Николай Пейко: 105 лет со дня рождения

Николай Пейко: 105 лет со дня рождения

25 марта 1916 родился известный композитор, дирижер, педагог Николай Иванович Пейко.

Его жизненный и творческий путь совпал с существованием Советского Союза и советской музыкальной культуры — как и жизненный и творческий путь многих композиторов того послевоенного поколения, на которое серьезно повлияли события конца 40-х – начала 50-х годов (Мечислав Вайнберг, Борис Чайковский, Юрий Левитин, Герман Галынин, Вениамин Баснер…).

Николай Пейко родился в Москве. В 1933-1937 учился в Музыкальном училище при консерватории у Генриха Литинского по композиции и Игоря Способина (теоретические дисциплины). По окончании училища по рекомендации и настоянию Николая Мясковского был принят сразу на третий курс Московской консерватории, которую в 1940 окончил по классу композиции у Мясковского и классу анализа музыкальных форм у Виктора Цуккермана (у них же позже окончил и аспирантуру).

Пейко писал практически во всех жанрах. Он — автор опер «Айхылу» (1943, 2-я ред. 1953), «Дней давних бой» (1981), «Ночь царя Ивана» (1982); балетов «Весенние ветры» (1950, в соавторстве с татарским композитором Загидом Хабибуллиным), «Жанна д’Арк» (1953-1955), «Березовая роща» (1964), «Абакаяда» (1983).

Для оркестра он написал 9 симфоний (7-я для ОРНИ), Симфониетту, «Симфоническую балладу», «Элегическую поэму» для струнных (памяти своего учителя Н. Я. Мясковского) и др. В конце 1940-х, подобно многим коллегам, обратился к фольклорным мотивам, написав «Молдавскую сюиту» (1949-1950), «Из якутских легенд» (1940-1957), Семь пьес на темы народов СССР (1950). В 1947 за Первую симфонию и в 1951 за «Молдавскую сюиту» был удостоен Сталинской премии II степени.

Также в его творческом наследии — концерты для фортепиано, гобоя, малой домры с оркестром, две Концертные фантазии для скрипки с оркестром, Фортепианный квинтет, 4 струнных квартета и другие камерные сочинения, две сонаты и две сонатины для фортепиано. Кантаты «Строители грядущего» (на слова Н. Заболоцкого), «Пинежье» для контральто, тенора и струнного оркестра (по рассказам Ф.  Абрамова из цикла «Трава-мурава»), «Дней давних бой» (к 600-летию Куликовской битвы); оратория «Ночь царя Ивана» (позднее переработана в оперу).

Для голоса с фортепиано им написано около 100 сочинений, 74 из которых объединены в 14 циклов: «Сердце воина» (на слова советских поэтов), «Звуки ночи Гарлема» (на слова американских поэтов), 3 музыкальные картинки (на слова С. Есенина), «Лирический цикл» (на слова Г. Аполлинера), триптих «Осенние пейзажи» (на слова Н. Заболоцкого), «Свет василькового венка» для тенора и фортепиано (на слова В. Набокова) и др.

В фильмографии композитора — художественные, документальные, научно-популярные, анимационные фильмы. Писал музыку к театральным спектаклям, радиопостановкам.

Николай Пейко, 1970-е годы

Композиторский стиль Николая Пейко сформировался под влиянием традиций как русской, так и европейской музыки, в том числе — сочинений его педагога Н. Я. Мясковского. Этим традициям он оставался верен всю жизнь, хотя в некоторых поздних сочинениях решался на эксперименты с 12-тоновой техникой. Для симфонической музыки Пейко характерна яркая и изысканная оркестровка.

