Оркестры: ожидания и перспективы

Оркестры: ожидания и перспективы
Raoul Dufy (1877—1953). L'orchestre, chef debout de dos, circa 1942

В середине 2020, в самый разгар пандемии, когда информация о событиях культурной и, в частности, музыкальной жизни уверенно стремилась к нулю, в симфоническом, оркестровом сообществе стали просачиваться слухи о возможных переменах в руководстве симфонических оркестров Москвы. Речь шла об изменениях, связанных с окончанием сроков контрактов, в Госоркестре имени Е.Ф. Светланова, МГАСО под управлением Павла Когана.

Предыдущие значительные изменения в московских коллективах случились на рубеже веков и тысячелетий. В 1998 Юрий Симонов сменил Марка Эрмлера в оркестре Московской филармонии. В 2000 в Госоркестр на место Е.Ф. Светланова был назначен В. Синайский, которого в 2002 сменил М. Горенштейн. В 2003 получили в свое распоряжение оркестры В. Спиваков (НФОР) и Ю. Башмет («Новая Россия», заместившая «Молодую Россию»).

С тех пор заметное перемещение было только одно — осенью 2011: увольнение из Госоркестра М. Горенштейна и приглашение Владимира Юровского. В остальном — все спокойно, привычно, неизменно и, как правило, бессрочно.

С другой стороны, ясно, что смена поколений медленно, но верно приближается. На сегодняшний день возраст художественных руководителей / главных дирижеров восьми ведущих московских симфонических оркестров весьма солидный:

Владимиру Федосееву — 88,
Юрию Симонову — 80,
Владимиру Спивакову — 76,
Валерию Полянскому и Сергею Скрипке в этом году исполнится 72 года,
Павлу Когану — 69,
Юрию Башмету уже 68,
Михаил Плетневу – 64.

Не менее значителен у каждого из них и стаж руководства:

Федосеев руководит БСО им. Чайковского 47 лет,
Коган оркестром имени себя — 32 года,
Плетнев в РНО 31 год, с самого первого дня,
Полянский — 30 лет во главе Госкапеллы России,
Скрипка — 28 лет во главе оркестра кинематографии,
Симонов 23 сезона возглавляет АСО Московской филармонии,
Башмет  19 лет руководит оркестром «Новая Россия»,
Спиваков 18 лет — Национальным филармоническим оркестром России.

В этом списке нет Владимира Юровского, который существенно моложе всех своих коллег (49 лет) и руководит Госоркестром 10 лет.

Госоркестр. Юровский и Петренко

Как раз в Госоркестре ситуация наиболее ясная. Владимир Юровский, возглавляющий Госоркестр в качестве худрука с октября 2011, еще в 2019 объявил о том, что не намерен продлевать контракт. Он также расстается с Лондонским филармоническим оркестром, главным дирижером которого является с 2007. Юровский объяснил это тем, что с сезона 2021/22 вступает в должность генеральмузикдиректора Баварской государственной оперы, а также загруженностью в Симфоническом оркестре Берлинского радио (контракт с этим коллективом у Юровского — до окончания сезона 2021/22).

Владимир Юровский. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Прошлой осенью Юровский встречался с тогдашним министром культуры В. Мединским и обсуждал сложившуюся ситуацию и кандидатуру возможного преемника. В то же время министру предлагались и другие кандидатуры: попытки некоторых музыкальных и околомузыкальных сил поставить во главе ГАСО близкого им маэстро были довольно активными. Но все сложилось так, как хотели Юровский, оркестр и, можно предположить, поклонники коллектива.

Сразу после новогодне-рождественских каникул было объявлено, что с 1 сентября 2021 художественным руководителем Госоркестра им. Е.Ф. Светланова станет Василий Петренко.

«Мы благодарны Владимиру Михайловичу Юровскому за те годы, которые он посвятил развитию коллектива, — сказала министр культуры Ольга Любимова. — Под его руководством были реализованы масштабные проекты, состоялись многие мировые премьеры. Мы рассчитываем на преемственность в управлении Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова. Василий Эдуардович (Петренко — «МО») хорошо знаком коллективу, всегда с большой ответственностью и творчески подходит к своей работе. Надеюсь, на этом посту он сохранит славные традиции и заслуженный авторитет оркестра, а также привнесет что-то новое».

Передача полномочий в Госоркестре происходит в традициях европейских оркестров. О смене художественного руководителя заранее объявил учредитель — Министерство культуры. Высказана благодарность уходящему маэстро, сказаны приветственные слова в адрес нового руководителя. Оба они объявили свои планы.

«В составе оркестра — великолепные музыканты, он обладает огромным творческим потенциалом. С нетерпением ожидаю наши совместные выступления в крупнейших концертных залах Москвы и мира в ближайшие годы. Классическая музыка, особенно русская, заслуживает еще большего внимания и станет наиважнейшим источником вдохновения и оптимизма в это непростое время», — отметил Василий Петренко.

Василий ПЕТРЕНКО. Фото предоставлено пресс-службой Чикагского филармонического оркестра

Василию Петренко 7 июля 2021 исполнится 45 лет. Он родился в Ленинграде. Окончил Хоровое училище имени Глинки, Санкт-Петербургскую консерваторию по классам оперно-симфонического (ученик Равиля Мартынова) и  хорового дирижирования. Посещал мастер-классы Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Ильи Мусина, Эсы-Пекки Салонена. Лауреат международных конкурсов в Санкт-Петербурге (Конкурс хоровых дирижеров им. Д.Д. Шостаковича, 1997, I премия; им. С.С. Прокофьева, 2003, II премия) и Кадакесе (Испания, 2002, Гран-при).

В 1994–1997 и в 2001–2004 был дирижером Театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловский театр), в 1997–2001 — театра «Зазеркалье». В 2004, после ухода из жизни Р. Мартынова, был назначен главным дирижером Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра и возглавлял его до 2007.

В сентябре 2006 Василий Петренко был назначен главным дирижером Королевского филармонического оркестра Ливерпуля. В 2013 Ливерпульский оркестр заключил с Петренко бессрочный контракт (крайне редкий случай в мировой практике: например, такой контракт был у Зубина Меты с Израильским филармоническим оркестром, ныне у Даниэля Баренбойма с Берлинской оперой). В сезонах 2013/2014 – 2019/2020 был главным дирижером Филармонического оркестра Осло.

Летом 2021 Петренко завершит свою 15-летнюю работу в Ливерпуле. Одновременно с Госоркестром России он возглавит Королевский филармонический оркестр в Лондоне, с которым также заключил 5-летний контракт.

Петренко успешно работает с молодыми оркестрантами. В 2009 он стал главным дирижером Национального молодежного оркестра Великобритании и оставался на этом посту до 2013. В сентябре 2015 сменил Владимира Ашкенази на посту главного дирижера Молодежного оркестра Европейского Союза. Один из приглашенных дирижеров Российского национального молодежного симфонического оркестра.

С ГАСО им. Светланова Василий Петренко сотрудничает с начала 2000-х, в 2016 стал главным приглашенным дирижером. Можно предположить, что это назначение состоялось по инициативе В. Юровского и, вероятно, с дальним прицелом: Юровский уже тогда думал о нем как о преемнике. За пять лет Петренко дал с оркестром более 50 концертов в России и за рубежом. Он — художественный руководитель фестиваля «Лето. Музыка. Музей» в Новом Иерусалиме, одним из организаторов которого является Госоркестр, участвовал в цикле «Истории с оркестром» и других проектах коллектива. Его любят и уважают оркестранты: это видно по взаимоотношениям маэстро и музыкантов и на сцене, и за кулисами.

И можно ожидать, что ближайшие пять лет под руководством Василия Петренко станут новой яркой страницей в истории прославленного коллектива.

МГАСО. Коган

Среди «большой восьмерки» московских оркестров (ГАСО им. Светланова, АСО Московской филармонии, РНО, НФОР, «Новая Россия», БСО им. Чайковского, Капелла п/у В. Полянского, МГАСО) оркестр Павла Когана — пожалуй, наименее заметный, с провинциальным налетом. «Лица необщим выраженьем» МГАСО не выделяется, интерес к коллективу невелик. Редкий гастрольный тур по России состоялся в октябре 2018 к 75-летию коллектива. Последние гастроли за рубежом — осенью 2017.

Павел Коган. Фото предоставлено пресс-службой МГАСО п/у Павла Когана

Коган руководит МГАСО с 1989. На волне перестройки и демократических перемен, когда творческие коллективы могли выбирать руководителей, его выбрали музыканты оркестра вместо Вероники Дударовой (к сожалению, практика выборов худрука быстро прекратилась, так и не достигнув разумного баланса администрации, менеджмента и музыкантов и не став правилом). Тогда один из оркестрантов на вопрос, чем не пришлась оркестру Дударова, ответил: «перерастала возить» (подразумевались гастроли за рубеж). Сегодня зарубежные, да и российские гастроли, как для оркестров, так и большинства российских дирижеров — большая редкость. За отдельными исключениями.

Сам Коган в последние годы появляется за пультом нечасто. Так, за последние шесть сезонов (2015/16 – 2020/21) он продирижировал 51 концертом МГАСО в Москве: в 2015/16 — 10, 2016/17 — 12, 2017/18 — 11, 2018/2019 — 9, 2019/20 — 6, в 2020/21 — 3 (еще 2 запланировано на конец сезона). Еще 20 концертов — во время гастрольного тура по городам России (октябрь 2018).

Как приглашенный дирижер провел за три года (2018–2021) два концерта в Японии и два в России (с оркестрами Самарской филармонии и Красноярского театра оперы и балета).

По информации «МО», конфликт в МГАСО зрел давно. Администрация коллектива была готова к серьезным переменам. И даже к отставке П. Когана, которого пандемия задержала в России (в основном он проживает в Литве). Но и он не дремал, в преддверии перезаключения контракта проявив заметную решимость и активность. В результате его действий по сохранению себя в качестве художественного руководителя и главного дирижера оркестр покинули многолетний директор Всеволод Положенцев и заместитель художественного руководителя Анастасия Мазур. Решением учредителя — Минкультуры РФ — директором назначена Ирина Шигорева,  заместителем художественного руководителя — Никита Лебедев.

Ирина Шигорева род. в Саратове. Окончила фортепианный факультет Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова и аспирантуру СГК, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина (филиал РАНХиГС). Работала художественным руководителем-директором концертного оркестра духовых инструментов «Волга-Бэнд» Саратовской филармонии, занимала аналогичную должность в Государственном Кремлевском оркестре. Исполнительный директор «Духового общества имени Валерия Халилова».

Никита Лебедев род. в 1984. В 2003 окончил фортепианное отделение Училища при Московской консерватории, в 2008 — фортепианный факультет Московской консерватории. Лауреат I премий Международного конкурса камерных ансамблей в г. Добриче (Болгария, 2007), Международного конкурса им. А.Н. Скрябина в Париже (2008), дипломант Международного конкурса камерных ансамблей им. М.В. Юдиной в Санкт-Петербурге (2008). Был художественным руководителем Троицкого музыкального фестиваля и Фестиваля «Дни Моцарта в Москве», руководил концертным отделом Центра Павла Слободкина, с 2015 работал директором оркестра MusicAeterna.

Вероятно, в ходе столь серьезных изменений в менеджменте МГАСО целесообразно было бы снять имя Павла Когана из юридического названия коллектива. И назвать его именем Вероники Дударовой, которая почти 30 лет (1960–1989) руководила коллективом до Когана. Или вовсе оставить без имени.

РНО. Новый директор

Смена директора Российского национального оркестра прошла практически незаметно. В ноябре 2020 был отправлен в отставку Олег Полтевский, отметивший в июне того же года 50-летие. По образованию он дирижер-хоровик (окончил РАМ им. Гнесиных) и юрист (окончил МГИМО). Работал в РНО с середины 1990-х, с 2006 был директором коллектива. При нем коллектив в 2009 получил статус государственного. Чем Полтевский занимается после ухода из РНО — неизвестно.

Полтевского сменила Светлана Рипс. Она родилась в 1976, окончила ГИТИС (1998) и Amsterdam-Maastricht Summer University в Нидерландах. В РНО работает с сентября 1998, в последние годы — коммерческим директором. Участвовала в организации Большого фестиваля РНО, различных проектов оркестра (в частности, «Солисты РНО — детям и юношеству»).

Что их ждет впереди?

Возможно, московские оркестры действительно ждет смена дирижерского поколения. Тем более что выросло и созрело новое поколение молодых дирижеров, в том числе лауреатов Всероссийского музыкального конкурса —30-40-летних, мечтающих выйти на главные роли. Некоторые создают свои коллективы и проекты (ансамбли и оркестры барочной или современной музыки) — например, Ф. Чижевский. Другие уезжают руководить региональными коллективами — Д. Ботинис (Кавминводы), Д. Крюков (Уфа), В. Урюпин (Ростов). Третьи — набираются опыта в качестве ассистентов (И. Манашеров, А. Рубин, Н. Цинман, А. Ткаченко, А. Дадашев и др.).

Да и пандемия вернула многих в Москву и в Россию. Некоторые из тех, у которых были контракты за рубежом, лишились этих контрактов и хотели бы больше работать на родине, с российскими оркестрами. К примеру, Андрей Борейко, который недавно продирижировал в «Зарядье» 12-й симфонией Шостаковича с РНО — и это был первый его концерт за год! Дмитрий Лисс, Теодор Курентзис, Василий Синайский…

Конкуренция возрастает стремительно. Что предпочтут учредители коллективов — молодость или опыт?

Существует и субъективный фактор. Пользуясь своим влиянием, кого-то рекомендуют С. Ролдугин, Д. Мацуев, Ю. Башмет, В. Гергиев, другие персоны, стремящиеся держать руку на «оркестровом пульсе» и заполнить вакансии (существующие реально или потенциальные) своими протеже.

Так что в ближайшие годы следить за возможными перемещениями дирижеров в оркестрах Москвы, да и в России, наверняка будет интересно.

«МО»

Опубликовано «МО» № 2 (473, 474) 2021