, замешанную на классическом балете, и везде они выглядели прежде всего артистичными, о чем газета специально писала в конкурсном обзоре («МО» № 4 (494) 2022). Были опасения, что артисты проирают в классике, не смогут тягаться со студентами МГАХ или АРБ, но как и в Йошкар-Оле якутских ребят выгодно отличало от всех остальных умение гармонично танцевать, а не «выступать на конкурсе». Они не делают одно за другим движение, а танцуют и создают сценические образы. Алисия Пак выбрала для второго тура редкую вариацию Кати из балета «Маркитантка» в хореографии Сен-Леона, а в современной программе показала небезызвестную «Лунную шаманку» на музыку Ольги Подлужной в хореографии Екатерины Тайшиной. Ивану Одинцову очень удалась вариация Ферхада из балета «Легенда о любви», как впрочем и конвенциональная классика, но созданный им неожиданно легкомысленный образ сурового персонажа из балета Юрия Григоровича обещает в будущем интересное переосмысление советской балетной героики.

И другие звезды

Несомненным лидером в младшей группе был и студент АРБ из Румынии Лука Добош. В 2021 году он приехал учиться в Петербург и поступил в класс Николая Цискаридзе, который продолжает грустить об ушедшем поколении танцовщиков-исполинов. Речь о рослых артистах, которые добивались невероятной свободы в исполнении классики. Многие из зрителей сегодняшнего конкурса помнят о плеяде артистов Большого театра, которые блистали на его сцене в 90-е-начале 2000-х – Андрее Уварове, Николае Цискаридзе, Дмитрии Белоголовцеве и некоторых других. Лука Добош из такой породы, но пока еще только азартно учится. Он оказался хорошо подготовлен в конкурсу, особенно выигрышно смотрелся в элегантном трико Ферхада. Его талант обращен в будущее, за ростом артиста хочется следить и верить, что после окончания АРБ он захочет развивать свою карьеру в одном из российских театров.

Понравился и другой иностранный студент из АРБ – великобританец Тайга Кодама-Помфрет. Тайга станцевал с разным успехом персонажей из самых сложных балетов – с трюками и прыжками, и создал себе на конкурсе репутацию очень склонного к соревновательности артиста. А также, как это часто бывает именно с западными артистами, очень грамотно показал «другую сторону души» – открытость современной хореографии. В самом обычном номере Марии Маркуниной «Тауба» на музыку франко-ливанского джазового музыканта Башара Мар-Калифе артист забыл о своих умениях в классике, расслабил мышцы, ушел в нирвану. Наверное, это тоже тот случай, когда успешное выступление в современном номере заретушировало недочеты в классике.

А в целом артисты младшей группы не сумели сориентироваться в мире современной пластики, они по регламенту показали себя другими перед жюри, но не слишком порадовали зрителей интересными работами.

Пятнадцать плюс один – взрослые

В конкурсе старшей группы приняло участие 76 человек из шестнадцати стран – из России (42), Монголии (8), Республики Корея (2), Японии (7), Бразилии (2), Мексики (1), Армении (1), Киргизии (2), Парагвая (1), Казахстана (3), Испании (1), Ирландии (1), Италии (1), Узбекистана (2), Греции (1), Великобритании (1). По традиции в старшей группе (19-27 лет включительно) соревновались действующие солисты разных театров, некоторых зрители помнят по прошлому конкурсу, и надо сказать, последние подготовились значительно лучше, чем прежде, нашли новые ходы и заняли более высокие призовые места. Это Аманда Гомес и Вагнер де Карвалхо, бразильцы, которые учились в Школе Большого театра в Жоинвили в Бразилии и давно живут и танцуют в Казани. Они предусмотрительно выбирали хореографические редакции, которые показывают их в выгодном свете (па де де Маши и Принца из «Щелкунчика» Вайнонена), не пренебрегали бравурой и героикой, в которой сильны (па де де из «Пламени Парижа»), но удачнее всего они выступили в современном номере «Все ветер» в хореографии Александра Могилева на музыку «Элегии» Массне. Здесь смешалась и их нереализованная страсть к сюжетным балетам МакМиллана, которые не идут в Казани, по Манон и Де Грие, по любовным дуэтам XX века в их западном изводе. Наверное, этот номер, в котором не было натужных экзистенциальных страданий героя, валяний по земле, тревожной скандинавской музыки и всего, что сопровождает неудачную современную хореографию, сделанную ремесленниками, вызвал самую продолжительную овацию, хотя дело происходило на утренних показах, когда зал заполнялся не полностью.

