Объявлена программа XV Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова

Объявлена программа XV Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
В связи с эпидемиологической ситуацией в программе Чеховского фестиваля произошли изменения. Актуальная на сегодня программа и все изменения —  на официальном сайте Чеховского фестиваля. 

9 декабря 2020 в 12.00 Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова провел пресс-конференцию, на которой была объявлена программа фестиваля. Пятнадцатый чеховский фестиваль состоится в Москве с 14 мая по 17 июля при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы.

9 декабря 2020 Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова провел пресс-конференцию. На пресс-конференции была объявлена программа следующего фестиваля, который пройдет летом 2021 (14 мая — 17 июля) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы.

В пресс-конференции приняли участие представители Министерства культуры РФ, Департамента культуры города Москвы, Institut français de Russie и Гете-института.

Среди зарубежных гостей, которые в этом году в виду сложной эпидемиологической ситуации присоединились к мероприятию онлайн – режиссеры Карлуш Падрисса (компания «Фура дель Бауш», Испания), Алессандро Серра (Италия), Йете Штекель (Германия), хореографы и исполнители Адити Мангалдас (Индия) и Патрисия Герреро (Испания), хореографы Джао Лян (КНР) и Мурад Мерзуки (Франция), постановщик Матюрен Болз (Франция).

Программа XV Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова по традиции, будет состоять из Мировой серии, Московской программы и ряда дополнительных мероприятий для широкого круга зрителей, включая фотовыставку.

В Мировую серию включены 12 спектаклей из 10 стран мира, представляющие разнообразные сценические жанры и отражающие актуальные тенденции в мировой режиссуре, хореографии, музыкальном театре, сценографии.

Показы спектаклей программы пройдут на ведущих сценических площадках Москвы: в Государственном академическом театре им. Моссовета, Московском драматическом театре им. Пушкина, Музыкальном театре «Геликон-опера», Московском концертном зале «Зарядье».

Официальный сайт фестиваля — https://chekhovfest.ru

ПРОГРАММА XV МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ им. А. П. Чехова
14 мая – 17 июля 2021 г.

Й. Гайдн
СОТВОРЕНИЕ МИРА

Компания «Фура дель Бауш» (Испания)
Московский камерный хор
п/у В. Минина

14, 15 мая
На сцене Государственного Концертного зала «Зарядье»

Фура дель Бауш — знаменитый уличный театр, который был основан в 1979 году. С тех самых пор они заставляют удивляться и восхищаться зрителей всего мира. Их десятиметровые куклы, управляемые подъёмными кранами, прогуливались по центральным улицам и площадям многих столиц мира и приветствовали зрителей на церемонии открытия олимпийских игр. Они обращаются к великим произведениям литературы и превращают их в великолепные зрелища. В спектаклях «Фуры дель Бауш» участвуют артисты, художники, технологи, механизмы и пиротехника, а также архитектура и сами зрители.

Либретто оратории рассказывает историю создания вселенной, жизни и человечества в соответствии с Бытием и Псалмами. В сценической версии существуют два параллельных мира: тот, в котором за 7 дней сотворены небо и земля, свет и тьма, моря и суша, светила, птицы, звери и Человек, и мир, в котором беженцы в течение 7 дней бегут из хаоса, надеясь обрести божественный порядок в доме Адама и Евы.

А. П. Чехов
 ВИШНЕВЫЙ САД
Компания Умберто Орсини (Италия)
Постановка и сценография – Алессандро Серра

18, 19 мая
На сцене Московского драматического театра
им. А. С. Пушкина

Итальянский режиссер Алессандро Серра начал свою театральную карьеру в очень молодом возрасте и сразу привлек внимание сценическими адаптациями работ Ингмара Бергмана. В 1999 г. он организовал собственную труппу Teatropersona, с которой ставил спектакли, выступая как драматург, режиссер, сценограф, художник по свету и костюмам. Работы Алессандро Серры удостоены многих национальных и европейских театральных премий, а спектаклем «Вишневый сад» в 2019 г. открывалась Венецианская Биеннале.

Серра подходит к Чехову со своим обычным методом «гипер-режиссуры», занимаясь одновременно всеми художественными аспектами спектакля. Алессандро Серра попытался найти – и нашёл – тот синтез комического и трагического, который всегда существовал в Чехове. Это «кьяроскуро», игра на резком противопоставлении света и тени, визуально доминирующая на сцене и оказывающая сильное эмоциональное воздействие. Это нотная запись душ, где диалоги возникают из переплетения и взаимопересечения внутренних монологов. Единое дыхание, единый голос. Нет здесь и грустных тонов, это очищенная от всего лишнего настоящая жизнь.

