Оперный проект «Борис» в Штутгартской опере объединил Модеста Мусоргского и Сергея Невского

Оперный проект «Борис» в Штутгартской опере объединил Модеста Мусоргского и Сергея Невского
Иллюстрация https://www.staatsoper-stuttgart.de/spielplan/a-z/boris-oper/
2 февраля в Staatsoper Stuttgart — премьера оперного проекта «Борис». В постановке объединены первая редакция «Бориса Годунова» Мусоргского и оперой Сергея Невского «Время секонд хэнд» по одноимённой книге нобелевского лауреата Светланы Алексиевич. Опера Невского написана по заказу Штутгартской оперы. 

Штутгартская опера о новой постановке:

Забвение может быть благодатью, но тот, кто не может вспомнить — потерян навсегда.

Модест Мусоргский в своей опере обращается к одному из переломных моментов российской истории — эпохе царствования одного из самых неудачливых правителей России Бориса Годунова и показывает народ, который вначале прославляет, а затем проклинает своего царя, в основном же просто равнодушно его терпит.

Также Мусоргский показывает, как пишется история: монах пишет летопись и вписывает в нее убийство Годуновым наследника престола. Неважно, является это убийство историческим фактом или легендой: царя сводят с ума призраки прошлого. Кто пишет историю и в чьих интересах? В каком соотношении она находится вымысел с тем, что было на самом деле?

Для Светланы Алексиевич правда заключается в полифоническом сопоставлении переживаний сотен безымянных «героев повседневной жизни», как это зафиксировано в ее книге «Время сэконд-хэнд».

Композитор Сергей Невский помещает некоторые из этих жизненных историй как фрагменты музыкальных воспоминаний между историческими картинами Мусоргского.

Эти истории являются примерами борьбы за власть в таких сферах, как любовь и семья.

В BORIS новое сочинение Невского переплетается с оперой Мусоргского 1869 года, образуя общий нарратив.

Режиссер Пол-Георг Диттрих ставит «Бориса Годунова» как мрачное видение будущего, нео-царской империи с исторической перспективой, но без исторической памяти.

В коллективной амнезии воспоминания о прошлом мерцают снова и снова. Так давно снившиеся сны и пережитые разочарования входят в людей будущего, возвращая им ощущение вчерашнего дня.