Аманда ГОМЕС и Вагнер де КАРВАЛХО (Бразилия)

Балетоманы, учите тюркские языки!

Открытием этого смотра стали участники из Монголии, которые прежде на конкурс приезжали очень скромными делегациями. К сожалению, монгольские артисты не добрались до призовых мест, но в целом отлично показались на конкурсе, и впредь их придется учитывать в мировом контексте. Балету в Монголии учат в Монгольском колледже музыки и танца, Монгольском университете искусств и культуры и Монгольской государственной консерватории. Лучшие из них поступают работать в Монгольский театр оперы и балета, они в основном и приехали в Москву на конкурс. Нужно проводить специальное исследование, чтобы понять, из каких компонентов сложилась монгольская школа танца, насколько она связана с физическими особенностями и строением артистов, национальными элементами и педагогами, которые закладывали классический фундамент в Монголии. В третий тур – несправедливо, как нам кажется, – не прошли артисты, выступающие в дуэте. Монголы вовсе не похожи друг на друга, обладают хорошей осанкой, умеренно любят трюки, украшения, но не излишества, стараются все время чувствовать под ногами землю, что гарантирует им устойчивость. В отличие от китайцев, которые всегда улыбаются, исполняя самые сложные пассажи, монгольские танцовщики излучают спокойствие и тихую радость, а в современных номерах медитативную сосредоточенность. С первого выступления на первом туре понравилась пара с трудновыговариваемыми именами Отгонтогс Анужин и Дашдорж Нацагдорж. Они танцевали па де де Одиллии и принца Зигфрида из «Лебединого озера» очень по-королевски, и партнер не забыл улучить момент, чтобы через аккуратную пантомиму показать зрителям, как он увлечен незнакомкой. Обычно на конкурсе о пантомиме вспоминают редко, боясь упустить какие-то обязательные элементы танца. Хотя у балерины были некоторые проблемы с вращением, она компенсировала недостатки продуманным рисунком всех своих выходов и встреч с партнером. До третьего тура дошел только выступающий соло Улзийжаргал Мунхжин. Он уверенно танцевал сольные вариации, привез с собой дюжину трюков, хотя и не бравировал ими ради аплодисментов. У артиста завидная форма, красивые линии, азарт и удачная для балета внешность. Похоже, прошли те времена, о которых пишет в своей «Автобиографии» Азарий Плисецкий, как он в составе делегации кубинских танцовщиков через Пекин ехал в Монголию, и наряженных предусмотрительными китайцами (для тепла) в шинели, унты на собачьем меху и высокие шапки «дикие» монголы встречали на перроне и страшно испугались, приняв балетных за десантников.

Под сенью юношей в цвету

Как и в младшей группе, в старшей обнаружилась целая группа молодых людей, успешно  выступающих без пары. Москвичи с большим вниманием следили за Дмитрием Смилевски из Большого театра, которому было, наверное, немного страшно выступать, так как он происходит из известной московской балетной семьи, и его папа Георги Смилевски до сих пор танцует в МАМТе, украшая своим присутствием любой состав классического балета или современного. Впрочем, у юного Смилевски есть свои достижения и хорошая дерзость. В первых турах он не совсем удачно подобрал репертуар, собираясь в будущем, видимо, претендовать на главные роли в балетах «Корсар» и «Баядерка». Танцевал он без ошибок, но и без бравурности. Жюри покорил его Джеймс из «Сильфиды». Артист уже танцует эту партию в театре, и его дебют был заслуживающим внимания. В легких прыжках, высоких антраша, всяких мелких движениях, правильному исполнению которых учит его театральный педагог Андрей Болотин, Смилевски нет равных.