ЖИЗНЬ
Компания Адити Мангалдас (Индия)
Хореография и постановка — Адити Мангалдас

Часть !
Прерван_ная жизнь
Часть 2
Праздник жизни

21, 22, 23 мая
На сцене Московского драматического театра им. А. С. Пушкина

Адити Мангалдас — известная танцовщица и хореограф «катхака» — традиционной индийской танцевальной формы. На сегодняшний день Адити признана во всем мире за артистизм, техничность и характерную энергию, которые присущи каждому её выступлению. Помимо танца и классических танцевальных постановок, как сольных, так и групповых, её новаторство выражается в использовании собственных знаний и опыта в катхаке для развития форм современного танца, пропитанного духом классики.

«Прерван_ная жизнь» возникает из человеческого тела, исследуя его хрупкость, разрушение, сопротивление, уязвимость, непобедимость, неизбежность и обновление. Как торжество человеческого существования, его тела и его духа. «Праздник жизни» демонстрирует чистую классику древнего катхака, обнажая ту основу, которую творческий метод Адити способен превратить в волнующее произведение современной хореографии.

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
И. Стравинский
«Весна священная»
А. Пярт
«Фратрес III»

Компания «Ноизм» (Япония)
Хореография и постановка — Дзё Канамори

27, 28, 29 мая
На сцене Театра им. Моссовета

«Ноизм» — японская балетная труппа, которая была основана хореографом Дзё Канамори в 2004 году в городе Ниигата. Выдуманное Канамори слово означает отказ от всяческих «измов»: национализма, коммунизма, постмодернизма. Имеет также отношение к театру «Но», искусству абстрактному и телесному одновременно. Впервые Чеховский фестиваль познакомил российских зрителей с этой замечательной труппой в 2007 году, и с тех пор Дзё Канамори стал в нашей стране амбассадором японского современного танца, представляя свои спектакли как в Москве, так и в других городах.

«Весну священную» Стравинского хореограф мечтал поставить с ранней юности, и он честно признается, что боялся приступить к работе, поскольку бесчисленное количество раз видел на сцене великие балеты Мориса Бежара и Пины Бауш. Решился на этот шаг лишь 28 лет спустя. Во второй части спектакля Канамори обращается к сложной музыкальной партитуре эстонского композитора Арво Пярта, насыщая ее не менее сложной и выразительной хореографией.

АНТИУТОПИЯ
Компания Патрисии Герреро (Испания)
Хореограф и постановщик — Патрисия Герреро

27, 28, 29 мая
На сцене Театра «Геликон-опера»

Патрисию Герреро называют «бриллиантом» молодого поколения фламенко. Её хвалят за элегантность и изящество стиля, эмоциональность и жизненную силу, которая ощущается в каждом движении.

«Антиутопия» – одна из последних премьер Патрисии, в которой она исследует  скрытую сторону нашего мира, которая живёт в тишине и тайно управляет нашей реальностью, контролируя все наши движения. Действие происходит на границе между реальностью и снами, правдой и выдумкой. Воображаемый образ, сотканный из игры импульсов, звука и движения,  преследует героиню. Он вовлекает её, казалось бы, в приятное общество, правила и условности которого в итоге становится для нее тюрьмой и лишают воли над собственным телом, превращая в робота с заданными движениями. Казалось бы, отвлеченный, нематериальный сюжет рассказан зримым,  сочным, эмоциональным языком фламенко, которым блестяще владеет Патрисия Герреро.

СУТРА
Театр «Сэдлерс Уэллс» (Великобритания)
Хореография и постановка — Сиди Ларби Шеркауи

1, 2, 3, 4, 5 июня
На сцене театра им. Моссовета

Лондонский театр «Сэдлерз Уэллс» не раз представлял свои спектакли на Чеховском фестивале, и каждый раз они проходили с неизменным зрительским успехом. Театр не случайно называют «Меккой современной хореографии» – пожалуй, все заметные фигуры в мире танца двух последних десятилетий отметилась работами на его сцене.

«Сутра» — один из самых волнующих спектаклей «Сэдлерс Уэллс», — с участием 19 буддийских монахов исследует философию и веру в традиции Шаолиня. Несравненная постановка знаменитого хореографа и действующего худрука Королевской оперы Фландрии  Сиди Ларби Шеркауи покорила сердца и воображение зрителей во всём мире.

У. Шекспир
ГАМЛЕТ
Театр «Талия» (Германия)
Режиссёр — Йетте Штекель

9, 10 июня
На сцене театра им. Моссовета

Вслед за нашумевшими «Ромео и Джульеттой» и «Бурей», которую Чеховский фестиваль представил в Москве в 2019 г.,  одна из самых многообещающих фигур современного немецкого театра Йетте Штекель продолжает переосмысливать наследие Шекспира.

Безумие, которое Гамлет выбирает в качестве маски, чтобы добиться справедливости и реализовать план мести, всё больше становится реальностью. Границы между охотником и добычей, просветлением и паранойей становятся размытыми. В своейственной ей смелой манере Йетте Штекель препарирует шекспировский текст, обнажая смыслы, актуальные для сегодняшнего дня.

