Пааво Ярви и Рихард Штраус в Московской филармонии (26 февраля 2022)

Пааво Ярви и Рихард Штраус в Московской филармонии (26 февраля 2022)
https://www.tonhalle-orchester.ch/

26 февраля 2022 в КЗЧ вместе с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром выступит знаменитый дирижер Пааво Ярви. В программе – Рихард Штраус: «Легенда об Иосифе» (симфонические фрагменты) и Альпийская симфония (1911—1915).

«Более десяти лет отделяют ее от “Домашней симфонии”; многие уже думали, что Штраус окончательно отказался от симфонического творчества и решил всецело посвятить себя оперной сцене. Позднее стало известно, что композитор много времени, с большими перерывами, работал именно над этим произведением, в котором он желал добиться особого успеха в этом жанре. Трудно себе представить, что первые наброски радостной по звучанию и характеру отображенных в ней картин “Альпийской симфонии” были сделаны в 1911 году, когда сочинялась отрешенная от мирских интересов “Ариадна”. (В письме к Гофмансталю Штраус призывал своего друга и либреттиста: “Я ожидаю Вас и тем временем мучаюсь над симфонией, и это доставляет мне еще меньше радости, чем если бы пришлось стряхивать с деревьев майских жуков”.) Не менее непостижимо, что одновременно с альпийской поэмой композитор работал над романтическо-мистической оперой “Женщина без тени” и над “Немецким мотетом”. Скорее можно говорить о существовании связей между симфонией и декоративным балетом “Легенда об Иосифе”. Никогда ни до, ни после в творчестве Штрауса не соприкасались столь разные стили, как в эти годы. <…> Из окон его загородного дома в Гармише открывался изумительный вид на Цугшпитце и на величественные горы Веттерштейн. Кроме того, свою роль в создании “Альпийской симфонии” сыграли и впечатления, вынесенные из поездок в горы Берхтесгадена, Каменного моря и другие горные местности». (Из книги Эрнста Краузе «Рихард Штраус». М.: Государственное музыкальное издательство, 1961)

«Легенда об Иосифе» – одноактный балет в постановке Михаила Фокина на либретто Гуго фон Гофмансталя и Гарри фон Кесслера, музыку Рихарда Штрауса, с декорациями Хосе Марии Серта и костюмами Льва Бакста. Впервые был представлен труппой Русский балет Дягилева 14 мая 1914 в парижском театре Гранд-Опера. Спектакль готовился как мировая сенсация – с Русским балетом впервые сотрудничал самый модный композитор Европы. «”Иосиф” продвигается не так быстро, как я предполагал… Для того, чтобы получился Иосиф-богоискатель, мне придется адски принуждать себя. Будем надеяться, что внутри меня найдется атавистическая зацепка, при помощи которой удастся создать благочестивую мелодию». (Письмо Р. Штрауса Г. Фон Гофмансталю, 11 сентября 1912)

В партии Иосифа дебютировал Леонид Мясин – новоиспеченный премьер «Русского балета». Вацлав Нижинский, для которого изначально создавалась роль иудейского отрока, был уволен из труппы в ноябре 1913.

«Не успел Мясин сделать несколько па в пасторали, как Штраус вмешался. Он представлял себе не такой танец, а совсем другой, почти без движения, а Мясин слишком много бегает <…> Штрауса было не отвлечь, он прошел без остановки весь танец Иосифа… шагал, прыгал, летал перед Мясиным, а тот семенил за ним, как жеребенок». (Дневник Г. фон Кесслера, 25 марта 1914)

«Ему (Мясину – ред.) эта роль наивного мальчика очень подходит, местами он трогателен (но не без приторности) и почти всюду красив, однако и повсюду нет того фейерверка, который освещает всякую роль Нижинского. Дальше все можно свалить в одну кучу: и поганое кощунствование в своем маргариновом мистицизме и в своем педерастическом эстетизме сюжет, и муру очень “театральную”, но даже до удивления вульгарную и пошлую (мне еще нравится музыка ангельского видения – смесь пробуждения Валькирии с табакеркой Лядова)». (Дневник А. Бенуа, 15 мая 1914)

Пааво Ярви (род. 1962) – старший сын выдающегося эстонского дирижера Неэме Ярви (род. 1937). С 1994 по 1997 главный дирижер Симфонического оркестра Мальмё. С 2001 по 2011 занимал пост художественного руководителя Симфонического оркестра Цинциннати (ныне – почетный музыкальный руководитель). С 2004 возглавляет Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена. В 2006-2013 – главный дирижер Симфонического оркестра Франкфуртского радио (в настоящий момент – почетный дирижер). В 2010-2016 – музыкальный руководитель Оркестра Парижа. С 2015 – главный дирижер Симфонического оркестра NHK (Токио), контракт заканчивается в 2022 (Пааво Ярви сменит Фабио Луизи). С сезона 2019/2020 – главный дирижер Оркестра Тонхалле (Цюрих).

Тесно сотрудничает с Эстонским национальным симфоническим оркестром, с которым исполнил ряд мировых премьер сочинений эстонских композиторов (Арво Пярта, Эркки-Свен Тююра, Лепо Сумера, Эдуарда Тубина). Обладатель Премии «Грэмми» в номинации «Лучшее хоровое исполнение» за запись кантат Яна Сибелиуса с Эстонским национальным симфоническим оркестром (2004).

Чрезвычайно востребован как приглашенный дирижер, хотя говорит, что «не любит работать как гость»: «Мне нравится работать, когда я знаю оркестр, с которым я работаю, когда мы любим друг друга, когда мы как одна семья».

В «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса, которой Пааво Ярви продирижирует в Москве 26 февраля 2022, как известно, немалый состав: одних только валторн – восемь, и четыре фагота. Но, как подчеркнул Ярви в интервью DW (21.10.2009), «музыка для меня всегда камерная, неважно, сто человек на сцене или пятнадцать»: «В этом процессе мы все вместе. Если дирижер ведет себя как бог и генералиссимус, а все просто сидят и ждут приказания, то это не музыка. Это армия».

Deutsche Welle — иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента

Антон ДУБИН, Екатерина РОМАНОВА, «МО»