Ольга Рахальская, открытое письмо: «Музыковеды изучают биографию Вайнберга, игнорируя самого Вайнберга…»

Ольга Рахальская, открытое письмо: «Музыковеды изучают биографию Вайнберга, игнорируя самого Вайнберга…»

Мечислав Вайнберг. 100 лет со дня рождения

Вдова Мечислава Вайнберга Ольга Рахальская обратилась с открытым письмом к музыкальной общественности.

Дорогие друзья!

Выражаю свою искреннюю признательность за ваш интерес к творческому наследию моего мужа и к его судьбе.

Благодарю за ваш труд, но должна сказать, что в последние годы в музыковедении наметилась некая тенденция, которая вызывает у меня протест.

Музыковеды изучают биографию Вайнберга, игнорируя самого Вайнберга, т.е. не придают значения тому, что говорит он сам.

Вот, например, зачем рассматривать версию, что Самуил Вайнберг приехал в Варшаву с беременной женой за 8 дней до рождения сына Моисея, если сам Моисей говорит: «Мой отец обосновался в Варшаве в 1914 году».

Почему словам далеких от него людей нужно доверять больше, чем его собственным?

Музыковеды отмечают, что в биографии Вайнберга сплошные загадки, неясности и пробелы.

Да, неясности есть. Особенно в том, что касается истории гибели его семьи.

Но в остальном – загадочность явно преувеличена.

Ведь из всего сказанного и написанного о Вайнберге за последнее время явствует, что он, прожив в Варшаве почти до двадцати лет, так и не узнал следующего:

1. Что его родители в разводе;
2. Как зовут его мать;
3. Как зовут его самого;
4. Когда у него день рождения;
5. С кем он бежал из Варшавы в начале Второй мировой войны (один, с сестрой или отцом);
6. Встречался ли он после своего бегства с кем-то из своей семьи.

Я назвала шесть пунктов, но этот список можно продолжить.

Если человек за 20 лет не усваивает того, что известно четырехлетнему ребенку, то с его умственным развитием все очень плохо.

Но Вайнберг был умным и здравомыслящим человеком. К тому же, у него была хорошая память.

Можно еще предположить, что он намеренно давал неверные сведения. Но склонности ко лжи у него не было, а смысла эта предполагаемая ложь не имела никакого.

По-моему, нужно просто внимательнее послушать его самого.

Хотя встречается мнение, что он ничего не рассказывал о своей семье. Но я была рядом с ним больше тридцати лет и никак не могу с этим согласиться.

Конечно, он рассказывал, и не только мне.

О разводе родителей он, скорее всего, не говорит потому, что его (развода) не было. Из его воспоминаний о начале войны следует, что его родители были вместе. Вот его слова: «С утра я вместе с сестрой пошел на Восток. Сестричка скоро вернулась к матери и отцу, а я пошел вперед. И долго еще мы кружили между немецкими и польскими войсками…» (цитата из статьи Людмилы Никитиной «Почти любой миг жизни — работа». Страницы биографии и творчества Мечислава Вайнберга. Музыкальная академия, 1994. № 5)

Больше всего прямой речи Вайнберга содержится в этой статье и в статьях М.А. Якубова, т.к. они основаны на диктофонной записи их интервью с композитором.

Теперь о его матери. Ее имя — Сарра Котлицкая. Сценический псевдоним – Соня Карл.

Тетку Мечислава, сестру его отца, звали Соней. От этого происходит постоянная путаница. Соней Вайнберг, например, называют Сарру Котлицкую в энциклопедии еврейского театра на идише (1 том, Нью-Йорк, 1931).

В Википедии была помещена фотография Самуила Вайнберга с двумя сестрами с комментарием: «Самуил Вайнберг с женой и сестрой».

Это пример того, что и в энциклопедиях могут публиковаться недостоверные сведения.

Тем более — в воспоминаниях неблизких знакомых почти всегда есть неточности.

Через некоторое время после того, как сестра вернулась домой, Мечислав вернулся тоже. Но сестра увидела его в окно и крикнула: «Метэк, беги! Немцы уже здесь». И он ушел снова.

С этого момента Вайнберг никогда больше не видел ни сестру, ни мать, ни отца.

Узнать об их участи ему не удавалось до 1966 года. (Тогда он посетил Польшу.) Архивы сгорели. Сведения исходили только из предположений и слухов, переходящих от одних людей к другим. Но все версии сходились на том, что семья погибла в концлагере Травники.

Недавние исследования приводят к мысли, что отец Вайнберга погиб в Лунинце.

Белорусский музыковед Инесса Двужильная приводит к тому веские доводы. Но она делает из этого, как мне кажется, поспешные выводы, что отец и сын бежали вместе.

Если Самуил Вайнберг погиб в Лунинце, то сын об этом не знал.

Он многие годы после войны думал, что вся его семья погибла в варшавском гетто. И то, что на титульном листе 1-ой фортепианной сонаты рукой М. Вайнберга написано «1940 год. Лунинец» не обязательно имеет какое-то отношение к его отцу.

Уточним теперь имя Вайнберга: Моисей или Мечислав?

Имени у него было два, как это нередко было принято у евреев рассеяния: одно – сакральное, синагогальное (Моисей), другое — светское, бытовое (Мечислав). Первое в быту не употреблялось, поэтому близкие и друзья звали его Метэком, это уменьшительная форма от имени «Мечислав». На тех сочинениях, которые он сохранил, убегая из Варшавы, стоит надпись «Мечислав Вайнберг».

Когда беженцы переходили границу Белоруссии, пограничники оформляли их пропуска очень торопливо, народу было много и приходилось спешить.

Молоденький солдат даже с третьего раза никак не мог разобрать непривычное, с акцентом произносимое имя «Мечислав». И тогда он сказал: «Ты еврей? Нет у вас таких имен. Будешь Моисей». Вайнберг согласился, но в фонетическом строе чужого языка не узнал своего имени, т.к. «Моисей» звучит иначе, чем по-польски «Мойжеш».

Итак, до 1982 года официально он стал только Моисеем, а в 1982 году вернул имя «Мечислав», и, таким образом, оба имени имеют право на существование.

И, наконец, когда Вайнберг родился?

Польский исследователь Данута Гвиздаланка называет как дату его рождения 12 января 1919 года, опираясь на прошение Самуила Вайнберга о приеме сына в Варшавскую консерваторию. К этому прошению прилагается копия свидетельства о рождении с той же датой.

Но Вайнберг всю жизнь отмечал день рождения 8 декабря! Не мог же он не знать, когда родился. И во всех советских документах дата рождения — 8.12.1919.

Возможно, Самуилу как-то удалось сдвинуть дату с 8.12. на 12.01, чтобы сын по документам оказался почти на год старше, т.к. в консерваторию принимали с 13 лет. Но это — только догадка, может быть, она и неверна.

Вопросов, конечно, много. Но все-таки не стоит увлекаться новизной версий, опровергающих его собственные слова и торопиться возводить гипотезы в категорию фактов.

Из всех голосов, идущих из прошлого, решающим должен быть голос Моисея Вайнберга.

Еще раз спасибо!

С уважением и пожеланием успеха,
Ольга Рахальская

10 июня 2018 г.