ФОЛИЯ
Компания «Анкор он тур» (Франция)
Хореограф — Мурад Мерзуки

13, 14, 15, 16, 17, 18 июня
На сцене театра им. Моссовета

«Фолия» — это смешение танцевальных, музыкальных и визуальных жанров, фантастическая виртуозность исполнителей. Музыкальную канву спектакля составляет сочетание барочной и электронной музыки. Насколько широк диапазон эмоций в барочной музыке, настолько же широк диапазон звуков и красок самой постановки. Хореограф Мурад Мерзуки известен тем, что сумел на профессиональном уровне соединить современный танец и хип-хоп. Своих артистов он всегда призывает к самым смелым экспериментам в искусстве. В «Фолии»  Мурад Мерзуки впервые выступает не только хореографом, но и режиссёром, органично сочетая в спектакле разные танцевальные направления, барочную оперу, звуки тарантеллы и чаконы и яркие визуальные образы.

ЧАЙНОЕ ЗАКЛИНАНИЕ
Режиссёр — Чжао Лян
Компания Чжао Лян Арт (Китай)

20, 21, 22 июня
На сцене театра им. Моссовета

Чжао Лян — молодой китайский художник и хореограф, снискавший известность в своей стране перформансами и спектаклями, в которых  древние китайские традиции сценического движения и боевых искусств обретают  новую жизнь в самобытном  сценическом оформлении.

«Чайное заклинание» – одна из частей ориентальной трилогии Чжао Ляна.

Эта работа навеяна созерцанием прекрасного древнего чайного сервиза, обнаруженного при раскопках в храме эпохи династии Тан. Сюжет об отшельнике, леснике и обезьяне, встречающих Прекрасную даму, представляет три разных типа человеческой личности. Чжао Лян рассказывает его языком танца, музыки и света, создавая изысканные живые картины. Зритель, наблюдающий за этим действом из зала, погружается в царство грёз, и перед ним раскрывается волшебный мир эстетики Востока

ОПУС
Компания Circa (Австралия)
Режиссер – Аарон Лившиц

24, 25, 26, 27, 28 июня
На сцене театра им. Моссовета

Четырнадцать австралийских акробатов и музыканты из квартета Дебюсси воспевают музыку Дмитрия Шостаковича.

Струнные квартеты Шостаковича, звучащие то интимно, то страстно, то лирично, то глубоко трогательно, являются мощным личным высказыванием одного из величайших композиторов 20 века. Австралийский режиссер Аарон Лившиц, работающий в популярном в этой стране жанре физического театра, исследует в «Опусе» сложные отношения между личностью и обществом, между неумолимым движением колеса истории и движением сердца, между трагическим и комическим. Три струнных квартета великого русского композитора составляют основную музыкальную и драматическую линию этого спектакля — захватывающего сочетания сложнейшей акробатики, лиричной пластики и групповой хореографии. Этот сплав музыки и языка тела — работа высочайшего уровня

КОНЕЦ ИГРЫ
Театр имени Шота Руставели (Грузия)
Режиссёр — Роберт Стуруа

30 июня
1, 2 июля
На сцене театра им. Моссовета

Нет необходимости представлять художественного руководителя тблисского театра им. Шота Руставели Роберта Стуруа, Его творчество хорошо известно в России, и особенно в Москве – во многих  московских театрах идут спектакли в его постановке. Его работы не раз включались и в  программу Мировой серии Чеховского фестиваля, и в Московскую программу.  «Конец игры» — последняя премьера мастера. Постановку одноактной пьесы Сэмюэля Беккета «Конец игры» режиссер посвятил своему другу, композитору Гии Канчели, недавно покинувшему этот мир. Пронзительную историю о механизме человеческого существования, который имеет свойство изнашиваться и останавливаться, на протяжении всего действия сопровождает музыка Канчели.

ВЫСОКИЕ ПЛАТО
Компания «Руки, ноги и голова тоже» (Франция)
Режиссёр — Матюрен Болз

14, 15, 16, 17  июля
На сцене театра им. Моссовета

На сцене Матюрен Болз создает свой удивительный мир, который несмотря на все неизбежные опасности, полон поэзии и изящества. В нём мы находим узнаваемый быт и потустороннюю красоту. Виртуозность артистов поражает воображение. Сценография — батуты, трамплины и другие акробатические снаряды, вертикальные и горизонтальные планы, дерево, сталь, зелень, предметы быта — всё это для того, чтобы зритель погрузился в метафорическое пространство, жесткое, даже беспощадное, но всё же поэтическое и человечное.

Головокружительное мастерство артистов, чьи движения точно и музыкально «оркестрованы» Матюреном Болзом — вовсе не самоцель, они изящно и ненавязчиво раскрывают драматургию. В спектакле артисты используют свои знания цирковых дисциплин, умение работать на снарядах. Звук, музыка, акробатические приемы рождались в процессии импровизаций.

Фото предоставлены пресс-службой Чеховского фестиваля