Дмитрий СМИЛЕВКИ

И совсем другую сторону медали предъявил Томоха Терада – неистовый японец, работающий в Урал Балете. Единственный из всех участников он прислал для публикации в буклете фотографию себя, танцующего не Золотого божка или Базиля, а выходящего в балете Славы Самодурова «Приказ короля». Его сила в высоченных прыжках, четких приземлениях, устойчивости, продуманных авторских трюках. Терада умеет отлично плясать «Гопак» и смог бы выступать на конкурсе народного танца. На этот конкурс он приехал уже на пределе возраста, прошел три тура и получил специальную грамоту. Опять же он поразил зрителей не вымученным исполнением движений, а жизнерадостным танцем.

Парад театров

Если смотр в младшей группе это всегда парад школ, то в старшей – это соревнование национальных школ, но на данном конкурсе присутствовали в основном иностранцы, работающие в России. И особенности их национальных школ смешались с особенностями русской исполнительской школы, а вот в каком изводе, это как раз обнаружил конкурс. Мы уже не раз писали в связи с российскими конкурсами о сильно поднявшемся уровне труппы Красноярского балета. Две пары и солист участвовали сейчас от Красноярска и даже заняли призовые места. Великолепная балерина Елена Свинко со своим партнером Марчелло Пелиццони показали в Москве реконструированное Сергеем Бобровым (он восстанавливал, фантазируя, хореографию Энрико Чекетти) па де де из балета «Катарина, или дочь разбойника». Трудно даже сказать, что больше потрясло зрителей – виртуозность балерины, накручивающей пируэты, или непредсказуемая сложность хореографии. Дуэт не обычный по содержанию – его танцует не традиционная любовная пара героев, а героиня-бандитка со своим помощником Дьяволино, претендующим, тщетно, конечно, на роль ее избранника. Георгий Болсуновский (Дьяволино из другого состава «Катарины») показал очень осмысленного Спартака в адажио с Натальей Бобровой.

Повезло театрам, которым удалось заполучить звездные интернациональные пары, такие как Лири Вакабаяси (японская танцовщица, начинала в Екатеринбурге) и Шамакеев Кубаныч (Киргизия), приехавшие на конкурс из Челябинского театра оперы и балета. Или российские дуэты, как Анастасия и Артем Пугачевы, представляющие НОВАТ (они, к сожалению, не прошли в третий тур). Солисты Астраханского театра оперы и балета Камилла Исмагилова и Дангыт Субедей танцевали исключительно убедительно (их готовила экс-солистка Большого театра Любовь Филиппова) и заняли призовые места. Здесь нужно отметить высокий уровень обучения в Бурятском хореографическом колледже, где получил образование Дангыт Субедей. Появился еще один неожиданный центр притяжения. Также на качестве танца этой красивой пары сказался тот факт, что они очень продуктивно поработали с экс-худруком Астраханского театра оперы и балета Дмитрием Гудановым, который с момента своего прихода неплохо поднял уровень технической подготовки артистов, приглашал репетиторов из Большого театра, организовывал мастер-классы известных балерин (Мария Александрова, Дарья Павленко), а также поставил два спектакля, акцентированных на владение мелкой ножной техникой. Обогащение репертуара сделало артистов, которые до Астрахани долго искали подходящую им компанию, более вовлеченными в театральный процесс.

