Новосибирский симфонический оркестр в Москве: 11-я симфония Шостаковича

Новосибирский симфонический оркестр в Москве: 11-я симфония Шостаковича
Томас Зандерлинг

18 марта 2021 в Большом зале «Зарядья» состоится концерт Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Томаса Зандерлинга. Начало в 20.00. В программе – Серенада для струнного оркестра Петра Чайковского и Симфония № 11 Дмитрия Шостаковича. 

Приезд в Москву Новосибирского симфонического оркестра продолжает серию концертов к 115-летию со дня рождения Шостаковича: весь цикл из 15 симфоний в течение года в исполнении столичных и региональных оркестров.

Перед концертом, в 19.00, в Малом зале «Зарядья» музыковед Левон Акопян выступит с лекцией «Разговор о Шостаковиче».

«Тема этой (Одиннадцатой. – «МО») симфонии – революция 1905 года. Я очень люблю этот период в истории нашей Родины, нашедший яркое отражение в рабочих революционных песнях». (Д. Шостакович, из «Дум о пройденном пути», опубликованных в №9 журнала «Советская музыка» за 1956 год).

Премьера симфонии состоялась 30 октября 1957 в Москве в Большом зале консерватории. Госоркестром СССР дирижировал Натан Рахлин.

В Ленинграде 11-я симфония Шостаковича впервые прозвучала 3 ноября 1957 в Большом зале филармонии (Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, дирижер – Евгений Мравинский).

14 декабря 1958 в Карнеги-холл симфонию исполнил Оркестр Нью-Йоркской филармонии под управлением Леопольда Стоковского, а в апреле 1959 состоялась парижская премьера Одиннадцатой Шостаковича (Национальный оркестр французского радио, дирижер Андре Клюитанс).

«Ни одно произведение, созданное после 1948 года, не встречало столь единодушного одобрения, и ни одного – кроме предыдущей симфонии – не ожидали с таким нетерпением. О Десятой яростно спорили в Советском Союзе, в то время как за границей в один голос признали ее величие. С Одиннадцатой дело обстояло наоборот: в родной стране композитора о ней говорили почти исключительно в восторженных выражениях, а за пределами СССР зачастую критиковали ее наивную программность и несовременность выразительных средств. Упреки эти были, пожалуй, несправедливы, поскольку, несмотря на традиционный язык, Одиннадцатая симфония отличается мастерством и логикой построения. <…> Шостакович создал здесь совершенно новый тип симфонизма, основанный на сочетании разных элементов. Таким образом, чередование революционных песен, традиционный бетховенско-малеровский симфонизм первой половины второй части и строгая полифоническая форма другой ее половины, а также статистика первой части объединяются в нераздельное целое». (Из книги Кшиштофа Мейера «Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время» / Пер. Е. Гуляевой. СПб.: Композитор (СПб.), 1998).

«МО»