Памяти Аллы Константиновны Кенигсберг

Памяти Аллы Константиновны Кенигсберг

20 мая 2021 года на 91-м году ушла из жизни Алла Константиновна Кенигсберг — заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

…В 1949 году специальную музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории с отличием окончила чудо-девочка, Алла Кенигсберг, слывшая среди сверстников невероятной эрудиткой. Она читала французские романы — в подлиннике и напевала оперы Вагнера — на языке оригинала. В ту суровую годину она поступала в Ленинградскую консерваторию, где совсем недавно отгремели собрания-расправы над формалистами и космополитами. Вопреки всем рискам, верная своим «западноевропейским» увлечениям А. Кенигсберг пришла в класс легендарного «зарубежника» М. С. Друскина. Профессиональные интересы Аллы Константиновны, будущего маститого музыковеда, сложились уже в 1950-е годы, когда блестящая аспирантка М. С. Друскина работала над кандидатской диссертацией по творчеству Вагнера (защита в 1960). С тех пор А. К. Кенигсберг хранила верность оперным идеалам, свидетельство тому –– десятки ее книг и сотни статей, посвященных как оперному наследию титанов романтической эпохи, так и проблемам современного оперного театра. Она обладала удивительным талантом находиться на острие музыкально-театральных событий: в советские времена исследовала венгерскую оперу ХХ века (докторская диссертация, 1991), писала об американцах Менотти и Флойде, поддерживала тесные творческие контакты с Рижской оперой, приветствовала новинки ленинградских композиторов. На рубеже веков пламенная петербургская вагнерианка устремилась на байройтские фестивали (в 2013-м она была почетным гостем в Лейпцигском университете на юбилейном вагнеровском симпозиуме). В третьем тысячелетии профессор А. К. Кенигсберг совершала ежегодные паломничества за океан –– в Метрополитен Оперу. Захватывающие творческие отчеты об этих поездках, дальних и ближних, регулярно публиковала на своих страницах газета «Мариинский театр».

Собственный богатейший научно-критический опыт освоения музыкального театра Алла Константиновна щедро передавала студентам ––музыковедам, вокалистам, режиссерам. Именно им, будущим певцам и постановщикам, адресовала Алла Константиновна свои труды в жанре учебных пособий: «Итальянская опера на рубеже XIX–XX веков» (2009), «От Вебера до Рихарда Штрауса: 24 немецкие оперы XIX–XX вв.» (2010), «Россини, Беллини, Доницетти: 24 итальянские оперы первой половины XIX века» (2012), «От Обера до Массне: 24 французские оперы XIX века» (2013). В этих музыкально-театральных очерках, изобилующих увлекательными фактами и остроумными деталями, написанных живым и ярким языком, представлены не только признанные корифеи ведущих оперных школ Европы. Вниманию читателей предлагается знакомство с фигурами второго плана и сочинениями, ныне утратившими свою былую славу, но появляющимися в репертуаре западных театров: отдельные главы в упомянутых книгах Аллы Константиновны посвящены О. Николаи и А. Тома, У. Джордано и Ф. Чилеа, Ф. фон Флотову и Э. Хумпердинку. В позднейшие годы в жанре учебного пособия профессор Кенигсберг создала ряд монографических работ о камерно-вокальной музыке Листа, Р. Штрауса, Верди, Россини. А какой прекрасный раздел о музыкальном театре Карла Орфа написала Алла Константиновна для учебника по истории зарубежной музыки ХХ века, выпущенного кафедрой в 1999 году!

А. К. Кенигсберг вела широкую просветительскую деятельность — читала популярные лекции и вступительные слова перед концертами, вела радиопередачи, выпускала брошюры для юношества, создавала аннотации к филармоническим программам и грамзаписям, участвовала в справочно-энциклопедических изданиях. Не только консерваторским студентам, но и рядовым любителям музыки хорошо известна серия «111…», инициатором и автором-составителем которой вместе с Л. В. Михеевой выступила Алла Константиновна: пять книг, включающих обзоры опер и балетов, симфоний и увертюр, ораторий и кантат разных эпох, вышли в свет в 1998–2007 годах при поддержке Филармонического общества Санкт-Петербурга и фактически уже стали библиографической редкостью, так высок спрос на них.

При этом профессор А. К. Кенигсберг продолжала интенсивную академическую работу: выступления на конференциях, составление и редактирование научных сборников (среди них — «Русско-немецкие музыкальные связи», 2002 и «Русско-итальянские музыкальные связи», 2004, удостоенные наград на международных книжных ярмарках), руководство дипломными и диссертационными проектами, рецензирование материалов и публикаций на разнообразные темы. Здесь нельзя не вспомнить перспективную серию «Жизнь религии в музыке», официальным рецензентом и вдохновителем которой стала А. К. Кенигсберг; увы, автор и редактор-составитель серии, Татьяна Александровна Хопрова, ближайшая соратница А. К. Кенигсберг, скончалась в марте этого года…

С течением времени творческая активность Аллы Константиновны не только не угасала, но возрастала: ее энергии и энтузиазму могли позавидовать иные тинейджеры. Коллеги по кафедре шутили, что Алле Константиновне, главному знатоку Вагнера, известен секрет вечной молодости, которым владеет богиня Фрейя.

Заслуги Аллы Константиновны Кенигсберг отмечены наградами: медали «Ветеран труда» (1986), «В память 250-летия Ленинграда» (1953), «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), премия Венгерской Народной Республики «Артисюс» (1983). Член Союза театральных деятелей России (с 1962) и Союза композиторов Санкт-Петербурга (с 1967), А. К. Кенигсберг входила в Международное общество К. М. фон Вебера, немецкое общество Р. Вагнера (Байройт), и до недавнего времени получала приглашения на крупные зарубежные конференции…

В марте 2016-го Алла Константиновна отметила 85-летие — фактически на рабочем посту. В сентябре 2016-го вдохновенно начала новый учебный год, но продолжить его не дала внезапная и тяжелая болезнь, буквально вырвавшая А. К. Кенигсберг из консерватории, с которой были связаны 75 лет ее жизни, если брать за точку отсчета поступление в консерваторскую школу в 1941-м…

Так случилось, что свое последнее интервью Алла Константиновна посвятила воспоминаниям о ленинградской десятилетке. Перед публикацией этого интервью в консерваторском журнале «Musicus» (№ 3 за 2016)  она принесла три крохотные фотографии, свои фотопортреты, предназначавшиеся, по-видимому, для школьных документов, — за 1941, 1942, 1943 годы. Это была тяжелая пора ташкентской эвакуации с болезнями и непосильным трудом на хлопковых полях, куда направляли и детей-музыкантов. Но на снимках запечатлена красивая, веселая девочка с задорной улыбкой — улыбкой, которая будет сопровождать ее всю жизнь. Именно такой, радостно улыбающейся, мы запомним Аллу Константиновну навсегда.

Зав. кафедрой истории зарубежной музыки
Санкт-Петербургской консерватории
кандидат искусствоведения, доцент
Наталия БРАГИНСКАЯ

«МО» № 10 (485, 486) 2021