Комплект успешных иностранцев неожиданно дополнил Дмитрий Выскубенко, сын балетных родителей, который работает в Баварском балете – он представлял Россию, но приехал на конкурс из Мюнхена. Дмитрий является ярким представителем московской силовой школы – исполняет все комбинации без упрощений, владеет уверенным вращением, крутит ловкие пируэты, хорошо прыгает и даже летает. Артист аккуратно оттанцевал все полагающиеся классические вариации, и «оторвался» в современном номере «Грезы Икара» на музыку Людовико Эйнауди, который на него поставил папа. Икар, как известно, пренебрег советами своего отца Дедала и устремился к солнцу, воск, скрепляющий крылья растаял от солнечного жара, и мальчик упал в море. Выскубенко к солнцу не полетел, но использовал хитрые кнопки, которые в темноте запускали стробоскоп, и казалось, что танцовщик парит над сценой. Когда-то номер «Пойманный», где использовался тот же эффект ручного управления светом, показал в России Владимир Малахов, но с тех пор прошло двадцать лет, и мало кто его помнит.

5×7

Если оценивать конкурс в целом, то можно с уверенностью сказать, что он проходил на хорошем уровне, хотя участников формально было меньше, чем обычно, и быстро отпали приезжие иностранцы. Скорее всего, этот смотр запомнится одним очень длинным днем, когда показы длились одиннадцать часов, начиная с 11 утра и с небольшим перерывов до 12 ночи. Речь идет о выступлениях старшей группы на втором туре, который весь уложился в один день. И, конечно, перенасыщенная программа, которую готовили к конкурсу участники старшей группы. Дошедшие до финала артисты танцевали пять па де де, включая современный номер, а одиночки по семь вариаций – вместе с современным номером. И тем не менее, хотя солировали россияне, смотр не превратился в выставку достижений народного хозяйства, но выглядел как настоящий конкурс разных национальных школ.

Лауреаты

Старшая группа

Женщины, соло

I премия не присуждена
II премия Ельчибаева Малика (Казахстан)
II премия Смирнова Анастасия (Россия)
III премия Ким Юджин (Республика Корея)
III премия Варламова Екатерина (Россия)
диплом Ринг Ксения (Россия)
диплом Терешина Варвара (Россия)
грамота Ощепкова Анфиса (Россия)

Женщины, дуэт

I премия Ильюшкина Мария (Россия)
II премия Свинко Елена (Россия)
II премия Гомес Аманда (Бразилия)
III премия Исмагилова Камилла (Россия)
III премия Вакабаяси Лири (Япония)

Мужчины, соло

I премия Смилевски Дмитрий (Россия)
II премия Выскубенко Дмитрий (Россия)
III премия Изместьев Максим (Россия)
диплом Стенюшкин Руслан (Россия)
диплом Улзийжаргал Мунхжин (Монголия)
диплом Вербовой Богдан (Казахстан)
грамота Уксусников Дмитрий (Россия)
грамота Терада Томоха (Япония)

Мужчины, дуэт

I премия Де Карвалхо Вагнер (Бразилия)
II премия Дангыт Субедей (Россия)
III премия Корнеев Никита (Россия)
III премия Шамакеев Кубаныч (Киргизия)
диплом Пелиццони Марчелло (Италия)
диплом Болсуновский Георгий (Россия)
диплом Каггеджи Алессандро (Великобритания)

Специальная премия за партнерство – Кувабара Мана

 

Младшая группа

Девушки, соло

I премия Кошкарева Мария (Россия)
II премия Куприна Ярославна (Россия)
III премия Султангареева Камила (Россия)
диплом Валиуллина Софья (Россия)
диплом Чжон Енчжу (Республика Корея)
грамота Пак Алисия (Россия)
грамота Карамышева Ангелина (Россия)
грамота Ярмош Анастасия (Беларусь)

Девушки, дуэт

I премия не присуждена
II премия Кузнецова Валерия (Россия)
III премия Чугунова Дарья (Россия)

Юноши, соло

I премия Михалкин Макар (Россия)
II премия Добош Лука (Румыния)
II премия Кодама-Помфрет Тайга (Великобритания)
III премия Одинцов Иван (Россия)
III премия Чжон Чхон(Республика Корея)

Юноши, дуэт

I премия не присуждена
II премия Гуделев Рома (Беларусь)
III премия не присуждена

Специальная премия за партнерство – Олег Мангадаев и Лев Копылов

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм