Памяти Геннадия Гладкова

Памяти Геннадия Гладкова

16 октября 2023 на 89-м году жизни скончался композитор Геннадий Гладков, широко известный своей музыкой к фильмам и спектаклям Марка Захарова, а также к «Бременским музыкантам», «Малышу и Карлсону», «38 попугаям» и другим популярным мультфильмам.

Композитора похоронят 19 октября на Ваганьковском кладбище. 18 октября на сцене «Москонцерт Холла» состоится концерт его памяти (подробнее – здесь).

Геннадий Гладков родился 18 февраля 1935 в Москве. Его отец – Игорь Иванович Гладков (1908–1978) – пианист и аккордеонист, концертировал с джазовым ансамблем Александра Цфасмана.

В 1959 Геннадий Игоревич окончил теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории, в 1964 – Московскую консерваторию по классу композиции Владимира Фере, в 1966 у него же аспирантуру.

В 1953–1970 преподавал в Московском хоровом училище, в 1965–1971 – в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне РАМ имени Гнесиных).

В 1961, еще студентом, написал музыку к спектаклю театра «Современник» «Друг детства» (пьеса Михаила Львовского, режиссер Виктор Сергачев). Сотрудничал с режиссером Марком Захаровым (спектакли «Чудак-человек», «Проснись и пой» в Театре сатиры, «Автоград-XXI», «Тиль», «Жестокие игры» в Театре им. Ленинского комсомола, фильмы «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона»).

Работал с кинорежиссерами Александром Миттой («Точка, точка, запятая…»), Александром Серым («Джентльмены удачи», «Ты – мне, я – тебе»), Яном Фридом («Собака на сене», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан», «Тартюф») и другими. Последняя работа – музыка к фильму Василия Ливанова «Медный всадник России» (2019).

Писал музыку к мультфильмам. Среди наиболее известных – «Малыш и Карлсон» (режиссер Борис Степанцев), «Бременские музыканты» и «Как львенок и черепаха пели песню» (режиссер Инесса Ковалевская), «Голубой щенок» (режиссер Ефим Гамбург).

«На дворе стояли 1960-е, заграничным миром правили хиппи, даже у нас витал какой-то нереальный запах свободы, – рассказывал поэт Юрий Энтин, многолетний соавтор Гладкова. – А еще мы были очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое. Но самое главное – наше сочинение абсолютно не было похоже ни на что, существовавшее тогда, в конце 60-х годов. Наши Бременские были настоящим открытием, прорывом к свободе. Тогда уже были известны и Beatles, и у нас в Бременских тоже была четверка музыкантов. Наши Бременские полюбились даже тогдашним стилягам, не признававшим ни одного сочинения “совка”».

В числе других сочинений Геннадия Гладкова – опера «Старший сын» (по пьесе Александра Вампилова, автор либретто Юлий Ким, режиссер-постановщик Михаил Дотлибов; премьера в 1983 в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко), балеты «12 стульев» и «Вий», музыкальная сказка «Маша и Витя против “Диких гитар”», мюзиклы «Дон Жуан» и «Хоттабыч».

Член Союза композиторов России, Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических наук. Входил в состав президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), Народный артист РФ (2002), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011). Лауреат кинопремии «Ника» в номинации «Лучшая музыка к фильму» («Убить дракона», 1990; «На бойком месте», 1999).

Композитору посвящены документальные фильмы «Геннадий Гладков» (режиссер Олег Ерышев), «Обыкновенный волшебник Геннадий Гладков» (режиссер Татьяна Малова), монография Андрея Семенова «Геннадий Гладков. Книга о веселом композиторе».

Геннадий Гладков – один из любимых композиторов дирижера Владимира Юровского. Именитый маэстро дирижировал несколькими концертами из произведений Гладкова. В 2010 – провел авторский вечер к 75-летию композитора. В 2014 исполнил оркестровую версию мюзикла «Обыкновенное чудо», сделанную композитором специально для Госоркестра. В 2021 посвятил «Неизвестному Гладкову» один из концертов цикла «Истории с оркестром» (также с Госоркестром).

На вопрос, почему он играет музыку Гладкова, Юровский ответил:

«Потому что она мне нравится. Я считаю Гладкова композитором не меньшего уровня, чем Леонард Бернстайн или Стивен Cондхайм. То, что сотворили в наших широтах его работы «Бременские музыканты» и «Обыкновенное чудо», аналогично тому эффекту, который произвела в свое время «Вестсайдская история» в Америке. В связи с языковым барьером и железным занавесом эта музыка не попала на Запад, к сожалению. Но в самoй музыке Гладкова не меньше истины, нежели в любой другой академической или авангардной музыке того же периода. Поэтому у меня к Гладкову особенное отношение.

Хорошо играть музыку Гладкова, виртуозно передвигающегося на грани джаза, симфонической и прикладной музыки, – мало кто себе представляет, насколько это трудно. А для традиционного симфонического оркестра – просто творческий подвиг! Тут и элегантность в исполнении джазовых ритмов, и вызвучивание сложных девяти-десятизвучных аккордов (интонационная уверенность оркестра благодаря этому за время репетиций улучшилась невероятно). И необходимость гибкости и мобильности из-за того, что в мюзикле надо постоянно аккомпанировать певцам и актерам, знать наизусть текст не только певческий, но и разговорный. Игра музыки этого направления одновременно и дисциплинирует, и раскрепощает музыкантов. Такой опыт оркестру крайне необходим».(Владимир Юровский: «Современный оркестр – универсальная машина», ГАСО им. Светланова, официальный сайт)

«У Гладкова редкий по нашим временам мелодический дар, – говорил Юровский. – Какие невероятно яркие, запоминающиеся мелодии в «Бременских музыкантах», «Голубом щенке», фильмах Марка Захарова! Да даже в менее известных работах, как спектакль Театра Сатиры «Проснись и пой», – потрясающие песни! Ни на кого не похожие. Он всегда разный, носит маски и притом остается собой». (Владимир Юровский: «Гладков всегда разный: носит маски и притом остается собой», Труд, 16 февр. 2010)

Геннадий Гладков. Прямая речь

«Когда я поступил в консерваторию, мне по большому счету уже нечего было там делать. Но диплом мой подписан Шостаковичем. У меня спрашивают: “Какое у вас звание?” Ну народный артист, да. Но зато именно Шостакович подписал, что я композитор. Мало у кого есть такая подпись».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.