К творчеству композитора обращались дирижеры Леопольд Стоковский, Александр Гаук, Натан Рахлин, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Альгис Жюрайтис, Рудольф Баршай, пианисты Виктор Мержанов, Дмитрий Башкиров, Александр Бахчиев, Дмитрий Благой, Алексей Любимов, скрипачи Эдуард Грач и Виктор Третьяков, флейтист Александр Корнеев, певцы Зара Долуханова, Виктория Иванова, Владимир Атлантов, Квартеты им. Бородина и им. Шостаковича…

Более полувека Пейко занимался преподавательской деятельностью, заслужив репутацию выдающегося педагога. В 1942 он начал преподавать в Московской консерватории в качестве ассистента Д. Д. Шостаковича и Н. Я. Мясковского, затем вел собственный класс (до 1959). Также вел занятия по чтению партитур. В 1954-1993 преподавал и руководил кафедрой композиции в ГМПИ (РАМ) имени Гнесиных (с 1958 — профессор). Воспитал более 70 композиторов, среди которых София Губайдулина, Виктор Суслин, Алексей Ларин, Александр Журбин, Евгений Ботяров, Татьяна Назарова-Метнер, Евгений Птичкин, Вячеслав Шуть, Юрий Абдоков и другие.

«Я восхищаюсь его талантом педагога и композитора, считаю его человеком высокого ума и душевной чистоты», — говорила о своем учителе София Губайдулина.

Ученики Пейко вспоминают, что его школа — это предельная требовательность, строгость по отношению к каждому написанному звуку.

С 1940 Пейко выступал как пианист, с 1946 — как дирижер с исполнением своих произведений.

Автор статей о новых произведениях Мясковского, Шостаковича, Б. Чайковского, Лютославского, Мессиана и других композиторов-современников, рецензии на первое русское издание «Трактата по инструментовке» Г. Берлиоза (в переводе С.  Горчакова). Член редколлегии академического издания ПСС Н. А. Римского-Корсакова.

Жизнь Н. И. Пейко сопровождалась драматическими обстоятельствами. В 1937 был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне его отец. Были репрессированы почти все родственники его жены Ирины Михайловны (урожденной княжны Оболенской). В 1948 композитор подвергся жесткой критике «в свете» известного Постановления ЦК ВКП (б) об опере В. Мурадели «Великая дружба». В начале 1950-х Пейко был (к счастью, ненадолго) уволен из консерватории по «обвинению» со стороны партийных органов в приверженности «декадентским» принципам Мясковского и пропаганде идеологически «опасного искусства» (музыки Малера, Брукнера, Равеля, Стравинского, Берга, Глазунова, Метнера). В ночь с 6 на 7 февраля 1953 вместе с Борисом Чайковским был в доме своего друга Мечислава Вайнберга и присутствовал при его аресте. Вместе с Д. Д. Шостаковичем содействовал освобождению Вайнберга из Бутырской тюрьмы. Но еще гораздо раньше, в 1946, Вайнберг посвятил Пейко вокальный цикл «Шесть сонетов на стихи У. Шекспира» для баса и фортепиано ор. 33.

Н.И. Пейко был одним из самых образованных музыкантов своего времени. Он обладал феноменальной памятью и потрясающим аналитическим даром. София Губайдулина называла самым ценным его качеством «аналитическое дарование и поразительно ясное, идущее от души “видение формы”».

Главным увлечением Пейко в течение всей жизни были шахматы. Сохранились «шахматные тетради», в которых зафиксированы «поединки» Н. И. Пейко с Сергеем Прокофьевым, Давидом Ойстрахом и другими известными музыкантами.

Композитор был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1946), удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1964).

Николай Иванович Пейко скончался 1 июля 1995 в Москве. Похоронен на Домодедовском кладбище рядом с женой, Ириной Михайловной Пейко-Оболенской.

Н. И. Пейко посвящены книги Е. Рыбакиной «Николай Пейко: очерк жизни и творчества» (М.: Музыка, 1980) и его ученика Ю. Абдокова «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою…» (монография) (М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ; Издательский дом “Русская Консерватория”; издательство БОС, 2020).

«МО»